Тема 9. Межгосударственные конфликты Учебные вопросы: 1. Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы и виды международных отношений Подготовили: Айтова Махаббат. Раисова Камила.
Advertisements

Международные отношения и внешняя политика государств 1. Понятие международных отношений и их специфика. 2. Структура и виды международных отношений.
Особенности, общая характеристика и источники международного права Выполнила студентка группы ВЗБ3ЮР-26 гп Сверчкова Ж.Е. Преподаватель: Глазков А.Н.
Презентация НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»
Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Цель: Узнать какие функции и основные задачи выполняют современные вооруженные силы России, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны.
Тема 13 Политический конфликт Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание политического конфликта. 2. Типология политических конфликтов. 3. Современные технологии.
Принципы международного права обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права пользуются приматом относительно всех.
Международные отношения Автор: Козлова Евгения. Содержание: Международные отношения –Особенность –Ядро Межгосударственные организации –Примеры –ООН.
Международное право Это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Понятие международного спора
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение.
Выполнили: Курсант 3 курса ФПС и СЭ Пихота А. С. Будажапова Ц. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Принципы международного права обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права пользуются приматом относительно всех.
Источники международных опасностей. Современные угрозы безопасности существуют почти в каждой сфере жизнедеятельности. Как предупреждал человечество еще.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates Роль политики в жизни общества Куликов Р.В. учитель истории МБОУ лицей 4 г. Славянск -на -Кубани.
Транксрипт:

Тема 9. Межгосударственные конфликты Учебные вопросы: 1. Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов. 2. Динамика и типология межгосударственных конфликтов. 3. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов.

ПРОГНОЗ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ – 2015» 2 Демографические перемены (к 2015 году население мира возрастет еще на один миллиард человек, и это в одних странах будет содействовать росту стабильности, а в других - наоборот, будет раскачивать ситуацию и порождать конфликты) Глобальная экономика и последующая глобализация мирового производства и мирового рынка (может привести высокому уровню взаимозависимости стран) Роль США в мировом пространстве (которая останется несопоставимой с ролью ни одной другой страны мира) Будущие конфликты, наносящие ущерб, в первую очередь США (особенно направленные на ослабление ее международных позиций) Научно-техническое развитие (особенно информационные технологии) Согласно прогнозу, который подготовлен Советом по разведке США, сегодня существуют семь движущих факторов, которые в наибольшей степени воздействуют на формирование мировой ситуации и, следовательно, на появление новых межгосударственных конфликтов Состояние природных ресурсов и природной среды (прежде всего производство продовольствия и наличие питьевой воды) Управленческие структуры в рамках отдельных стран и в более широких масштабах (при которых сохраняется роль национальных правительств, однако их функции в области управления сокращаются)

Вопрос 1 Вопрос 1 Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 3 стихийный характер международного политического процесса отсутствие единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников мирового процесса усиливающееся значение субъективного фактора отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики Международные отношения – совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между основными субъектами мирового сообщества вторичность законов, первичность межгосударственных соглашений и договоров о сотрудничестве Безопасность СуверенитетНезависимость

ПОНЯТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 4 Субъектами этой системы выступают государства или их объединения Государственный (национальный) суверенитет Межгосударственные отношения – это отношения, которые выходят за границы государств и возникают между ними Невмешательство во внутренние дела другого государства Межгосударственное сотрудничество Все межгосударственные отношения носят исключительно политический характер

ТИПЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ Непересекающиеся интересы Непересекающиеся интересы : интересы, реализация которых не затрагивает интересов других субъектов в системе межгосударственных отношений Расходящиеся интересы Расходящиеся интересы: это следствие реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не вступают в конфликт Конфронтационные интересы Конфронтационные интересы : их реализация немыслима без ущемления интересов других государств и может быть осуществлена за их счет Параллельные интересы Параллельные интересы : в данном случае внешнеполитические интересы одного государства реализуются в русле интересов другого Совместные интересы Совместные интересы : их реализация возможна только на основе коллективных действий двух и более стран путем осуществления скоординированной программы действий 5

ОСОБЕННОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В межгосударственных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства, партии, организации и движения. Исходя из этого выделяют Исходя из этого выделяют : Внутренние интернационализм- рованные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства) Межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями) Национально- освободительные войны (одна из сторон представлена государством) антиколониальные войны народов, против расизма войны народов, против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии 6

Географическое положение Национальная мораль Национальная мораль (степень поддержки населения) Промышленные возможности Естественные ресурсы Население и его национальный характер ПОНЯТИЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА (по Г.Моргентау) Военный потенциал Качество дипломатии Качество правительства СИЛА НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СМЕШНОЙ (Наполеон Бонапарт) 7

Их субъектами выступают государства или коалиции В основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально- государственных интересов конфликтующих сторон Межгосударственный конфликт является продолжением политики государств- участников Современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения СПЕЦИФИКА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим: Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах- участницах и во всем мире Главной спецификой является то, что межгосударственный конфликт часто реализуется в виде вооруженного насилия Главной спецификой является то, что межгосударственный конфликт часто реализуется в виде вооруженного насилия 8

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Пример: Эволюции афганского конфликта в х гг. или корейского конфликта в начале 50-х годов ХХ века. Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Пример: Эволюции афганского конфликта в х гг. или корейского конфликта в начале 50-х годов ХХ века. Первая Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в межгосударственном конфликте. Пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г. Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в межгосударственном конфликте. Пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г. Вторая Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий. Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий. Третья 9

Вопрос 2 Вопрос 2 Динамика и типология межгосударственных конфликтов

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО КОНФЛИКТА Первая фаза - это осознанное принципиальное политическое отношение и соответствующие ему виды межгосударственных отношений по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме Вторая фаза - это субъективное определение сторонами конфликта своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения противоречий Третья фаза - это использование субъектами конфликта широкого диапазона средств, вовлечения в в борьбу других государств с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных сторон конфликта. Четвертая фаза – это усиление борьбы до наиболее острого политического уровня, который может охватить отношения субъектов конфликта, государств региона и крупнейших мировых держав, вовлечь ООН Пятая фаза - это межгосударственный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта, способного при определенных обстоятельствах развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы Шестая фаза - это урегулирование конфликта путем его деэскалации, снижение уровня интенсивности, активного вовлечения дипломатии, поиска взаимных компромиссов, корректировки национальных интересов 10

Причины возникновения конфликта Применяемые средства Противоречия, лежащие в его основе Цивилизационно- культурологические особенности Характер развития и его длительность Основания типологии межгосударственных конфликтов Масштабы Характер участников Социально- психологические факторы конфликта 11

ВИДЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ВИДЫКОНФЛИКТОВ (исходя из интереса субъекта) Конфликт идеологий (между государствами с различными общественно- политическими системами) Конфликт идеологий (между государствами с различными общественно- политическими системами) Политического господства (конфликты междуонфликты между государствами с целью политического господства в мире или регионе в мире или регионе) Политического господства (конфликты междуонфликты между государствами с целью политического господства в мире или регионе в мире или регионе) Территориальные конфликты (основаны на территориальных противоречиях: захват чужих или освобождение своих территорий) Территориальные конфликты (основаны на территориальных противоречиях: захват чужих или освобождение своих территорий) Экономические конфликты (конфликты, где стороны отстаивают экономические Интересы) Экономические конфликты (конфликты, где стороны отстаивают экономические Интересы) Этнические и религиозные конфликты Этнические и религиозные конфликты 12

МОДЕЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ МОДЕЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ГЕГЕМОНИСТСКАЯСТАТУСНАЯРОЛЕВАЯ соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы»; ориентирована на использование насилия или угрозы насилия; в стратегии решения склонна к игре с "нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт; в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны; процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям; в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта 13

ОСОБЕННОСТИ Поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития Поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития О сновные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий О сновные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий Предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов Предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов Основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия Основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 14

узкокорыстные интересы правящих элит 15 Метод убеждения это комплекс мер, принимаемых государством (коалицией государств) в отношении другого государства или их политических объединений с целью создания благоприятных условий для реализации национально- государственных интересов во внешнеполитической обстановке Метод принуждения это комплекс мероприятий государства (коалиции государств), направленных на то, чтобы, используя силу, навязать другому государству или группе государств свою волю несовершенство международно- правовых норм слабость международных «третейских» организаций «ДОСТИГНУТЫЙ МИР ЛУЧШЕ И НАДЕЖНЕЕ ОЖИДАЕМОЙ ПОБЕДЫ» (Ливии Тит, древнеримский историк) Метод подавления это полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его при помощи военной силы узкокорыстные интересы правящих элит

НАПРАВЛЕНИЯ Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно- экономической, политической и культурной сферах. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно- экономической, политической и культурной сферах. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ и других, в области правового регулирования взаимоотношений между странами Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ и других, в области правового регулирования взаимоотношений между странами ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 16

Вопрос 3 Вопрос 3 Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Принципы международного права - это руководящие правила поведения государств, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Основные из них зафиксированы в Уставе ООН. Они являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами не индивидуально, не по взаимному соотношению ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками Закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и, таким образом, способствуют их развитию невмешательства во внутренние дела неприменения силы или угрозы силой нерушимости границ территориальной целостности государств добросовестного выполнения международных обязательств сотрудничества между государствами равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой суверенного равенства уважения прав человека и его основных свобод мирного урегулирования споров 17 Контроль исполнения принципа государствами осуществляет ООН

ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединённых наций» (пункт 4 ст. 2 Устава ООН) полный или частичный прерыв экономических отношений СЛУЧАИ ЗАКОННОГО ПРИМЕНЕНИЯ НЕВООРУЖЁННОЙ СИЛЫ (ст. 41, 50 Устава ООН) разрыв дипломатических отношений прекращение железнодорожных, воздушных, телеграфных, радио и др. средств сообщения в целях самообороны СЛУЧАИ ЗАКОННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЁННОЙ СИЛЫ (ст. 39,42,51 Устава ООН) по решению Совета безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совета безопасности ООН НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА запрещение оккупации территории другого государства в нарушении норм международного права запрещение актов репрессий связано с применением силы предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве организация или поощрение организации вооружённых банд иррегулярных сил, в частности наёмников для вторжения на территорию другого государства 18

ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость» (п.3 ст.2 Устава ООН) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИНЦИПА ГОСУДАРСТВА ОБЯЗАНЫ: Прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве Продолжить искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров в тех случаях, когда спор не удается разрешить Воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным 19 «ЗАТЕВАЮЩИЕ ВОЙНУ САМИ ПОПАДАЮТ В СВОИ СЕТИ» (Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ)

ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ «Государства – участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств – участников». В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой. (Заключительный акт СБСЕ в Европе в 1975 г.) ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА Государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение единства и территориальной целостности любого государства Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения сил в нарушении положений Устава Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате утраты силы или её применения Не должны признаваться законными какие- либо территориальные приобретения, явившиеся результатом утраты силы или её применения Уважать территориальную целостность друг друга ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВ: Воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН 20

ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ «Государства – участники рассматривают как нерушимые все границы с друг другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». (Заключительный акт СБСЕ в Европе в 1975 г.) ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА: Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом Отказ от каких либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем Нерушимость границ - действует только в отношении государств, участников Заключительного акта СБСЕ (т.е. страны Западной Европы, США и Канады) Неприкосновенность границ – является принципом общего международного права и действует на континентах, независимо от того, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу ДЕЙСТВИЕ ПРИНЦИПА В ПРОСТРАНСТВЕ 21

Регион Название организации Международная организация Организация Объединенных Наций Ближний Восток Лига Арабских Государств Американский континент Организация Американских Государств Африка Организация Африканского Единства Европа Совет Европы, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1994 года - Организация по безопасности и сотрудничеству) Евразия Содружество Независимых Государств МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МИРОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МИРОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 22

СИСТЕМА СПОСОБОВ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Превентивная дипломатия Строительство мира Поддержание мира Принуждение к миру Урегулирование споров до вспышки насилия с помощью дипломатов, политиков, а иногда и превентивным развертыванием войск Осуществляется политиками и дипломатами в постконфликтный период с целью предотвращения повторных вспышек насилия и с реальной финансовой и материальной помощью государственным структурам Призваны остановить конфликт и обеспечить сохранение мира как политическими, так и военными средствами 23

ЗАДЕЙСТВОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ США В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН ЗАДЕЙСТВОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ США В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН Район размещения войск (сил), наблюдателей ООН Начало операции (год) Численность контингента ВС ООН (чел.) Численность военнослужащих США в контингенте ВС ООН (чел.) Ближний Восток (Израиль, Египет, Иордания, Сирия) Ирак - Кувейт Западная Сахара Сомали Мозамбик Руанда - Уганда Либерия Руанда Грузия Бывшая Югославия более