Содержание образования: современные подходы и их практическая реализация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Advertisements

Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Рабочая образовательная программа учителя – как инструмент управления качеством образования Дугарова Ц.Д. АО ИПК.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Транксрипт:

Содержание образования: современные подходы и их практическая реализация

Содержание образования по Закону Российской Федерации «Об образовании» Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества Образовательный стандарт Дидактическая основа ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания и умения действовать по образцу ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умения принимать решения в нестандартной ситуации ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Личностные ориентации Личность как система ценностных ориентаций

Авторские программы – это программы, основанные на авторской научно-методической концепции, существенно отличающиеся своим содержанием от имеющихся, являющиеся результатом предварительных теоретических и практических изысканий педагога (группы педагогов) и предназначенные для получения качественно новых образовательных результатов. «Программа – это основа самовыражения авторской позиции, основа становления учителя как субъекта профессиональной деятельности. В данном случае мы имеем в виду субъекта, который способен не только реализовывать деятельность, но и рефлексировать ее основания и средства во всей полноте нормативной структуры, способном ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею. Учитель, являющийся субъектом в вышеуказанном значении, выступает действительно активным участником образовательного процесса, настоящим творцом развивающей и развивающейся образовательной практики» В.И. Слободчиков

Для чего необходимы авторские программы? По отношению к рекомендованным Министерством образования и науки РФ программам соответствующего профиля и назначения авторская программа может представлять собой: – альтернативу (замещает содержание имеющейся программы, не меняя ее основных целей и учитывая требования обязательного минимума знаний по предмету, государственного образовательного стандарта); – интеграцию (творчески объединяет цели и содержание ряда программ); – качественно новое направление (новые цели и содержание) По отношению к концепции содержания как педагогически адаптированного опыта человечества авторские программы могут разрабатываться с целью: - Расширения и дополнения знаний учащихся в той или иной предметной области, например «Финансовая математика» - Организации освоения учащимися получения особого опыта деятельности, например «Технология творчества» - Реализации индивидуальной траектории развития, например «Мой выбор»

Деятельностное содержание образования Предметное содержание, включающее в себя : ценности (смыслы), знания, а также способы деятельности, структурированные особым образом в виде системы учебных задач; и ориентированное на развитие субъекта деятельности в образовательном процессе ЗНАНИЕ диалектично связано с происхождением, становлением и развитием изучаемого предмета; исторично представляет сами способы реального или мысленного преобразования предметов, в котором обнаруживается их существенная связь и отношение; антологично содержит схемы рождения базовых понятий в их взаимодействии друг с другом, дает представление об объемах понятий и существующих между ними отношениях СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ представляет собой единство потенциала (принципа соорганизации источников деятельности (ресурсов), раскрываемого через установки, функциональные органы, смысловые образования, ценностные ориентации) и действия (совокупности чувственно-практических, идеальных, символических, предметных и других актов и условий – общее социокультурное пространство, ситуация, наличные обстоятельства и препятствия), обеспечивает «живую связь» между объектом конкретной предметностью и субъектом, пытающимся удержать и со-держать эту предметность. СМЫСЛ СМЫСЛ выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности и может выступать на уровне значения, собственно смысла и ценности (личностные и социальные ценности), существует в форме самосознания личного опыта, знаний и ценностных отношений обучающегося, обнаружившихся в процессе познания (внутренняя рефлексия)

ДСО = Предмет + УД Учебная задача – элементарная единица ДСО Содержание учебной задачи составляет общий способ действия, применяемый для решения широкого класса конкретно-практических задач Цель учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия Результат учебной задачи измеряется не количественными приращениями знаний, а тем, насколько через учебную задачу ученик изменил самого себя Содержательный план учебной задачи Что усваивается в рамках учебного действия? Учебные действия – средства решения учебной задачи 1. Постановка учебной задачи 2. Преобразование условий учебной задачи с целью выделения существенного генетически исходного отношения изучаемого понятия 3. Моделирование выделенного отношения 4. Преобразование модели с целью фиксации обнаруженного способа действия 5. Построение системы конкретно-практических задач с целью отработки способа действия 6-7. Контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности как самосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений Технологический план учебной задачи Как реализуется система учебных действий ?

Организационно-деятельностная матрица образовательной программы (на примере программы «Теория и технология развивающего обучения) Элементы содержания Структура педагогической системы (содержательная и технологическая типология) Теоретические компоненты Оперативные компоненты Коммуникативные компоненты Ценности, смыслы Методологическая культура Культура деятельности (управленческая культура) Коммуникативная культура Знание Теоретическая педагогика и психология (наука как результат) Научно- исследовательская деятельность (наука как процесс) Теория общения и управления сотрудничеством Способ деятельности Технологии конструирования и проектирования образовательного процесса Технология осуществления образовательного процесса Технология организации сотрудничества

Структура образовательной программы Объяснительная записка Раздел 1. Концептуальные основания программы Раздел 2. Содержание курса Раздел 3. Уровни отработанности компонентов деятельностного содержания обучения (процессуальный план учебной задачи и результативный план учебной задачи) Раздел 4. Система научных знаний курса Раздел 5. Контрольно-измерительные материалы Список литературы Описание учебно-методического обеспечения программы

Объяснительная записка 1. Актуальность разработки данной программы и ее новизна, показанная на примере ведущих образовательных компонентов, отобранных для данной программы (представления, понятия, знания о связях, закономерностях, умения, элементы опыта творческой деятельности и др.) 2. Обоснование выбора образовательной технологии для реализации заложенного в программу содержания образования 3. Обеспеченность программы средствами обучения – учебниками, дидактическими материалами, наглядными пособиями, в том числе авторскими 4. Время на изучение, возможные трудности, связанные с работой по данной программе, а также пути их преодоления, предупреждения или компенсации

Раздел 1. Концептуальные основания программы 1. Цели программы, отражающие концепцию школы, уровни развития, направленности интересов учащихся 2. Задачи программы – перечень действий учителя и учащихся, обеспечивающих достижение целей 3. Концепция авторской программы, выражающая методологию деятельности педагога по ее реализации (философские, мировоззренческие позиции автора, используемые психологические и педагогические идеи, социально-педагогическое осмысление предлагаемых изменений) методологическая основа (система научных знаний в данной предметной области ) дидактическая основа (образовательный подход и система принципов) аксиологическая основа

Взаимосвязь образовательных целей и компонентов ДСО Компоненты деятельностного содержания Цели обучения Цели курса 1. Предметные знания (знания о мире) 1. Образовательные 1. Формирование целостной системы знаний 2. Способы деятельности (опыт осуществления способов деятельности) 2. Развивающие 2. Овладение способами деятельности по «созданию» и «применению» знаний т.е.: - называть, показывать; - определять, измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - применять, объяснять; - прогнозировать, анализировать, выявлять особенности; - оценивать, обобщать, доказывать 3. Смыслы (опыт эмоционально- ценностного отношения к миру) 3. Воспитательные (мировоззренческие) 3. Отражение опыта познания и существования человека в пространстве не только через науку, но и другие материальные и духовные ценности (искусство, мораль, религию).

Раздел 2. Содержание курса 2.1. Модель курса 2.1. Модель курса - система понятий по единому курсу, отвечающая всем аксиоматическим условиям, предъявляемым к системам: существование множества объектов в соответствии с принципами единства, достаточности, представлению о целостности и позволяющая своеобразно отразить диалектику взаимоотношений целого и его элементов 2.2. Учебная программа курса, включающая главные учебные задачи Тема – краткое описание содержания темы Учебная задача – центральное понятие данной темы Познавательная цель – учащиеся узнают, что … Развивающая цель – учащиеся характеризуют, решают, объясняют, дают оценку, выявляют особенности, анализируют, определяют, составляют и т.д. Воспитывающая цель – учащиеся понимают, осознают, убеждаются в том, что …

Раздел 3. Уровни отработанности компонентов деятельностного содержания обучения Процессуальный план учебной задачи 1. Учебно- познавательный интерес (мотив) 1. Учебно- познавательный интерес (мотив) 2. Целеполагание 2. Целеполагание 3. Выполнение учебных действий 3. Выполнение учебных действий 4. Выполнение контроля 5. Выполнение оценки 5. Выполнение оценки Результативный план учебной задачи 1. Смыслообразование 2. Усвоение способа деятельности 3. Усвоение знания См. матрицы оценки отработанности компонентов ДСО

Раздел 4. Система научных знаний курса 1. Научный факт 1. Научный факт - форма эмпирического знания, некоторые важнейшие события, явления, процессы, которые составляют объект человеческой деятельности или познания 2. Законзакономерность 2. Закон или закономерность - положения, отражающие внутреннюю существенную и устойчивую связь явлений, обуславливающие их упорядоченное изменение 3. Теории (учения) - форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, отличающаяся выраженной концептуальной системой понятий и обладающая прогностическими возможностями по отношению к дальнейшему исследованию или применению предмета описания 4. Методы 4. Методы - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности. 5. Специальные умения и навыки 5. Специальные умения и навыки - характерные для данной предметной области практические и теоретические действия, выполняемые быстро и точно, приобретаемые за счет многократного выполнения. 6.Организационно-деятельностные умения 6.Организационно-деятельностные умения - целенаправленнный комплекс интеллектуальных и общеучебных действий, выполняемых на основе знания и усвоения общего способа деятельности, обеспечивающих достижение конечного результата.

«Программа образования - это «карта», с помощью которой учащийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире» А.В. Хуторской Система знаний 1. Общенаучные знания - философские категории и законы; методологические знания, то есть знания о знаниях, об их структуре, о методах познания и преобразования мира 2. Конкретно-научные знания – принципы, законы фундаментальные идеи определенной научной области 3. Фундаментальные предметные знания – фундаментальные образовательные объекты, составляющие основу данного курса 3. Знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии Система деятельности Познавательная деятельность: 1. Познавательная деятельность: техники мышления, интеллектуальные мыслительные операции, причинно-следственные связи и т.п. Преобразующая деятельность 2. Преобразующая деятельность: способы выявления противоречий, виды вопросов и методы их задавания, постановка задач по преобразованию реальности, методы решения этих задач, действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, техника выбора, конструирование и моделирование, проектирование, алгоритмы Общеучебная деятельность 3. Общеучебная деятельность: методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой; навыки общения, методы взаимообучения Самоорганизующая деятельность 4. Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, самоанализ, самоконтроль, самооценка

Критерии оценки авторских программ Смысловая глубина Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработана программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы. Проверяемость целей и задач. Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образовательных целей и задач, возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода (месяца, четверти, года). Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей. Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет применяться, учитывать индивидуальные программы учеников. Наличие дидактической основы Наличие дидактической основы. В программе указывается дидактическая система, на основе которой предполагается обучение. Данная система должна быть сбалансирована с общешкольной образовательной концепцией и системами учителей, работающих с теми же учениками, для которых предназначена программа. Продуктивная и личностная ориентация программы. Продуктивная и личностная ориентация программы. Выявляются заложенные в программе возможности обеспечения индивидуальной траектории и творческой самореализации учеников. Выясняются пропорции между ученическим компонентом содержания образования и другими компонентами. Целостность программы Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязанность отдельных компонентов программы между собой - условие ее эффективной реализации. Практическая ориентация и гибкость программы. Практическая ориентация и гибкость программы. Наличие связей программы с образовательной реальностью, учет конкретных условий обучения. Степень детализации программы, проработка программных установок на технологическом и техническом уровнях характеризуют ее реалистичность. Общая программа должна предполагать возможность существования индивидуальных программ учеников.