Формирование ценностных ориентаций у обучающихся Есть средство воспрепятствовать преступлениям это наказания; есть средства изменять нравы это благие примеры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Транксрипт:

Формирование ценностных ориентаций у обучающихся Есть средство воспрепятствовать преступлениям это наказания; есть средства изменять нравы это благие примеры Монтескье Есть средство воспрепятствовать преступлениям это наказания; есть средства изменять нравы это благие примеры Монтескье Деменок Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, МБОУ«Средняя общеобразовательная школа 28», , г.Кемерово,

Литература 1. Денисова, И.В. Эмоционально-ценностный компонент в структуре начального образования.- Режим доступа:/ 2. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Cластёнин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст]/ В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия, 2002 – 576 с. 4. Схема психолого-педагогического анализа урока, направленного на реализацию эмоционально-ценностного компонента содержания образования (ценностно-ориентированного урока).- Режим доступа:

В РФ за 2011 год зарегистрировано преступлений, участниками которых стали подростка, в КО 2345 преступлений, совершённых подростками

ежегодно беспризорниками совершается около 60 тысяч преступлений

На 1 января 2011 года зарегистрировано 650 тысяч потребителей наркотиков

более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома 25 тысяч из них находятся в розыске около 2000 детей ежегодно сводят счеты с жизнью

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (с изменениями на 28 июля 2012 года) Генпрокуратура обязала Минкульт отозвать из проката полторы сотни фильмов, полные нецензурной брани, секса и пропаганды наркотиков

Задачи педсовета Актуализировать проблематику темы семинара Наметить пути обновления образовательного процесса с целью формирования ценностных ориентаций обучающихся

Нормативно-правовые документы Проект закона РФ «Об образовании»; Национальная доктрина образования РФ; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ; Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования, основного общего образования; Федеральная целевая программа развития образования на го­ды

15 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

16 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ОО) Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Базовые ценности патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Базовые ценности традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия. В.Г.Белинский У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия. В.Г.Белинский

Пути обновления образовательного процесса с целью формирования ценностных ориентаций обучающихся Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования

Эмоционально-ценностный компонент содержания образования - целенаправленное формирование у учащихся системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций и развитие их эмоционально- волевой сферы, отраженной в содержании образования и реализуемых в процессе обучения. С.И.Маслов, профессор кафедры педагогики Эмоционально-ценностный компонент содержания образования

выделить необходимые для усвоения ценности; определить, какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с выделенными ценностями Эмоционально-ценностный компонент содержания образования

Методы духовно-нравственного воспитания Метод эмоционально-ценностного акцентирования заключается в том, что учитель всеми способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно-нравственной ценности объекта изучения. Метод пробуждения адекватных эмоций предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственный эмоциональный отклик в учащихся. Метод эмоционально-ценностных противопоставлений состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности, обостряет переживание у учеников нравственных чувств.

Способы насыщения учебного материала эмоционально- ценностным содержанием 1. Ценностно-ориентированные тексты Макротексты: с прямым отражением ценностей (автор прямо, открыто заявляет о ценностях, о значимости их для человека или общества); с опосредованным отражением ценностей (конкретные ценности скрыты, автор выводит учащихся на них через художественные, исторические, биографические образы); эмоциогенные тексты (конкретные ценности скрыты, текст эмоционально насыщен и пробуждает своим содержанием у учащихся широкую палитру эмоций, чувств, настроений). Микротексты: (тексты из 1-2 предложений) Это могут быть эпиграфы, выводы, резюме, загадки, пословицы, поговорки, яркие факты, исторические справки, социологические данные, отдельные предложения оценочного характера и др.

2. Ценностно-ориентированные задания: Задания на оценку ценностных предметов, явлений, процессов, действий, поступков, правил, норм, идей, качеств личности и др. оценочные вопросы; оценка поступка, научного открытия, жизненного пути личности и др.; задания на ассоциации; задания «допиши предложение»; задания с выбором ответов; другие виды заданий. Задания на выбор ценностей ( данный вид заданий ставит учащихся в ситуацию выбора, принятия решения) постановка проблемы; предложение решить дилемму; задание на социальную ориентировку; Задания на деятельностное отражение ценностей (учащиеся руководствуются освоенными ценностями в различных видах деятельности) задания творческого характера (нарисуй, изобрази, представь, сочини, сыграй и др.); задания практического характера.

Задания рефлексивного характера Задания на пробуждение эмоциональных переживаний. Данные задания могут формулироваться следующим образом: что вас взволновало… какие чувства вызвало… какое настроение посетило вас… какие герои порадовали вас и наоборот… кому сопереживали… прочитайте произведение в лицах… представьте… вообразите… 3. Использование на уроке таблиц, иллюстраций, картин, музыки, звукового оформления, видеосюжетов и другое.

Пути обновления образовательного процесса с целью формирования ценностных ориентаций обучающихся Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования Интеграция учебных предметов

Интеграция педагогическая - одна из форм взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их изначальной природной целостности. К внешней интеграции относится интеграция различных видов деятельности: науки, учебного заведения и производства, различных типов и видов учебных заведений, различных наук или учебных дисциплин. К внутренней - интеграция компонентов внутри одного вида деятельности, внутри одной науки, внутри одной дисциплины. В.С Безрукова Интеграция учебных предметов

Пути обновления образовательного процесса с целью формирования ценностных ориентаций обучающихся Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования Интеграция учебных предметов Деятельностные формы как способы присвоения ценностей в урочной и во внеурочной деятельности

Деятельностные формы как способы присвоения ценностей во внеурочной деятельности Воздействовать на подрастающее поколение нужно не «указыванием», «преподаванием» ценностей, а созданием для личности таких ситуаций, которые воспитывали бы у индивида именно навык «выбора и оценивания» - этот навык и будет работать на формирование ценностных ориентаций.

Пути обновления образовательного процесса с целью формирования ценностных ориентаций обучающихся Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования Интеграция учебных предметов Деятельностные формы как способы присвоения ценностей в урочной и во внеурочной деятельности Диагностика ценностной сферы личности

Диагностика предполагает определение личностного роста школьника через ранжирование ценностей, определение типа отношений (устойчиво-позитивное, ситуативно-позитивное, ситуативно- негативное, устойчиво-негативное) к конкретной ценности, определение ценностных ориентаций и их проявление в практической деятельности через нравственный выбор в поведении человека, его поступках.

Общепедагогические подходы к образованию Культурологический подход опирается на идею интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую закономерность: воспитание личности будет более эффективным, если оно интегрировано в контекст культуры (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, С. Ю. Курганова, Н. Е. Щуркова). Аксиологический (ценностный) подход В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности; выявление смысла ценности и её содержания; принятие осознанной ценности; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников. Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода.

Общепедагогические подходы к образованию Личностно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход рассматривает механизмы формирования личности (системы отношений и качеств личности) как самоцель образования, достижению которой подчинены его содержательные и образовательные компоненты. Личность при этом играет приоритетную системообразующую роль. В личностно-ориентированном подходе воспитание опирается на индивидуальные особенности личности. Главное в человеке – его личный духовный опыт.Личностно-ориентированная парадигма предполагает становление свободной, развитой, образованной, социально мобильной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к самообразованию в течение всей жизни. Деятельностный подход В этом подходе деятельность учащихся сориентирована на активизацию мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон. При этом цели выполняют ориентирующую и регулирующую функцию. Они должны быть реальными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, быть личностно-значимыми для ученика; быть общественно значимыми и соответствовать гуманистическим представлениям о человеке. Поэтому под целью воспитания понимается некий идеал, который должен быть достигнут в результате воспитания.

Общепедагогические подходы к образованию Гуманистический подход Гуманистический подход к воспитанию (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь. Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников.

Рефлексия 8

Решение педсовета Использовать на уроке методы, приёмы, формы, направленные на реализацию эмоционально-ценностного компонента содержания образования; При планировании учебного занятия продумывать ценностно-ориентированные задания; На методическихобъединениях обсудить подходы к интеграции учебных предметов с учетом эмоционально-ценностного компонента содержания образования

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания» К.Ушинский