Психология предпринимательства. «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неделя малого,среднего бизнеса и руководящего работника В рамках работы школы волонтеров МУК4.
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ 1. Человек 1. Человек 2. Организация 2. Организация 3. Эгрегор 3. Эгрегор 4. Развитие 4. Развитие.
Понятие бизнеса. Бизнес- - это " деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания.
Управление коллективом Работа в команде. Стиль руководства.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии.
* Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Презентацию выполнила студентка II курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Самикаева О.М.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Транксрипт:

Психология предпринимательства

«Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди.» Ли Якокка, руководитель компании «Крайслер»

Концепция предпринимательства Концепция предпринимательства (австрийский экономист И.Кирцнер) (австрийский экономист И.Кирцнер) Деятельность предпринимателя обладает повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, заранее предвосхищает различные рыночные несовершенства ( наличие неудовлетворенных потребностей), которые позволяют ему зарабатывать на спекулятивных сделках Деятельность предпринимателя обладает повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, заранее предвосхищает различные рыночные несовершенства ( наличие неудовлетворенных потребностей), которые позволяют ему зарабатывать на спекулятивных сделках

Условия, способствующие развитию предпринимательства Объективные возможности в обществе для предпринимательской деятельности Объективные возможности в обществе для предпринимательской деятельности Субъективные предпосылки в психологии людей Субъективные предпосылки в психологии людей Определяют: Политика государства в отношении частного бизнеса Политика государства в отношении частного бизнеса Культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы Культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы Склонности и способности людей к предпринимательству Склонности и способности людей к предпринимательству

Функция риска и прогресса в экономике Действует в условиях неопределенности, отсутствия гарантий Действует в условиях неопределенности, отсутствия гарантий Создает новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности Создает новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности Функция контроля Сохраняет надежность и стабильность экономики Сохраняет надежность и стабильность экономики Регулирование должно давать достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой стороны – устанавливать в интересах общества и потребителя барьеры против произвола Регулирование должно давать достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой стороны – устанавливать в интересах общества и потребителя барьеры против произвола Предприниматель и государство

Этика и идеология предпринимательства Ориентирована на подчинение общества интересам капитала Ориентирована на подчинение общества интересам капитала Направлена на самоизоляцию, отчуждение бизнеса от государства Направлена на самоизоляцию, отчуждение бизнеса от государства Система представлений, отражающая восприятие социальным классом собственных функций в обществе и включающая отношение к другим классам, целью которого является поддержание или изменение материального строя общества Система представлений, отражающая восприятие социальным классом собственных функций в обществе и включающая отношение к другим классам, целью которого является поддержание или изменение материального строя общества

«Образ» предпринимателя Стереотипы восприятия: Стереотипы восприятия: В США, Японии – предприниматель-человек, обслуживающий нужды и создающий источники дохода для множества рук; В Европе – «эксплуататор», «спекулянт», «делец» «Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса: «Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса: Мнение «вблизи» сложнее и позитивнее, чем стереотипный образ предпринимателя «на расстоянии» Мнение «вблизи» сложнее и позитивнее, чем стереотипный образ предпринимателя «на расстоянии»

Свобода, независимость от произвола руководства: предпринимателя не уволят по сокращению штатов, за проф. непригодность, не понизят зарплату Свобода, независимость от произвола руководства: предпринимателя не уволят по сокращению штатов, за проф. непригодность, не понизят зарплату Полная ответственность за любые принимаемые решения Полная ответственность за любые принимаемые решения Возможность рисковать (разумно) Возможность рисковать (разумно) Реализация собственных талантов Реализация собственных талантов Особое положение в обществе, социальный статус Особое положение в обществе, социальный статус Развитие дела приносит пользу не только самому предпринимателю, но и экономической ситуации в регионе Развитие дела приносит пользу не только самому предпринимателю, но и экономической ситуации в регионе Быть предпринимателем? ЗА и ПРОТИВ

Каким должен быть предприниматель? Психологический портрет предпринимателя Требования к профессии предприниматель выдвигает специфические психологические требования к личности предпринимателя ПВК – профессионально-важные качества личности предпринимателя

Модель ПВК предпринимателя (идеальная) Интеллектуальный блок: компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление Интеллектуальный блок: компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление Коммуникативный блок: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к терпимости в общении с др. людьми, готовность противостоять в случае необходимости Коммуникативный блок: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к терпимости в общении с др. людьми, готовность противостоять в случае необходимости Мотивационно-волевой блок: склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать, потребность в самореализации и общественном признании, выраженность мотива достижения успеха Мотивационно-волевой блок: склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать, потребность в самореализации и общественном признании, выраженность мотива достижения успеха

Необходимые качества в психологическом портрете предпринимателя Мотив достижения успеха Мотив достижения успеха Склонность к риску Склонность к риску Потребность и умение брать на себя ответственность Потребность и умение брать на себя ответственность Организованность Организованность

«Тот, кто полностью позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь» Алан Лэкейн «Время – самый неограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не можешь распорядиться ничем другим» Питер Друкер «Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством и техникой влияния на людей выступает фактором, который предопределяет Ваш успех или неудачу» Ульрих Зиверт

Мой личный капитал времени (К) 60 лет: пенсионный возраст 60- (возраст к настоящему времени) = А К1= А*1760 (220 рабочих дней *8 часов) = … часов Капитал рабочего времени, оставшийся до пенсии К2 = А * 660 (220 рабочих дней * 3 часа) = … часов К3 = А* 1740 (145 выходных * 12 часов) = … часов К2+К3 = … часов (капитал свободного времени, оставшийся до пенсии)

Находите время для работы, это – условие успеха Находите время для работы, это – условие успеха Находите время для размышлений, это - источник силы Находите время для размышлений, это - источник силы Находите время для игры, это – секрет молодости Находите время для игры, это – секрет молодости Находите время для чтения, это – основа знаний Находите время для чтения, это – основа знаний Находите время для дружбы, это – условие счастья Находите время для дружбы, это – условие счастья Находите время для мечты, это – путь к звездам Находите время для мечты, это – путь к звездам Находите время для любви, это – истинная радость жизни Находите время для любви, это – истинная радость жизни Находите время для веселья, это – музыка души Находите время для веселья, это – музыка души

Принципы и правила планирования времени 60% - запланированная активность 60% - запланированная активность 20% - непредвиденная активность (резервы времени и непланируемые действия) 20% - непредвиденная активность (резервы времени и непланируемые действия) 20% - спонтанная активность (управленческая деятельность, творчество) 20% - спонтанная активность (управленческая деятельность, творчество)

Принятие решений Принцип Парето соотношение 80:20 соотношение 80:20 Примеры: Примеры: 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли; 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли; 80 % клиентов (товаров) приносят 20 % оборота или прибыли; 80 % клиентов (товаров) приносят 20 % оборота или прибыли; 20 % ошибок обуславливают 80 % потерь; 20 % ошибок обуславливают 80 % потерь; 80 % ошибок обуславливают 20 % потерь; 80 % ошибок обуславливают 20 % потерь; в процессе работы за первые 20 % расходуемого времени (затраты) достигается 80 % результатов (выпуск); в процессе работы за первые 20 % расходуемого времени (затраты) достигается 80 % результатов (выпуск); остальные 80 % затраченного времени приносят лишь 20 % общего итога. остальные 80 % затраченного времени приносят лишь 20 % общего итога. Сначала – немногие «жизненно важные» проблемы, а уже потом – многочисленные «второстепенные! Сначала – немногие «жизненно важные» проблемы, а уже потом – многочисленные «второстепенные!

Организационные принципы распорядка дня «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот» Начинать день с позитивным настроением: Что я должен(а) сделать, чтобы получить от этого дня как можно больше радости? Как этот день может приблизить меня к моим целям? Что я могу сегодня сделать в качестве компенсации сидячей работы для своего здоровья (провести тренировку, расслабиться и т.п.)? Начинать день с позитивным настроением: Что я должен(а) сделать, чтобы получить от этого дня как можно больше радости? Как этот день может приблизить меня к моим целям? Что я могу сегодня сделать в качестве компенсации сидячей работы для своего здоровья (провести тренировку, расслабиться и т.п.)? Хорошо позавтракать и без спешки – на учебу Хорошо позавтракать и без спешки – на учебу Начинайте работу по возможности в одно и то же время. Начинайте работу по возможности в одно и то же время. Перепроверка плана дня: сформулируйте реалистичный план на день. Перепроверка плана дня: сформулируйте реалистичный план на день.

Приступать без «раскачки» Приступать без «раскачки» Утром заниматься сложными и важными делами Утром заниматься сложными и важными делами Хорошая подготовка к работе: сокращайте свое собственное рабочее время за счет подготовки к работе и планировани Хорошая подготовка к работе: сокращайте свое собственное рабочее время за счет подготовки к работе и планировани Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы Избегать незапланированных импульсивных действий Избегать незапланированных импульсивных действий

Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп: предусматривайте регулярные, но короткие паузы Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп: предусматривайте регулярные, но короткие паузы Небольшие однородные задачи выполнять сериями Небольшие однородные задачи выполнять сериями Рационально завершать начатое Рационально завершать начатое Использовать временные промежутки: как я могу эти минуты использовать с наибольшей пользой? Использовать временные промежутки: как я могу эти минуты использовать с наибольшей пользой? Работать антициклично: выполняйте важные задачи по возможности до полудня. Работать антициклично: выполняйте важные задачи по возможности до полудня. Выкраивать спокойный час: время для себя – 1 час, например, повышение квалификации и т.п. Выкраивать спокойный час: время для себя – 1 час, например, повышение квалификации и т.п.

Завершать несделанное Завершать несделанное Контроль за результатами и самоконтроль Контроль за результатами и самоконтроль План на следующий день План на следующий день Домой – с хорошим настроением Домой – с хорошим настроением Каждый день должен иметь свою кульминацию Каждый день должен иметь свою кульминацию Какие возможности вы видите для себя (семья, дети, друзья, прогулка, размышления и т.п.), чтобы день достиг своей кульминации? Какие возможности вы видите для себя (семья, дети, друзья, прогулка, размышления и т.п.), чтобы день достиг своей кульминации?

Личностный портрет зарубежного предпринимателя Качества 1. Поиск возможностей и инициативность 2. Упорство и настойчивость 3. Готовность к риску 4. Ориентация на эффективность 5. Вовлеченность в рабочие контакты 6. Целеустремленность 7. Стремление быть информированным 8. Систематическое планирование и наблюдение 9. Способность убеждать и устанавливать связи 10. Независимость и самоуверенность

1. Деловая схватка 1. Деловая схватка 2. Профессионализм, знание дела 2. Профессионализм, знание дела 3. Целеустремленность 3. Целеустремленность 4. Общительность 4. Общительность 5. Уверенность в себе 5. Уверенность в себе 6. Настойчивость Трудолюбие Предприимчивость Расчетливость 6. Настойчивость Трудолюбие Предприимчивость Расчетливость Какие качества личности, на ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют эффективности экономической деятельности и деловому успеху человека?

10. Хитрость 22.41% 10. Хитрость 22.41% 11. Наглость 14.94% 11. Наглость 14.94% 12. Бережливость 13.79% 12. Бережливость 13.79% 13. Порядочность 12.07% 13. Порядочность 12.07% 14. Обязательность 8.62% 14. Обязательность 8.62% 15. Честность 5.17% 15. Честность 5.17% 16. Законопослушность 4.02% 16. Законопослушность 4.02% 17. Агрессивность 4.02% 17. Агрессивность 4.02% 18. Умение угодить другим 3.45% 18. Умение угодить другим 3.45% 19. Скромность 2.87% 19. Скромность 2.87%

Целевая ось планирования предпринимательской деятельности Ценности Видение Миссия Принципы Стратегия Что для нас значимо? Что нас объединяет? Куда мы идём? Что мы делаем? Как мы действуем? Какую систему целей мы реализуем? Выживаем и развиваемся

Кадровое обеспечение (подбор сильной команды менеджеров, подбор и поддержка специалистов) Кадровое обеспечение (подбор сильной команды менеджеров, подбор и поддержка специалистов) Совершенствование ключевых компетенций и конкурентных возможностей Совершенствование ключевых компетенций и конкурентных возможностей Совершенствование организационной структуры и трудовой деятельности Совершенствование организационной структуры и трудовой деятельности (Оптимизация функций, бизнес-процессов, цепочек ценности, процессов принятия решения) (Оптимизация функций, бизнес-процессов, цепочек ценности, процессов принятия решения) Путь предпринимателя СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Совершенствование ключевых компетенций и конкурентных возможностей Ключевые компетенции - то, что создает исключительную потребительскую стоимость, то, что компания умеет делать лучше, чем конкуренты. Это и сочетание опыта, организационных навыков и технологических систем Компании.

Примеры ключевых компетенций : Eastman Kodak – четкость передачи изображения. Eastman Kodak – четкость передачи изображения. IBM – быстрота и надежность обработки данных. IBM – быстрота и надежность обработки данных. Motorola – надежность и качество беспроводной связи. Motorola – надежность и качество беспроводной связи. Honda – уникальный опыт в разработке и производстве компактных бензиновых двигателей Honda – уникальный опыт в разработке и производстве компактных бензиновых двигателей Intel – разработка микропроцессоров и персональных компьютеров Intel – разработка микропроцессоров и персональных компьютеров Sony – разработка электронных технологий и инновационных товаров Sony – разработка электронных технологий и инновационных товаров

Стратегические цели и миссия компании

Миссия компании Миссия отражает главное предназначение организации, смысл её существования. Миссия отражает главное предназначение организации, смысл её существования. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает её рекламу, описывает то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает её рекламу, описывает то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

Миссия пытается ответить на вопросы: Миссия пытается ответить на вопросы: Что мы делаем и чем мы отличаемся от тех, кто делает то же самое? Что мы делаем и чем мы отличаемся от тех, кто делает то же самое? Какую пользу получает наш потребитель? Какую пользу получает наш потребитель? Что обеспечивает наш бизнес? Что обеспечивает наш бизнес? Кто наш потребитель и чего он ожидает от нас? Кто наш потребитель и чего он ожидает от нас?

Примеры формулировки миссий : Примеры формулировки миссий : «Компак»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка». «Компак»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка». «Эксон»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие доходы». «Эксон»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие доходы». «Дженерал Электрик»: «Стать самой конкурентной фирмой в мире, выйти на первое и второе место в каждой из сфер нашей деятельности». «Дженерал Электрик»: «Стать самой конкурентной фирмой в мире, выйти на первое и второе место в каждой из сфер нашей деятельности». «Эппл Компьютер»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей». «Эппл Компьютер»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».

Цели компании С учётом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации – общие и специфические. С учётом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации – общие и специфические. Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли). Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли). Общие (стратегические) цели, которых обычно от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели. Общие (стратегические) цели, которых обычно от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели. Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж и т.п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации – финансами, маркетингом, кадровой работой – и являются заданиями для соответствующих служб). Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж и т.п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации – финансами, маркетингом, кадровой работой – и являются заданиями для соответствующих служб).

Требования к целям 1. Цели должны быть чётко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. 1. Цели должны быть чётко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. 2. Цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать её реальные возможности. 2. Цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать её реальные возможности. 3. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями. 3. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями. 4. Люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации. 4. Люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации. 5. Цели должны быть проверяемы. 5. Цели должны быть проверяемы. 6. Цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия. 6. Цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия.

Задание К Классный руководитель поручил вам провести урок литературы. Сделайте его самым интересным и привлекательным уроком в школе. С Составьте в группе несколько вариантов уроков. В Выберите из них лучший.

Стадии развития группы по Стэнфорду Стадии развития группы Критерии диагностики развития группы 1. Ориентировки (формирование представления о человеке); накопление информации, ее систематизация, формирование отношения к группе 1. время адаптации 2. качество адаптации 2. Формирование групповых норм. Определение своего места в группе, реализация роли Межличностное взаимодействие приводит к формированию диадных отношений 3. Конфликты (оценка и апробация возможностей решения задач); ломка стереотипов поведения, смена ролей Степень соответствия уровню притязаний, представления о роли в группе. 4. Конфликт-стабилизация (групповая сплоченность, эмоциональность группы, открытое общение); нормализация функции контроля, утверждение в новой роли. Определение ролей: а – лидер, б - «братья и сестры», в - конформистское большинство группы, г - аутсайдеры. Степень соотношения в группе лиц с высоким уровнем притязаний и лиц с низким уровнем притязаний 5. Забота о группе, отношения типа «МЫ» (групповая цель ведущая); доминирование эмоциональной сферы, сплочение, интерес к ней у всех, интеграция групповой и индивидуальной цели Определение конформизма: приспособление к мнению группы с внутриличностным конфликтом; приспособление к мнению группы без конфликта бездумное принятие мнения группы; совпадение мнений 6. Эмоциональная сфера уступает рациональной, отношения типа «Я-ТЫ»; личные взаимодействия становятся особенно тесными; происходит переоценка групповых норм. Самодостаточность 7. Высшая ступень групповой зрелости, единственный путь решения единодушие. Реализация личных целей по средствам peaлизации групповых целей Творчество

Ролевая структура коллектива (А. П. Егоршин, 1999) Название роли Содержание роли 1. Творческие роли Генератор идей Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей. Компилятор идей Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике. Эрудит Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем. Эксперт Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения. Энтузиаст Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно. Критик Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, даёт критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей. Организатор Организует работу группу, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

2. Коммуникационные роли Лидер Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных её членов. Делопроизводитель Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчёта группы. Связной Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы. «Сторож» Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера. Координатор Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером. Проводник Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

3. Поведенческие роли Оптимист Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы. Нигилист Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «чёрной вороной». Конформист Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство». Догматик Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своём мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы. Комментатор Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту. Кляузник Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всём видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

Борец за правду Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль. Общественник Увлечён общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно. «Важная птица» Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука». «Казанская сирота» Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на своё бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства. «Ёрш» Обычно пребывает в раздражённом состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами. «Себе на уме» Занимается преимущественно личными делами на работе (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиры и дачи и пр.), при этом используя своё служебное положение. Лентяй Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведёт пустые разговоры. «Наполеон» Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях.

Роли по Белбину Генератор идей Креативный, одаренный богатым воображением, решает сложные задачи Игнорирует детали, слишком озабочен налаживанием эффективного общения Исследователь ресурсов Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный, анализирует возможности, развивает контакты Очень оптимистичен, теряет интерес к работе, как только проходит первоначальный энтузиазм Координатор Зрелый, уверенный в себе человек, хороший руководитель, определяет общие цели, руководит процессом принятия решения, умело делегирует полномочия Может подпадать под влияние других людей, делегирует другим свои полномочия

Роли предпринимателя по Белбину Мотиватор Стимулирующий других, динамичный человек, не теряет самообладания в напряженной обстановке. Обладает напором и мужеством преодоления препятствий Может раздражать других людей, задевает их чувства Аналитик Благоразумный, стратегически мыслящий и проницательный, рассматривает все варианты, делает безошибочные выводы Не хватает внутреннего импульса и способностей побуждать других людей к действиям Вдохновитель команды Отзывчивый, спокойный, восприимчивый и дипломатичный человек, умеет выслушать других, созидает, предотвращает трения и успокаивает людей Нерешительный в кризисных ситуациях, легко поддается влиянию

Роли предпринимателя по Белбину Реализатор Дисциплинированный, надежный, предусмотрительный, квалифицированный, претворяет идеи в практические дела Негибкий, медленно реагирует на новые возможности Контролер Старательный, добросовестный, беспокойный. Ищет ошибки и упущения. Своевременно выполняет порученную ему работу. Склонен к чрезмерному беспокойству, неохотно делегирует свои полномочия, может быть придирчив по отношению к другим. Специалист Искренний, самостоятельный, преданный, обладает редкими знаниями и навыками Узкая специализация, увлекается техническими деталями, смотрит сквозь пальцы на общую картину

Домашнее задание Вычислить свой капитал времени Вычислить свой капитал времени (слайд 15) (слайд 15) февраль 2009 февраль 2009

Спасибо за внимание