Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Беловолова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Беловолова Елена Александровна,
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ и НОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕНИЯ : ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Беловолова Е. А., кандидат пед. наук, доцент кафедры методики.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Транксрипт:

Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Беловолова Е.А., кандидат пед.наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ

Принципиальные преобразования в социокультурной среде (глобализация), ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА Изменилась не только сумма знаний, необходимых человеку, изменились способы получения знаний (информационное общество) Требуется компетентная личность! креативный готовый принимать решения способный к поиску, преобразованию, анализу и использованию информации умеющий работать в коллективе готовый к повышению квалификации, самообразованию

От школы требуется новый образовательный результат ! От школы требуется новый образовательный результат ! НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Оценивать поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, анализировать, преобразовывать и представлять информацию Формулировать свою позицию, понимать других, работать в команде Ставить перед собой цель, планировать, организовать рабочее место, оценивать результат ОСНОВЫ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Действовать в соответствии с нравственными и гражданскими нормами Поиск информации, исследование Личностные действия Оценочные действия Организацион ные действия Познавательн ые действия Коммуникатив ные действия + Исследовательск ие действия УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изменение целей (Для чего учить?) Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФЕД.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ (2009 гг.) «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» Направленность целей на достижение гарантированного результата

Предметные результаты основа научной картины мира опыт получения, преобразования и применения предметных знаний и умений. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивы, социальные компетенции ФГОС (2009 г.) новый образовательный результат

Умения и способы деятельности – главный результат, остающийся после школы ФГОС (2008 г.) – УУД: Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно- смысловая ориентация учащихся Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Рефлексивная деятельность - организовывать свою деятельность, делать выбор в мире ценностей и поступков Познавательная деятельность - мыслить и работать с информацией Информационно- коммуникативная деятельность - общаться, взаимодействовать с людьми ГОС ( гг) - ОУУ Изменение ПОДХОДА к обучению (содержанию, методам, средствам и технологии)

Деятельностный подход Изменение содержания Изменение организации Изменение технологии Изменение условий Процесс обучения географии

10% того, что читаем 20% того, что слышим 60% того, что говорим сами 90% того, что делаем сами

Деятельностное содержание (на уровне учебных действий) Тема урока Тип урока Базовое содержание УДТребования к подготовке уч-ся Вид контроля Планетарн ые формы рельефа Земли Изучения нового Происхождение материков и впадин океанов. Эпохи складчатости. Формирование и развитие материковой коры. Карта строения земной коры Анализировать схемы, иллюстрирующие образование материковой океанической коры; определять по карте …; сопоставлять карту строения земной коры с … Объяснять по картам закономерности размещения форм рельефа; Находить в различных источниках и анализировать информацию для объяснения размещения планетарных форм рельефа; Приводить примеры влияния тектонического строения территории на характер ее освоения Текущий Изменение содержания (Чему учить?)

Понимание специфики формирования УД Понимание специфики формирования УД Деятельность реализуется через действия (умение характеризуется набором действий) НО! Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников

Новые знания – продукт деятельности ученика Используя карту строения земной коры в атласе, приведите примеры территорий материков, в основании которых расположены древние платформы, щиты, складчатые области, границы столкновения двух литосферных плит. Используя учебник, составьте небольшой рассказ «Литосфера – твердая оболочка Земли», применяя следующие термины: оболочка, мощность, материки, океаны, горные породы, минералы, земная кора. Используя физическую карту полушарий в атласе составьте описание Уральских гор по следующему плану Используя различные источники знаний, докажите тезис: Австралия – единственный материк, где нет действующих вулканов и оледенения Закономерности Представления ПСС Умения и действия

Составить географическую характеристику Провести отбор признаков Установить причинно-следственные связи Выделить из них существенные Объяснить особенности территории

Составить прогноз географического явления Сбор и анализ данных Построение модели Соотнесение с теоретическими знаниями Выдвижение гипотезы о тенденциях развития объекта Поиск фактов и аргументов для их обоснования Анализ предложений

Предметное содержание взаимодействует с процессуальным Умение Отношение к деятельности Предметные знания Мыслительные операции, набор действий Знания о действиях, их алгоритме Географические знания служат элементами действий

Изменение технологии обучения (Как учить?) Учебная деятельность – основа современного урока географии Учебная деятельность – основа современного урока географии Обновление способов работы со знаниями!

Освоение УД происходит в ходе систематического решения задач Мотивация Учебная цель Учебная задача Учебная задача Учебная задача Контроль и самоконтроль Учебные действия Познавательные действия Коммуникативные действия Регулятивные действия Личностные действия Решение учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в действие

Поэтапное обучение учебным действиям (Т.П.Герасимова) Создание ориентировочной основы действий Создание исполнительской основы действий Создание творческой основы действий На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации

Важное условие освоения УУД – организация деятельности учащихся с аппаратом учебника Методический аппарат учебников географии издательского центра «Вентана-Граф» Информационная функция (фундаментальное ядро) Процессуальная функция Ценностная функция

Виды работ с учебником, направленные на формирование и развитие УУД ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ чтение и пересказ выборочное чтение выделение главной мысли цитирование конспектирование тезирование комментированное чтение ЛОГИКО- СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ деление текста на смысловые блоки составление плана (простого и сложного) изложение текста по плану нахождение в тексте ключевых слов и терминов составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц аннотирование и рецензирование текста составление логико-структурных схем самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами в учебнике ПОИСК ОБЪЯСНЕНИЙ нахождение в тексте слов- связок (ПСС) выделение в тексте причин и следствий постановка вопросов к тексту нахождение ответов на вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста постановка вопросов, требующих ответа из контекста ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ составление опорных конспектов моделирование текста на контурной карте нанесение на контурную карту объектов номенклатуры рисование на основе текста написание стихотворений подбор из дополнительных источников описаний к иллюстрациям подготовка аргументов и контраргументов подготовка к дискуссии, деловой игре, беседе и др.

Реализация педагогических технологий деятельностного типа Традиционная парадигма Развивающая парадигма технология поэтапного формирования приемов учебной работы технология ЛОК (ЛОС) модульного обучения дифференцированного обучения технология формирования учебной деятельности игровая технология технология коммуникативно- диалоговой деятельности проектно-исследовательской деятельности технология работы с кейсом информационно- коммуникационные технологии

Технология формирования учебной деятельности школьника Технология формирования УД предполагает, что учитель разрабатывает систему учебных задач, основанную на организации своей деятельности и деятельности учащихся, проводит диагностирующую проверку результатов усвоения с помощью тестов. С учетом принципа обучения деятельности !

Организация практической деятельности Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности факультативы научные общества кружки инд.занятия

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности эвристическая беседа проблемный диалог дискуссия диспут деловая игра Может ли образоваться равнина на месте горной страны? Где холоднее: на северном или южном полюсе? Почему Северо-Атлантическое течение считается теплым, а Канарское – холодным?

Технология проектно-исследовательской деятельности Триада: Замысел – реализация - продукт Моделирование размещения материков и океанов через миллионы лет; Оценивание возможностей хозяйственного освоения рек; Практическое использование ресурсов Арктики и Антарктики; Составление путеводителя путешествия

Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Учитель Субъект Ставит перед собой цель, выстраивает стратегию деятельности по ее достижению Участник совместной деят-ти Разработчик Организатор Эксперт Тьютор Методическое мышление

Благодарю за внимание!