Программа кружка « ЮНЫЙ ГЕНЕТИК». ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ ТЕМА: «Формирование умений по решению генетических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской.
Advertisements

Преподаватель: Погребнёв Сергей Сергеевич Тема 7: Наследственность и изменчивость организмов. Лекция 22. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ Ученые Термины Генетические символы Первый закон Менделя Второй закон Менделя Третий закон Менделя Неполное доминирование.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Основные закономерности наследственности и изменчивости Законы Г. Менделя Теория постигается через практику.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Основные понятия генетики. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Законы Грегора Менделя. Задачи урока: -Познакомиться с опытами Г.Менделя -Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения,
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
9 класс. Урок – обобщение. Учитель Хабибуллина Г.Н. Наследственность. Изменчивость.
Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя г. Еремеева Наталия Николаевна МКОУ «Воловская СОШ 2»
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
Транксрипт:

Программа кружка « ЮНЫЙ ГЕНЕТИК»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ ТЕМА: «Формирование умений по решению генетических ТЕМА: «Формирование умений по решению генетических задач.» задач.» Выполнили: Выполнили: 1. Ниспаева Марья Илеузовна 1. Ниспаева Марья Илеузовна учитель биологии учитель биологии МОУ « Первомайская СОШ» Кваркенского района МОУ « Первомайская СОШ» Кваркенского района 2. Карякина Евдокия Васильевна 2. Карякина Евдокия Васильевна учитель биологии учитель биологии МОУ « Кировская СОШ» Кваркенского района МОУ « Кировская СОШ» Кваркенского района

Проблема: Поиск эффективных методов, форм, средств формирования умений решать генетические задачи во внеурочное время Поиск эффективных методов, форм, средств формирования умений решать генетические задачи во внеурочное время

Цель проекта : «Теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование умений решать генетические задачи во внеурочное время» «Теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование умений решать генетические задачи во внеурочное время»

Задачи проекта: - Проанализировать современную педагогическую, методическую литературу по проблеме проекта: « Поиск эффективных методов, форм, средств формирования умений решать генетические задачи во внеурочное время» и произвести отбор необходимого материала для создания практико – ориентированного проекта и продукта проекта. - Проанализировать современную педагогическую, методическую литературу по проблеме проекта: « Поиск эффективных методов, форм, средств формирования умений решать генетические задачи во внеурочное время» и произвести отбор необходимого материала для создания практико – ориентированного проекта и продукта проекта. - Разработать продукт проекта: программу кружка «Юный генетик»,алгоритмы решения генетических задач, методические рекомендации к решению генетических задач. - Разработать продукт проекта: программу кружка «Юный генетик»,алгоритмы решения генетических задач, методические рекомендации к решению генетических задач. - Определить критерии эффективности проекта. - Определить критерии эффективности проекта. - Подобрать диагностический инструментарий для оценивания результатов проекта: умений решать задачи. - Подобрать диагностический инструментарий для оценивания результатов проекта: умений решать задачи. -Апробировать продукт проекта, направленный на достижение результата проекта на базе своих школ. -Апробировать продукт проекта, направленный на достижение результата проекта на базе своих школ.

Актуальность проекта Возникла необходимость обеспечения вариативности содержания образования в старшей школе; Возникла необходимость обеспечения вариативности содержания образования в старшей школе; Отсутствие достаточного количества разработанных программ для внеурочной работы с учащимися; Отсутствие достаточного количества разработанных программ для внеурочной работы с учащимися; Введение итоговой аттестации за курс основной школы в форме ГИА; Введение итоговой аттестации за курс основной школы в форме ГИА; Необходимость повышения генетической грамотности школьников в связи с ростом генетического груза, связанного с загрязнением среды и продуктов питания, применением излишних доз лекарств, синтетических препаратов; Необходимость повышения генетической грамотности школьников в связи с ростом генетического груза, связанного с загрязнением среды и продуктов питания, применением излишних доз лекарств, синтетических препаратов; Профессиональная ориентация учащихся на медицинские учебные заведения. Профессиональная ориентация учащихся на медицинские учебные заведения.

Этапы реализации проекта: Сроки Наименование вида деятельности Исполните ли Ноябрь 2010 г. Анализ современной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме повышения мотивации учащихся к изучению биологии и отбор необходимого материала для создания проекта Ниспаева М.И. Карякина Е.В. Ноябрь 2010 г. 1. Разработка программы кружка «Юный генетик» 2. Создание алгоритма решения генетических задач, создание методических рекомендаций решения генетических задач направленных на повышение мотивации учащихся к изучению биологии. Карякина Е.В. Ниспаева М.И.

Сроки Наименование вида деятельности Исполните ли Ноябрь- апрель 2010 г. Определение критериев эффективности применяемых методик. Ниспаева М.И. Карякина Е.В. Ноябрь- апрель 2010 г. Подбор диагностического инструментария. Ниспаева М.И. Карякина Е.В. Ноябрь 2010 г. Апробация. Карякина Е.В. Ниспаева М.И.

Результат проекта: Сформировать умения решать генетические задачи. Продукт проекта: Продукт проекта: - разработка программы кружка « Юный генетик»; - разработка программы кружка « Юный генетик»; - создание алгоритма решения генетических задач; - создание алгоритма решения генетических задач; - создание методических рекомендаций решения генетических задач. - создание методических рекомендаций решения генетических задач.

Критерии эффективности Критерии ПоказателиДиагностика 1.Мотивационно- ценностный. 1. Познавательный интерес учащихся к предмету биология. 2. Осознание необходимости биологических знаний 1. Входное ранжирование учащихся кружка. 2. Самооценка ( самоанализ); тест на выявление соответствия. 2. Уровень общей информированности. Умение ориентироваться в информационном поле и работать с дополнительными источниками информации. Наблюдение, заполнение таблиц, составление конспектов и планов

Критерии ПоказателиДиагностика 3. Коэффициент усвоения учебного материала. Знание ведущих тем программы кружка. Промежуточный контроль: беседа по учебным плакатам, рассказы, работа с динамическими пособиями, составление опорных конспектов. 4. Полнота усвоения содержания понятий. Умения оперировать генетическими понятиями. Диктанты, комментирование скрещивания с использованием генетической терминологии, задания на установление соответствия.

Критерии ПоказателиДиагностика 5. Сформированность организационных, познавательных, практических умений, умений самоконтроля и оценочных умений. Умения организовать свое рабочее место, выполнять и оформлять Л.Р. решать генетические задачи, способность к самоконтролю и взаимоконтролю. Наблюдения, контроль выполнения Л.Р., контрольная работа, самооценка и взаимооценка. 6. Изменения в отношении учащихся к изучению биологии. Осознание необходимости изучения биологии для профессиональной ориентации. Сочинение- рассуждение, итоги ГИА, использование результатов ГИА для поступления в ССУЗы.

Риски: Отсутствие познавательного интереса по результатам входного ранжирования. Отсутствие познавательного интереса по результатам входного ранжирования. Недостаточный уровень логического мышления, внимания, памяти. Недостаточный уровень логического мышления, внимания, памяти. Затруднения в математических расчетах, необходимых при решении задач. Затруднения в математических расчетах, необходимых при решении задач.

Предупреждение рисков: Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать познавательный интерес к предмету. Работать над повышением уровня развития логического мышления, памяти, внимания. Работать над повышением уровня развития логического мышления, памяти, внимания. Работать с учителем математики над развитием скорости счета, необходимых для решения генетических задач. Работать с учителем математики над развитием скорости счета, необходимых для решения генетических задач.

Ресурсы: Ресурсы Количе ство Цена 1 Учебные пособия по биологии 15 Кабинет биологии 2Компьютеры 10 Кабинет информатики 3Диски 15 Кабинет биологии 4Презентации По генетике Кабинет биологии 5 Серия таблиц по генетике 1 Кабинет биологии 6Флешка 15 7Бумага 1 пачка 170 рублей

Теоретическое обоснование: Обучение - это процесс усвоения учащимися определенных сторон под руководством специально подготовленного лица, процесс, выполняющий образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единстве. Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также в его познавательной и творческой деятельности. Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также в его познавательной и творческой деятельности. Развивающее обучение - это сложный, многоуровневый процесс, в котором в ходе овладения общественно – историческим опытом, накопленным человечеством в виде системы знаний, умений и навыков, осуществляется интенсивное развитие личности, становление всех ее психических сил и возможностей, в том числе и умственных. Развивающее обучение - это сложный, многоуровневый процесс, в котором в ходе овладения общественно – историческим опытом, накопленным человечеством в виде системы знаний, умений и навыков, осуществляется интенсивное развитие личности, становление всех ее психических сил и возможностей, в том числе и умственных.

Образовательная мотивация – как определяют ее психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации: Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации: - мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности); - мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности); - мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности); - мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности); - мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки); - мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки); - мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя). - мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).

. «Умение» - это готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков. ЗАДАЧИ КРУЖКА « Юный генетик» : ЗАДАЧИ КРУЖКА « Юный генетик» : - развить устойчивый познавательный интерес к медицинской генетике; - развить устойчивый познавательный интерес к медицинской генетике; - раскрыть сущность основных закономерностей и понятий курса генетики; - раскрыть сущность основных закономерностей и понятий курса генетики; - ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач; - ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач; - сформировать практические умения и навыки по решению генетических задач: усвоить основные этапы решения задач, научить правильному оформлению задач. - сформировать практические умения и навыки по решению генетических задач: усвоить основные этапы решения задач, научить правильному оформлению задач.

I. Основные понятия генетики Генетика – наука, обладающая особенным языком, поэтому для ее освоения этому языку следует научиться. Понятия предлагаются не в алфавитном порядке, а в логической последовательности. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака. Гомологичные хромосомы – одинаковые по строению и составу; парные хромосомы. Гомологичные хромосомы – одинаковые по строению и составу; парные хромосомы. Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген. Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген. Аллель – одно из возможных структурных состояний гена. Аллель – одно из возможных структурных состояний гена. Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака. Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака. Признак (фен) – любая особенность организма (цвет глаз, длина ресниц, способность складывать язык в трубочку и др.). Признак (фен) – любая особенность организма (цвет глаз, длина ресниц, способность складывать язык в трубочку и др.). Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша). Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша).

Признак (как и аллель гена) по своему Признак (как и аллель гена) по своему проявлению может быть либо доминантным, проявлению может быть либо доминантным, либо рецессивным: либо рецессивным: Доминантный признак – преобладающий, Доминантный признак – преобладающий, подавляющий проявление рецессивного. подавляющий проявление рецессивного. Рецессивный признак – подавляемый. Рецессивный признак – подавляемый.

Фенотип – совокупность всех признаков организма. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Генотип – совокупность всех генов организма. Генотип всегда содержит парное число генов. Генотип – совокупность всех генов организма. Генотип всегда содержит парное число генов. генотип гетерозигота (Аа) гомозигота доминантная (АА) рецессивная (аа)

Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской империи. В 1843 году Мендель поступил послушником в Августинский монастырь в Брюнне (ныне Брно). В 1851 году настоятель отправил его изучать естественные науки в Венский университет. 6 января 1884 года отца Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне. Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти.

Моногибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых признаков. При моногибридном скрещивании (если скрещиваются рецессивная и доминантная гомозиготы) для гибридов первого поколения действует Закон единообразия гибридов первого поколения, для гибридов второго поколения действует Закон расщепления признаков. Расщепление по фенотипу 3: 1; Расщепление по фенотипу 1: 2: 1

Первый закон Менделя – РА а х жёлтые семеназелёные семена G (гаметы) Аа F1F1 А а жёлтые семена Понятия: моногибридное скрещивание, гомозигота, гетерозигота, гаметы, доминантный признак, рецессивный признак, аллельные гены закон единообразия гибридов первого поколения

Неполное доминирование Неполное доминирование При неполном доминировании у гетерозигот не проявляется ни один признак из имеющихся у родителей. При промежуточном наследовании гибриды несут среднее выражение признаков. У растегия ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. ВF1 гомозиготные организмы имеют белые и красные цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений с красными и белыми цветами в F1 цветы оказались розовыми. Какую окраску будут иметь цветки F2, при скрещивании F1 между собой?

Дигибридное скрещивание Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по двум парам анализируемых признаков. При дигибридном скрещивании (если скрещиваются доминантная и рецессивная гомозиготы), в первом поколении действует закон единообразия гибридов первого поколения и все организмы будут иметь одинаковый генотип и фенотип, во втором поколении действует Закон независимого расщепления признаков – расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков. Формула расщепления по фенотипу – 9: 3: 3:1; по генотипу – 1: 1: 1: 1: 4: 2: 2: 2: 2.

Расщепление 9:3:3:1 Признаки наследуются независимо друг от друга.

Решите задачу: Скрестили растения томатов с красными грушевидными плодами с растением с желтыми круглыми плодами. В F1 получили 50% красных круглых и 50% желтых круглых. От скрещивания растений с желтыми круглыми плодами из F1 получили 75% желтых круглых и 25% желтых грушевидных. Какой признак, определяющий, форму доминирует? Каковы генотипы родителей, гибридов F1 и F2, если красная окраска плодов доминирует? Скрестили растения томатов с красными грушевидными плодами с растением с желтыми круглыми плодами. В F1 получили 50% красных круглых и 50% желтых круглых. От скрещивания растений с желтыми круглыми плодами из F1 получили 75% желтых круглых и 25% желтых грушевидных. Какой признак, определяющий, форму доминирует? Каковы генотипы родителей, гибридов F1 и F2, если красная окраска плодов доминирует?

Решение: введем обозначения: А - красные плоды, В - круглая форма а - желтые плоды, в - грушевидная форма Решение: введем обозначения: А - красные плоды, В - круглая форма а - желтые плоды, в - грушевидная форма Р2: аа Вв х аа Вв аВ аВ ав ав аВ аВ ааВВ ааВВ аа Вв аа Вв ав ав аа Вв аа Вв аавв аавв Р1 Аавв х ааВВ аВ аВ Ав Ав Аа Вв Аа Вв ав ав аа Вв аа Вв

Фенотипы родителей крас. груш. Х жел. круг. Генотипы родителей Аавв х ааВВ Аавв х ааВВ Гаметы Генотипы F1 Аа Вв, аа Вв Аа Вв, аа Вв Фенотип F1 Крас. Круглая Жел. круглая Генотипы родителей аа Вв х аа Вв аа Вв х аа Вв Гаметы Генотипы F2 ааВВ аа Вв аа Вв аавв Фенотип F2 Жел. круглые 75%, ж.гр. 25% АваваВ ав аВ ав

Томас Гент Морган родился 25 сентября 1866 года в Лексингтоне, штат Кентукки. С 1911 года Морган и его соратники начали публиковать серию работ, в которых экспериментально, на основе многочисленных опытов с дрозофилами, доказывалось, что гены - это материальные частицы, определяющие наследственную изменчивость, и что их носителями служат хромосомы клеточного ядра. Тогда и была сформулирована в основных чертах хромосомная теория наследственности, подтвердившая и подкрепившая законы, открытые Менделем. Умер Морган 4 декабря 1945 года.

Задача 1: Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют). Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?

А– наличие цвета, a – отсутствие цвета (альбинизм) А– наличие цвета, a – отсутствие цвета (альбинизм) B – серый цвет, b – черный цвет B – серый цвет, b – черный цвет Р: АаВВ × ааbb Р: АаВВ × ааbb G: АВ, аВ аb G: АВ, аВ аb F: АаВb, ааВb F: АаВb, ааВb серый альбинос серый альбинос

Взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность – это явление, при котором один ген влияет на проявление другого, неаллельного гена, но не полностью доминирует.

У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет. Задача 1:

Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного.

Хромосомы Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов. Половые (гетерохромосомы) -хромосомы, по которым мужской и женский пол -отличаются У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом

Y-хромосомы Меньше размером, чем Х-хромосома Меньше размером, чем Х-хромосома Содержит меньшее количество генов Содержит меньшее количество генов Известны несколько признаков, гены которых только в Y-хромосомах и передаются от отца всем сыновьям, внукам и т.д. Известны несколько признаков, гены которых только в Y-хромосомах и передаются от отца всем сыновьям, внукам и т.д. Половые хромосомы

Решить задачу Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Алгоритм решения генетических задач 1. Внимательно прочитайте условие задачи. 2. Определите тип скрещивания (моногибридное, дигибридное, полигибридное, сцепление генов, сцепление генов с полом, не полное доминирование) 3.Определите, какой ген (гены) доминирует, а какой рецессивен. 4. Выберите условное обозначение. 5. Определите место положения гена (генов): в аутосомных хромосомах или половых хромосомах он располагается, в одной паре гомологичных хромосом или в разных (негомологичных). 6. Определись с генотипами родителей, (может зависеть от генотипа упомянутых в условии задачи предков или в определении генотипа родителей могут помочь генотипы потомства) - ? 7. Решите задачу по схеме и ответьте на вопросы. Р ? X ? Гаметы ? ? F1 ? Там, где это необходимо, используйте решётку Пеннета: / / ?? ?…… ?……

Моногибридное скрещивание Нормальный слух человека контролируется доминантным геном. Мутация этого гена приводит к глухоте. В молодой семье оба супруга здоровы, но у невесты был больной отец, а у жениха- мать. Какова вероятность рождения больного ребёнка в %? Нормальный слух человека контролируется доминантным геном. Мутация этого гена приводит к глухоте. В молодой семье оба супруга здоровы, но у невесты был больной отец, а у жениха- мать. Какова вероятность рождения больного ребёнка в %? Дано: Решение: Дано: Решение: А- нормальный слух человека Р Аа X Аа А- нормальный слух человека Р Аа X Аа А- глухота А- глухота аа АА АА аа Гаметы: А А аа АА АА аа Гаметы: А А Р Аа Аа а а Р Аа Аа а а F1 аа - ? в % F1: АА; Аа; Аа; аа F1 аа - ? в % F1: АА; Аа; Аа; аа Ответ: 25%- вероятность рождения глухих. Ответ: 25%- вероятность рождения глухих.

Дигибридное скрещивание У человека черные волосы м большие глаза являются доминантным признаком. В брак вступили светловолосая женщина с большими глазами и черноволосый мужчина с маленькими глазами. У них родилось четверо детей, среди них был ребенок со светлыми волосами и маленькими глазами. У человека черные волосы м большие глаза являются доминантным признаком. В брак вступили светловолосая женщина с большими глазами и черноволосый мужчина с маленькими глазами. У них родилось четверо детей, среди них был ребенок со светлыми волосами и маленькими глазами. Сколько типов гамет может образоваться у матери? Сколько типов гамет может образоваться у матери? Сколько топов гамет может образоваться у отца Сколько топов гамет может образоваться у отца Сколько разных генотипов у детей этой пары? Сколько разных генотипов у детей этой пары? Сколько разных фенотипов среди детей? Сколько разных фенотипов среди детей? Какова вероятность рождения ребенка с черными волосами и большими глазами(в %)? Какова вероятность рождения ребенка с черными волосами и большими глазами(в %)? Дано: Решение: Дано: Решение: А – черный волос Р аа Вв X Аавв А – черный волос Р аа Вв X Аавв А – светлый волос А – светлый волос В – большие глаза Гаметы: аВ Ав В – большие глаза Гаметы: аВ Ав В – маленькие глаза ав ав В – маленькие глаза ав ав Р аа Вв Аавв Р аа Вв Аавв 4 детей, один аавв : Аа Вв; Аавв; аа Вв; аавв 4 детей, один аавв : Аа Вв; Аавв; аа Вв; аавв Вопросы 1 – 5-? Вопросы 1 – 5-? Ответы: Ответы: У матери образуется два тип гамет; У матери образуется два тип гамет; У отца образуется два типа гамет; У отца образуется два типа гамет; У детей 4 генотипа; У детей 4 генотипа; Аа Вв – дигетерозиготный генотип Аа Вв – дигетерозиготный генотип Аавв – гетерозиготный по 1 аллели, гомозиготный по рецессивному признаку 2 аллели Аавв – гетерозиготный по 1 аллели, гомозиготный по рецессивному признаку 2 аллели аавв – дигомозиготный по рецессивному признаку. аавв – дигомозиготный по рецессивному признаку. 4 фенотипа среди детей: черноволосый с большими глазами, черноволосый с маленькими глазами, светловолосый с большими глазами, светловолосый с маленькими глазами. 4 фенотипа среди детей: черноволосый с большими глазами, черноволосый с маленькими глазами, светловолосый с большими глазами, светловолосый с маленькими глазами. % вероятность с черными волосами и большими глазами 25% % вероятность с черными волосами и большими глазами 25%

Сцепление с полом. Сцепление с полом. У человека одна из форм рахита определяется геном, сцепленным с полом, а брахидактилия (укороченные пальцы) – доминатным аутосомным геном. Женщина с рахитом вступает в брак с мужчиной с брахидаптилией. В семье родился сын, не имеющих этих аномалий. У человека одна из форм рахита определяется геном, сцепленным с полом, а брахидактилия (укороченные пальцы) – доминатным аутосомным геном. Женщина с рахитом вступает в брак с мужчиной с брахидаптилией. В семье родился сын, не имеющих этих аномалий. Сколько разных генотипов может быть среди детей? Сколько разных генотипов может быть среди детей? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с одной аномалией? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с одной аномалией? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с двумя аномалиями? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с двумя аномалиями? Какова вероятность рождения ребенка с генотипом отца(выразить в частях)? Какова вероятность рождения ребенка с генотипом отца(выразить в частях)? Сколько разных фенотипов может быть среди дочерей? Сколько разных фенотипов может быть среди дочерей? Дано: Решение: Дано: Решение: В – брахидактилия P: Ввхх X Р Ввху В – брахидактилия P: Ввхх X Р Ввху в - нормальные Гаметы: Вх Вх By в - нормальные Гаметы: Вх Вх By R – рахит вх вх вy R – рахит вх вх вy r – нормальный r – нормальный Р : Р : Вопросы 1 – 5-? Вопросы 1 – 5-? Ответы: Ответы: 8 генотипов 8 генотипов 1/2 детей с одной аномалией 1/2 детей с одной аномалией С двумя аномалиями 2/8 или 1/4 С двумя аномалиями 2/8 или 1/4 С генотипом отца 1/8 С генотипом отца 1/8 4 фенотипа среди девочек: брахидактилия и рахит, нормальные пальцы и рахит, брахидактилия и отсутствие рахита, нормальные пальцы и отсутствие рахита 4 фенотипа среди девочек: брахидактилия и рахит, нормальные пальцы и рахит, брахидактилия и отсутствие рахита, нормальные пальцы и отсутствие рахита / / Вх Вувхву Вх Ввхх вх Ввхх

Промежуточное наследование При скрещивании между собой чистопородных кур белых, все потомство оказывается белым. А при скрещивании черных кур – черные. Потомство от белой и черной особей называют «голубыми» (пестрыми). Какое оперение будут иметь потомки белого петуха и «голубой» куриц? А потомки двух особей с «голубым» оперение? Белый цвет доминирует. При скрещивании между собой чистопородных кур белых, все потомство оказывается белым. А при скрещивании черных кур – черные. Потомство от белой и черной особей называют «голубыми» (пестрыми). Какое оперение будут иметь потомки белого петуха и «голубой» куриц? А потомки двух особей с «голубым» оперение? Белый цвет доминирует. Дано: _ Решение: Дано: _ Решение: В – белый Р Ввху X ВВхх В – белый Р Ввху X ВВхх в – черный в – черный Р ВВ х ВВ Р ВВ х ВВ BB – белый Гаметы: Вх BB – белый Гаметы: Вх вв х вв вх Вх вв х вв вх Вх вв – черный Ву вв – черный Ву Р ВВ х вв ву Р ВВ х вв ву _ _ Вв – пестрое _ _ Вв – пестрое _ _ : ВВхх, Ввхх, ВВху, Ввху : ВВхх, Ввхх, ВВху, Ввху _ _ _ _ _ Р Ввхх X Ввху _ Р Ввхх X Ввху Ввху ВВхх Гаметы: Вх Вх Ввху ВВхх Гаметы: Вх Вх -? вх Ву -? вх Ву _ вх _ вх Ввху Ввхх ву Ввху Ввхх ву - ? : - ? : Ответ: Ответ: – 1/2 пестрое оперение. 1/2 белое – 1/2 пестрое оперение. 1/2 белое В – 1/4 белые, 1/4 Черные, 1/2 пестрые В – 1/4 белые, 1/4 Черные, 1/2 пестрые / / Вх Вувхву Вх ВВххВВху ВвххВвху вх-Ввхх-Ввхуввххввху

Задание развивающего и продвинутого характера Биологические задачи Биологические задачи 1. У птиц гетерогаметной является самка, а гомогаметным – самец. Объясните, как наследуется и проявляются рецессивные признаки. Сцепленное с полом, у птиц. 1. У птиц гетерогаметной является самка, а гомогаметным – самец. Объясните, как наследуется и проявляются рецессивные признаки. Сцепленное с полом, у птиц. 2. Два идентичных близнеца – мужчины вступили в брак с двумя идентичными близнецами женщинами. Будут ли дети от каждого брака похожи между собой так же, как идентичные близнецы. 2. Два идентичных близнеца – мужчины вступили в брак с двумя идентичными близнецами женщинами. Будут ли дети от каждого брака похожи между собой так же, как идентичные близнецы. 3. В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы «не распылять» семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но в таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано. 3. В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы «не распылять» семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но в таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано. 4. Эффекты мейоза 4. Эффекты мейоза А а ? А а ? А а ? А а ? Распредели гомологичные Распредели негомологичные Распредели гомологичные Распредели негомологичные хромосомы в гаметы хромосомы в гаметы хромосомы в гаметы хромосомы в гаметы A a A a A a A a D d d D D d d D ? ? ? ? Расположите хромосомы в гаметы в случае сцепления генов. Расположите хромосомы в гаметы в случае сцепления генов. 5. Генетический анализ родословной: 5. Генетический анализ родословной: На основании родословной установите характер наследования (рецессивность или доминантность) признака, обладатели которого обозначены серыми квадратиками (мужчины) или серыми кружочками (женщины). Определите по возможности генотипы всех, включенных в эту родословную. На основании родословной установите характер наследования (рецессивность или доминантность) признака, обладатели которого обозначены серыми квадратиками (мужчины) или серыми кружочками (женщины). Определите по возможности генотипы всех, включенных в эту родословную.

Заключение: На основании анализа современной педагогической, психологической и методической литературы нами были сделаны следующие выводы о том что: На основании анализа современной педагогической, психологической и методической литературы нами были сделаны следующие выводы о том что: - личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий - личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий - для достижения ожидаемого педагогического результата проекта по формированию умений решать генетические задачи у учащихся необходим основной понятийный аппарат педагогики как: - для достижения ожидаемого педагогического результата проекта по формированию умений решать генетические задачи у учащихся необходим основной понятийный аппарат педагогики как: - образовательная мотивация и познавательный интерес; - образовательная мотивация и познавательный интерес; - умения: познавательные, практические, организационные, самоконтроля, оценочные. - умения: познавательные, практические, организационные, самоконтроля, оценочные. - достижение цели невозможно без использования принципов обучения: - достижение цели невозможно без использования принципов обучения: научности обучения, систематичности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуализации научности обучения, систематичности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуализации - результат проекта будет достигнут, если педагог будет опираться на возрастные психологические особенности учащихся, на которых направлен данный проект. - результат проекта будет достигнут, если педагог будет опираться на возрастные психологические особенности учащихся, на которых направлен данный проект. - определение критериев оценки ожидаемых результатов и подбор диагностического инструментария, методологических приемов обеспечат достижения цели проекта. - определение критериев оценки ожидаемых результатов и подбор диагностического инструментария, методологических приемов обеспечат достижения цели проекта. - разработан продукт проекта: программа кружка с содержательным и методологическим сопровождением, алгоритмы к решению задач и методические рекомендации к ним - разработан продукт проекта: программа кружка с содержательным и методологическим сопровождением, алгоритмы к решению задач и методические рекомендации к ним