МОУ «Аликовская средняя общеобразовательная школа имени И.Я. Яковлева»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Что такое этикет?» Учебный проект выполнили ученики 9 «А» класса: Седова Кристина, Гасанов Габил, Шурыгин Андрей.
Advertisements

Министерство образования Российской Федерации Филиал КГПУ в г. Канске им. В.П.Астафьева Факультет информатики Канск-2006 Компоненты культуры речи РЕФЕРАТ.
Речевой этикет «Любое общение - это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу» Г. П. Грайс.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Речевой этикет в устной и письменной речи
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Речевой этикет.. То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
Речевой этикет как регулятор коммуникативного взаимодействия.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ. ПЛАН 1.ВСТУПЛЕНИЕ 2.ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3.ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4.ЭКСПЕРИМЕНТ.
Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии 16 г.о. Химки Чуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения». 2011год.
Традиционно принято считать, что странами- родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» РЕФЕРАТ по русскому языку ученицы 8 класса Рузаевой Яны Учитель Рузаева Т.С год.
Светская этика Этикет Антонина Сергеевна Матвиенко.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Элективный курс «Культура речи и правила хорошего тона» 17 учебных часов Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы окружающие.
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
» МОУ Васькинская основная общеобразовательная школа «Речевой этикет и культура речевого общения» Выполнил ученик 6 класса Романов Максим (классный руководитель.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Транксрипт:

МОУ «Аликовская средняя общеобразовательная школа имени И.Я. Яковлева»

Авторы Учащиеся 10 «е» класса Толмачева Анастасия и Толмачева Мария

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И. Куприн А.И. Куприн

История речевого этикета Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете. Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой. Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

Признаки речевого этикета Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть своим в дан ной группе большой или малой, национальной, социальной, исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства. Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть своим в дан ной группе большой или малой, национальной, социальной, исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства. Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное поглаживание. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных поглаживаний речевой этикет: Здравствуйте будьте здоровы; Благодарю благо дарю. Спасибо спаси вас Бог за доброе дело; Извините признаю свою вину и прошу снять с меня грех и т.д. Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное поглаживание. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных поглаживаний речевой этикет: Здравствуйте будьте здоровы; Благодарю благо дарю. Спасибо спаси вас Бог за доброе дело; Извините признаю свою вину и прошу снять с меня грех и т.д. Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи.

Четвертым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении (как и любовь), потому что если я в душе кого-то уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажется нереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или при общении с незнакомыми людьми. Четвертым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении (как и любовь), потому что если я в душе кого-то уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажется нереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или при общении с незнакомыми людьми. Пятый признак связан с тем, что речевой этикет важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет, как видно из сказанного, является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи.

Русский речевой этикет приветствия Известны и употребительны в среде носителей русского языка различные приветствия, отличающиеся стилистической окраской, степенью распространенности и сферами функционирования, но являющиеся при этом именно приветствиями: Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! (стилистически нейтральные, уместные в любой обстановке и при различном характере отношений между общающимися); Приветствую вас! (несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке); Привет! Салют! (разговорные, фамильярные, уместные в неофициальной обстановке, при наличии неофициальных отношений между говорящими); Приветик! (разговорно-просторечное, сниженное, иронически-шутливое, возможное только в неофициальной обстановке, между находящимися в дружеских отношениях говорящими); Хэлло! Хай! (заимствованные из английского языка, являющиеся принадлежностью молодежного жаргона, уместные в неофициальной обстановке при наличии неофициальных отношений между общающимися).

В последнее время достаточно частотной стала речевая ситуация, подобная следующей: вы звоните знакомому, трубку снимает его сын (или дочь), и вы, прежде чем обратиться с просьбой позвать к телефону вашего знакомого, естественно, здороваетесь с тем, кто снял трубку. И вот тут вас ожидает сюрприз: В последнее время достаточно частотной стала речевая ситуация, подобная следующей: вы звоните знакомому, трубку снимает его сын (или дочь), и вы, прежде чем обратиться с просьбой позвать к телефону вашего знакомого, естественно, здороваетесь с тем, кто снял трубку. И вот тут вас ожидает сюрприз: – Здравствуйте! – говорите вы и слышите в ответ: – Да. – Здравствуйте! – говорите вы и слышите в ответ: – Да. Или: Или: – Добрый вечер! – говорите вы, а в ответ раздается: – Добрый! – Добрый вечер! – говорите вы, а в ответ раздается: – Добрый! Естественная реакция – это состояние легкого шока, заставляющее вас на мгновение замереть. В зависимости от настроения (и характера) вы или с нажимом повторяете приветствие, добиваясь ответного Здравствуйте! или Добрый вечер!, или же просто просите позвать к телефону вашего знакомого. Почему такие реплики-реакции, как «Да» и «Добрый!», в речевом акте приветствия шокируют звонившего? Потому что они не соответствуют ни синтаксической, ни стилистической норме, а также нарушают правила речевого этикета. Как это можно доказать? В норме реплика-релятив «Да» функционирует как ответ на вопрос. Высказывание «Добрый!» – это уже не релятив, а предложение, являющееся в норме или тоже ответом на вопрос. Но ни вопроса, ни сообщения, которые нуждались бы в ответе, не было, и звонивший в ответ на свое приветствие не услышал ожидаемого приветствия. Приветствие говорившего фактически было проигнорировано: в ответ он не услышал приветствия, а значит, был нарушен речевой этикет, поэтому говорящий испытал эмоциональный дискомфорт, подобный тому, какой может испытать человек, протянувший руку для пожатия, когда эту руку вольно или невольно не заметили. Естественная реакция – это состояние легкого шока, заставляющее вас на мгновение замереть. В зависимости от настроения (и характера) вы или с нажимом повторяете приветствие, добиваясь ответного Здравствуйте! или Добрый вечер!, или же просто просите позвать к телефону вашего знакомого. Почему такие реплики-реакции, как «Да» и «Добрый!», в речевом акте приветствия шокируют звонившего? Потому что они не соответствуют ни синтаксической, ни стилистической норме, а также нарушают правила речевого этикета. Как это можно доказать? В норме реплика-релятив «Да» функционирует как ответ на вопрос. Высказывание «Добрый!» – это уже не релятив, а предложение, являющееся в норме или тоже ответом на вопрос. Но ни вопроса, ни сообщения, которые нуждались бы в ответе, не было, и звонивший в ответ на свое приветствие не услышал ожидаемого приветствия. Приветствие говорившего фактически было проигнорировано: в ответ он не услышал приветствия, а значит, был нарушен речевой этикет, поэтому говорящий испытал эмоциональный дискомфорт, подобный тому, какой может испытать человек, протянувший руку для пожатия, когда эту руку вольно или невольно не заметили.

Различия в употреблении единиц речевого этикета Многие единицы и общие проявления речевого этикета различаются по их устойчивой прикрепленности к тем или иным социальным группам носителей языка. Эти группы могут быть выделены по следующим критериям: Многие единицы и общие проявления речевого этикета различаются по их устойчивой прикрепленности к тем или иным социальным группам носителей языка. Эти группы могут быть выделены по следующим критериям: возраст: формулы речевого этикета, связываемые с молодежным жаргоном (Алё, Чао, Гудбай); специфические формы вежливости в речи людей старшего поколения (Благодарствую, Окажите любезность); возраст: формулы речевого этикета, связываемые с молодежным жаргоном (Алё, Чао, Гудбай); специфические формы вежливости в речи людей старшего поколения (Благодарствую, Окажите любезность); образование и воспитание: более образованные и воспитанные люди тяготеют к более аккуратному употреблению единиц речевого этикета, более широко употребляют Вы-формы и пр.; образование и воспитание: более образованные и воспитанные люди тяготеют к более аккуратному употреблению единиц речевого этикета, более широко употребляют Вы-формы и пр.; пол: женщины в среднем тяготеют к более вежливой речи, реже употребляют грубую, близкую к бранной и обсценной лексику, более щепетильны в выборе тем; принадлежность к специфическим профессиональным группам.

Речевой этикет и проблемы стилистики Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета в значительной степени определяются принадлежностью речи к различным функциональным стилям. Например, деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями. В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам. Кроме того, требования речевого этикета могут распространяться на паралингвистический уровень общения в целом. Например, в русском речевом этикете предписывается воздерживаться от слишком оживленной мимики и жестикуляции, а также от жестов и мимических движений, имитирующих элементарные физиологические реакции. Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д. В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета в значительной степени определяются принадлежностью речи к различным функциональным стилям. Например, деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями. В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам. Кроме того, требования речевого этикета могут распространяться на паралингвистический уровень общения в целом. Например, в русском речевом этикете предписывается воздерживаться от слишком оживленной мимики и жестикуляции, а также от жестов и мимических движений, имитирующих элементарные физиологические реакции. Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д. В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Значение речевого этикета Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства. Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства. Касаются веков сквозные грани, И снова в нас преемственность жива, И из старинных лучших пожеланий Кроятся наши русские слова… Н. Веселовская Н. Веселовская

Заключение Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров от древнерусских летописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы. И, значит, культура языкам культура слова пред­стает как неразрывная связь многих и многих поколений. Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров от древнерусских летописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы. И, значит, культура языкам культура слова пред­стает как неразрывная связь многих и многих поколений. Родной язык душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Родной язык душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смыс­ловыми богатствами во всем их структурном многообразии к этому должен стре­ миться каждый носитель языка.

Использованные ресурсы 1. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е.Гольдин. – М., Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В.Соколова. – М., Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И.Формановская. – М., Формановская, Н.И. Употребление русского речевого этикета / Н.И.Формановская. – М., htm htm 6. html html