План: Этногенез Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности. Показатели воспроизводства. География расселения. Конфессиональная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рождество и Новый год в Эстонии 5 В класс. История возникновения празднования Рождества Эстония многие традиции заимствовала у Скандинавских стран, где.
Advertisements

В Великобритании есть очень интересный новогодний обычай, который называется "Впускание Нового года". Он заключается в том, что когда часы начинают бить.
КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ УКРАИНЦЕВ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Традиции и обычаи русского народа.. Традиции Традиции и обычаи русского народа создавались на протяжении всего формирования древнерусской народности.
ВОЗРАСТ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА демография
Праздник Иван Купала. дата 7 июля. Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных.
Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2015 года по предварительным данным составила тыс. человек и по сравнению с началом 2014 года.
ГОУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии 43 Фрагменты из презентаций.
Ловушки российской возрастной пирамиды А.Вишневский, Директор Института демографии НИУ ВШЭ РСПП, Комитет по КСО и демографической политике 23 декабря 2015.
Исследовательский проект Тема: «Обряд венчания» Цель: выяснить сущность обряда венчания. Подготовила: воспитанница средней группы Исакова Светлана.
Презентацию подготовила ученица ГБОУ СОШ пос. Сургут Абышкина Лада Традиции, обряды и праздники русского народа.
Праздник Ивана Купалы. Иван Купала, также Иванов день народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии,
Традиции и обычаи русского народа.. Вековые традиции и обычаи русского народа. Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной.
НАЧАЛО ПРАЗДВОВАНИЯ ПАСХИ В ГЕРМАНИИ Пасха (Ostern) или Воскресение Христово немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего.
Семья и Семейные обряды выполнил Руденко Максим
Печенье-кресты Средокрестие Великий пост Праздник "Средокрестье" – это середина Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания.
Иванов день.
Сваты Приданое Сговоренка Сватовство знаменовало собой начало свадебного обряда – продолжительного театрализованного действа с большим количеством участников.
Новый год Тому, что наступление Нового года в Германии празднуют с 31 декабря на 1 января, немцы благодарны папе Грегору XIII и его календарю, который.
Транксрипт:

План: Этногенез Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности. Показатели воспроизводства. География расселения. Конфессиональная принадлежность. Традиции, обычаи и т. д.

Этногенез ЭСТОНЦЫ, ээстласед (самоназвание с середины XIX века, до этого чаще маарахвас, буквально «народ своей земли»), народ, основное население Эстонии (963 тыс. человек). Общая численность 1,1 млн. человек. Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: северный (средне-северный, островной, восточный и западный говоры), южный (мулькский, тартуский и выруский говоры) и северо-восточный прибрежный. Литературный язык на основе северного диалекта, письменность (с XVI века) на основе латинской графики. Верующие в основном лютеране, широко распространены пиетистские течения (баптисты, адвентисты, гернгутеры). Есть православные, в основном из субэтнической группы сету на юго-востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Эстонцы сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения древнего аборигенного населения и пришедших с востока в 3-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён. Позднее они вобрали восточно-финно- угорские, балтские, германские и славянские элементы. К 1-му тысячелетию нашей эры сложились основные группировки эстских племён, к XIII веку сложились территориальные объединения-мааконды: Уганди и Сакала на юге, Вирумаа, Ярвамаа, Харьюмаа и Рявала на севере, Ляэнемаа и Сааремаа на западе Эстонии.

Карта финно-угорских племен до прихода славян

Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности. Вследствие связанных с войной событий непосредственно после окончания Второй мировой войны эстонцы составляли внутри новых границ страны 97% населения. После наступления мира в Эстонию, являвшуюся частью Советского Союза, началась интенсивная иммиграция с других территорий СССР, которая пошла на спад лишь в конце 1980-х годов. Начиная с того времени миграционное сальдо Эстонии было отрицательным. В перспективе на будущее общества заметно влияет возрастная структура населения. Доля детей в населении Эстонии сокращается – в 2008 г. они составляли 21% всего населения. И хотя растет число пожилых людей, все же, по сравнению с другими европейскими странами, доля людей старше 64 лет в населении Эстонии относительно невелика: по данным 2008 г., люди в возрасте 65 лет и старше составляли лишь 18% общего числа жителей Эстонии. В гг. количество людей трудоспособного возраста сократилось, однако оно вновь начало расти, когда трудоспособного возраста стало достигать многочисленное поколение, рожденное в конце 1980-х гг. Несмотря на снижение общего числа людей трудоспособного возраста, в ближайшем будущем их доля в населении Эстонии будет довольно стабильной. Наиболее важные изменения в возрастной структуре населения произойдут после 2018 г., когда начнется стремительное сокращение доли людей трудоспособного возраста.

Численность населения Эстонии в гг.

Внешняя миграция в Эстонии (2000 – 2009 гг.)

Города и урбанизация. Как и в других странах Европы, в Эстонии наблюдается непрекращающийся рост значимости городов, при этом Таллинн является все эстонским центром притяжения, а Тарту, Пярну и Йыхви/Кохтла-Ярве – центрами регионального уровня. Уездные центры по-прежнему считаются важными составляющими системы заселения. В поселках городского типа проживают в общей сложности 69% населения Эстонии, 70% жителей – в региональных центрах, Харьюмаа, Ида-Вирумаа, Тартумаа и Пярнумаа. Наиболее плотно заселены Северная Эстония и прибрежные регионы. Там же находятся и три из пяти крупнейших городов Эстонии: Таллинн, Нарва и Кохтла-Ярве, в них сосредоточена преимущественная часть населения, промышленного потенциала, транспортных сетей и экономической деятельности. Признаком интенсивной урбанизации и индустриализации, последовавших после Второй мировой войны, был большой приток иммигрантов с других территорий Советского Союза.

Плотность населения по муниципалитетам

Показатели воспроизводства В 1990-х гг. в Эстонии начался переход на новый тип рождаемости. До начала 1990-х рождаемость превышала границу воспроизводства населения (более двух детей на одну женщину) гг гг. были рекордными по количеству новорожденных – еще никогда в Эстонии не рождалось столько детей за год, что во много можно объяснить и надеждами, которые породил процесс национального освобождения. В начале 1990-х гг. рождаемость стала падать. После этого начался рост рождаемости. Отчасти это было вызвано тем, что люди стали заводить детей в более позднем возрасте, т. е. детей рожали те женщины, которые ранее откладывали рождение детей на более поздний срок, однако влияние оказала и общая стабилизация экономического положения, уменьшение риска ухудшения экономического положения семьи из-за появления в ней ребенка. Средняя продолжительность жизни жителей Эстонии значительно ниже, чем в большинстве стран Европейского союза, особенно среди мужчин. Также для Эстонии характерно большое межполовое различие в предполагаемой средней продолжительности жизни женщин и мужчин. Женщины живут в среднем на 12 лет дольше мужчин. В 2008 г. женщины доживали в Эстонии, в среднем, до 79,2 лет, мужчины – до 68,6 лет. Показатели рождаемости и смертности в Эстонии (1990 – 2011 гг.)

Прирост населения Эстонии (1945 – 2007 гг.)

География расселения

Конфессиональная принадлежность Большинство эстонцев – атеисты Верующие в основном лютеране, есть православные Согласно данным переписи населения 2000 года, одну конкретную традицию вероисповедания признает 31,8% ответивших на вопрос людей (29% принимавших участие в переписи людей старше 15 лет). Чаще всего относили себя к лютеранам (13,57%) и православным (12,79%). За ними следовали баптисты (0,54%) и католики (0,51%). 0,33% признали себя последователями нехристианских традиций. Из них большинство (0,12%) составляли мусульмане, а также последователи религии Таара и коренной религии (0,09%). 34% ответивших назвали себя равнодушными в отношении религии, 14,5% не смогли ответить на вопрос. 6,1% признали себя атеистами. 7,99% опрошенных отказались отвечать на вопрос.

Совет церквей Эстонии

Традиции, обычаи и т. д. Рождение Конфирмация Вступление в брак Смерть Жизненный цикл:

Рождение Если желали, чтобы родился мальчик - под матрац клали топор, если девочка - иголку. Важным считался день и время рождения. Понедельник, среду и пятницу считали несчастливыми днями, когда не начинали ни одну работу. Несчастливыми они были и для начинания жизни. Ребенок, рождённый в воскресенье был особенно счастливым, и это поверье сохранилось по сей день. Вечерний ребёнок был счастливым, а утренний должен был всю жизнь много работать, чтобы свести концы с концами. По всей Эстонии существует традиция, когда новорожденного принимали в одежду противоположного пола, мальчика в женскую рубаху и наоборот. Это делали для того, чтобы уберечь его от злых сил, и чтобы ребёнок обязательно вступил в брак

Наступление совершеннолетия Меньше всего внимания северные народы уделяли достижению совершеннолетия, и церковная конфирмация была единственным публичным празднованием этого события. Но все же здесь местами сохранились древние обычаи, в число которых можно включить и традиции, связанные с ношением большой сетуской броши – сыльг. Большую брошь могли носить только способные рожать женщины. Большая брошь на груди девушки означала, что у нее начался менструальный цикл и пожилая женщина без броши – то, что у них все это уже закончилось. Девушкам, достигшим совершеннолетия, разрешалось спать в амбаре, уважалось хождение на вечерки, также совместное времяпрепровождение молодых, - хождение в ночное (совместный выпас лошадей ночью, когда разжигали костры для отпугивания волков и вокруг них веселились). Девушка Сету (1930)

Вступление в брак Вступление в брак было одним из центральных событий в жизни человека. До середины 19 века право выбора спутника жизни было у родителей. Выбор определяло трудолюбие невесты, а не внешность и богатство. Одним из видов общения молодых было подночевыванье, что означало традицию у молодых парней ходит летом к девушкам проводить ночь. Подночевывать ходили по вечерам в четверг и субботу с Юрьева дня (23 апреля) по Михайлов день (29 сентября). Это было время, когда молодые ночевали вне дома: девушки в амбаре, юноши на сеновале. Подночевывание официально не одобрялось, но с этим мирились. Для эстонской свадебной традиции характерна пассивность жениха и невесты - а за них хлопотали другие - как при сватовстве, так и на свадьбе. При сватовстве переговоры вёл и договаривался о свадьбе сват, обычно родственник со стороны жениха, женатый пожилой мужчина. Со стороны невесты выступала мать или сваха. В старину венчание и свадьба обычно не совпадали. До середины 19 века, местами и того дольше, церковное венчание было вторичным. В народе вначале проходила свадьба и переход невесты в молодицу, когда ей надевали головной убор замужней женщины. Венчание обычно происходило после свадьбы, а иногда даже вместе с крещением первого ребёнка. Венчание, всё же, было обязательным по закону.

Одежда невесты имела, в первую очередь, функцию магической защиты и оберега, так как согласно верованиям невеста была особенно уязвима для всевозможных злых сил и нечистых существ. Непосредственной функцией защиты обладали украшения невесты и закрывание ее лица во время свадебной церемонии. Изобилие украшений на невесте должно было обеспечить счастье молодых, но прежде всего, защитить невесту от всего злого. По той же причине голова и лицо невесты были закрыты шалью год

Смерть Смерть была печальным, но неизбежным событием и с ней связано множество поверий. Было общее поверье, что услышанные стуки и звоны предвещали смерть. Естественными периодами умирания считалась либо весна, когда появляются первые листочки, либо осень, когда листья опадают - тогда дальнейшая дорога усопшего будет легче. Лучше считалось умереть днём и в хорошую погоду, так как во время вьюги и бури умирали злые люди и колдуньи. Для того чтобы облегчить переход в иной мир существовали различные приёмы, например открывание окна или двери. Под влиянием христианства распространилось и поверие, что спокойно умирает человек, который признаёт все свои грехи и просит прощения.

Временной цикл Второй цикл, определяющий жизнь человека это временной (годовой цикл), который постоянно повторялся. Годовой цикл, касающийся природы, делился пополам, в соответствие с весенним пробуждением природы и увяданием осенью. В полеводческом календаре пограничными являлись день пахоты (14 апреля) и «день когда желтеют листья» (14 октября) и оба дня происходят ещё с древних времён до прихода христианства.

Рождество являлось для древних эстонцев важнейшим праздником. В празднике Рождества также очевидное смешение христианских и языческих традиций. Главным событием являлось не только празднование рождения Христа 25 декабря, а Рождество охватывало более длительный период - со дня св. Томаса (рус Фома) 21 декабря и до Дня трех королей 6 января, и традиция празднования уходит в дохристианский период. Рождество, с множеством запретов на работы и обильными трапезами было периодом отдыха во время долгой и темной зимы. Сочельник и последующий день были самым значимым временем в году. К этому дню должны быть закончены все хозяйственные работы, жилье украшали подвесной рождественской короной и в дом приносили солому. Лишь в конце последней декады 19 века на смену соломе пришла рождественская ёлка. Архаичное значение соломы в доме трактовали по-разному, вероятнее всего это связано мере с культом предков. В сочельник, в обед, семья ходила в баню, после которой одевалась чистая одежда, и начинался рождественский покой. Это было время, когда «небесные врата и врата ада были открытыми», поэтому приходилось себя всячески защищать, чтобы не проникла нечистая сила. С этой целью на всех дверях, окнах и.т.п. рисовали обереги – крест, пентаграмму или колёсный крест. В рождественскую ночь за стол садились несколько раз, чтобы еды всегда было вдоволь, на ночь еду со стола не убирали, а оставляли для "душ", которые придут домой.

Если рождество служило передышкой в зимний период, то Иванов день 24 июня в народном календаре был древним летним праздником, и наравне с Рождеством был самым отмечаемым праздником. Вечером Иванова дня на жердях или высоком пригорке зажигали огонь, который как считалось, обладал магическим и очищающим свойством, лекарственные травы, собранные в Иванову ночь также имели особую силу. В Иванову ночь, так как и в Рождественскую ночь активизировались как добрые силы, так и нечисть, поэтому это был подходящий период для магических действий. В Иванову ночь в основном, веселились, качались на качелях, танцевали вокруг костра, устраивали различные игры на испытание силы и ловкости, ходили искать цветок папоротника, плели венки и одевали их на ночь на голову, чтобы увидеть будущее. Этот день связывали с выпасом и удойностью скота, готовили молочные блюда и колдовали, чтобы коровы давали больше молока. К Иванову дню заканчивались земледельческие работы, и начинался период сенокоса.

Осенний период был временем поминовения душ умерших предков. Конкретного дня для поминания душ умерших раньше не было. Наиболее распространено мнение что дни поминовения предшествуют Мартынову дню. День поминовения 2 ноября, существующий в наше время пришел от католиков в более позднее время. Наиболее подходящим днем для посещения душами родного дома был четверг, когда вечером их ожидали домой и в бане накрывали для них стол. В этот период нельзя было шуметь, под запретом были прядильные работы, нельзя было громко разговаривать и смеяться. Существовало поверие - если душам понравятся угощения, то в доме будет счастье и удача. Мартынов день (день памяти епископа Мартинуса) 10 ноября заканчивал сельскохозяйственный год и завершал период поминовения душ. У эстонцев, в отличии от других народов, в этот день было принято рядиться и ходить из дома в дом, где ряженным давали угощение. Рядились, обычно, в мужчин - "Мартынов", старались одеться пострашнее и представляли часто семью, которой верховодил "Март-отец". В обрядах Мартынова дня прослеживаются следы культа уважения к предкам. Маски Мартынова дня

Народные верования Пеко Одним из интересных примеров взаимоотношения мира идолов и зачаточного художественного творчества является известное в Сетумаа священное изображение хранителя дома и урожая Пеко. Стоящий в засеке закопченный Пеко был вырубленным из колоды человеческим торсом с выдолбленными на макушке отверстиями, в которых зажигались жертвенные свечи. Фигура Пеко принадлежала всей деревне и ежегодно кочевала с одного хутора на другой. От чужих Пеко прятали. Особые празднества в честь Пеко устраивали осенью после жатвы, весной во время троицы и Иванов день. Самым важным из них был осенний праздник, который всегда устраивался в полнолунье, в нем принимали участие только мужчины. В ходе этого праздника фигура Пеко переходила в новый амбар. В подарок Пеко приносили масло, творог и шерсть, прося при этом удачи и приплода стаду. Пеко посвящались также деревья и кусты, под которые приносили жертвенные дары. Культ Пеко известен только в Сетумаа и нет никаких сведений о том, что Пеко поклонялись еще где-либо в Эстонии.

Тыннь В отличие от Пеко, который принадлежал всей деревенской общине, в Западной Эстонии известно принадлежащее только одной семье изображение защитника дома – Тыння. Культ Тыння дольше всего сохранился в Пярнумаа, местами даже до начала 20 в. Существует много сообщений о том, что Тыння изготавливали из воска. Часто в качестве Тыння использовали восковую свечу, на которую надевали крошечные кафтан и штаны. Некоторые Тынни были вырезаны из дерева.При этом Тыннь мог быть как мужского, так и женского пола. Тыннь всегда должен был получать долю от каждой выпечки хлеба, забитого животного и т.д. В случае несчастий и болезней Тынню подносили и медные копейки. Основным днем для совершения пожертвований Тынню был день тыниса 17 января. В этот день обычно забивали какое-нибудь животное, три капли крови которого капали в короб Тыння. Тынню принадлежал короб, куда складывали подношения. Тыння обычно держали в коробе, но он мог находиться и в амбаре, на чердаке амбара, на колосниках в жилой риге или на чердаке. Часто материального Тыння не существовало, а имелся только короб Тыння.

Несмотря на давление христианства, эстонцы в своих верованиях сохранили много языческих элементов. Прежде всего, это указывает на практический склад эстонцев: не стоит конфликтовать ни с новым, ни со старым. Для того чтобы счастье сопутствовало семье и стаду он мог просить помощи и приносить жертвы обоим, так как кто же мог точно знать какую тайну и опасность представляет собой другой мир.