Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС общего образования И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проблемного обучения И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» МОУ.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Технология проблемного обучения.. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
«Проектирование современного урока биологии в условиях внедрения ФГОС второго поколения» Из опыта работы учителя биологии МБОУ «Каракудукская СОШ» Акбулакского.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС общего образования И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района Каслинского муниципального района

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель объявляет новую тему и ставит цель 2. Учитель объявляет план урока 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания и способы деятельности). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Становление новой системы образования ориентация на вхождение в мировое образовательное пространство Смена образовательной парадигмы изменение содержания образования: источник знания + процессуальные умения, опыт деятельности, творческое решение проблем педагогический процесс: деятельностный (компетентностный) подход, личностно – ориентированное обучение, субъект – субъектные отношения Действия учащихся постановка проблемы, формулирование задач; обсуждение критериев желаемого результата (продукта); поисковая работа с информационными источниками; самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта; предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка; самооценка, коррекция результата.

Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС ОО Результат Творческое овладение субъективно новым знанием Развитие учащихся в процессе обучения Пути решения Деятельностный подход Универсальные учебные действия Учебная проблема Проблемная ситуация Проблемный вопрос

Проблемное обучение это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов)

Цели проблемного изучения учебного материала активизация и развитие мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу; развитие познавательных и творческих способностей и умений учащихся;. усвоение учащимися знаний, умений, способов деятельности в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;. воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы и ситуации. Задача проблемного обучения: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний (открытие субъективно нового знания).

Технологическая цепочка проблемного обучения Создание (возникновение) проблемной ситуации: -учитель -учащиеся (наибольший эффект) Постановка проблемы – учитель Осознание проблемы - учащиеся Поиск путей и способов решения: анализ, сравнение, аргументы Решение проблемы: новое субъективное знание

Проблемная ситуация -это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом; действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия; содержит противоречие, столкновение точек зрения, гипотез: «Дело Пастернака» Признаки проблемной ситуации -учитель так преподносит учебный материал, что у учащихся возникает заинтересованность по поводу нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки проблемы; -необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, способе или действии; -наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения; -возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.

Проблемный вопрос -содержит в себе противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения: Гражданская война в России: кто победил ? Кто проиграл?

Проблемная задача -задача в виде текста или схемы, содержащая в себе противоречие, вызывающее затруднение при выработке на неё ответа, требующее размышления и рассуждения, содержащее дополнительную информацию: И.В. Сталин – великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь … В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества…

Правила создания проблемных ситуаций 1. Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. 2. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. 3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью: 5 марта 1953 года. Смерть И.В. Сталина. Половина страны плакала от горя, другая половина – от радости …

Типы проблемных заданий и задач На анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих противоречие На анализ фактов, событий На оценку деятельности конкретной личности СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов: период развитого социализма или эпоха застоя? Распад СССР: закономерность или планируемое действие? П.А. Столыпин – либеральный консерватор или консервативный либерал?

Средства создания проблемных ситуаций Текст документа Стихот- ворение Эпиграф СхемаРепродук- ция Информа- ция СМИ Статисти- ческие данные Видео- фильм Манифест об окончании Отечес- твенной войны 1812 года Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? Дней Алексан- дровых прекрасное начало.!? Столыпин ская аграрная реформа цель пути и средства результат ??? В.В. Верещагин «Апофеоз войны» Вопросы: -актуальна ли сегодня идея картины? -через призму картины рассмотреть Отечест- венную войну 1812 года и русско- японскую войну гг. Согласно официальной статистике уровень инфляции в России в 2012 году – %. По неофициальным источникам – более 30 %. Показа- тели экономического развития России начала XX века выводы. Вопрос: Почему Россия в данный период являлась средне развитой страной второго эшелона развития? Смута XVII века

Приёмы создания проблемной ситуации Приём Пример одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений СССР: образование или создание? побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, несоответствия между ними НЭП: шаг вперёд или шаг назад? побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них Уровень инфляции в России в 2012 году столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием Пётр I: великий реформатор или тиран? побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний СССР в середине 1960-х -середине 1980-х годов: расцвет социализма или эпоха застоя? использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач практическая работа по теме «Социально – экономическое развитие России в начале XX века»

Приёмы создания проблемной ситуации Приём Пример ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем Гражданская война в России варьирование, переформулировка задач и вопросов Февральская революция 1917 года в России – неизбежность? выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка Социально – экономическое развитие современной России система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли и новых знаний

Урок истории в 9 классе по теме «Октябрь 1917 года» Анализ ситуации: После февраля 1917 года в России – три альтернативы развития. Какие? Кем представлены? Почему и когда потерпела крах альтернатива демократического развития страны? Самостоятельное формулирование учебной задачи: разрешить проблемную ситуацию Средства решения проблемы: - диалог - выдвижение гипотез - работа с источниками информации - аргументация точек зрения Подведение к проблеме: Октябрь 1917 года: революция заговор и переворот большевиков

Технологическая схема проблемного обучения Учитель Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Новые знания, умения, навыки, способы действия Решение проблемы Психологическая проблемная ситуация Проблема (неизвестное) поиск анализ Ученик

ФГОС ООВозможности технологии проблемного обучения деятельностный подход -активная учебно-познавательная деятельность учащихся -овладение способами учебной деятельности -применение знаний на практике -рефлексия собственной познавательной деятельности личностные результаты -мотивация к обучению и познавательной деятельности -способность ставить цели, определять средства их достижения -социальные компетенции метапредметные результаты -межпредметные понятия -универсальные учебные действия, их использование в учебной практике -способы деятельности предметные результаты -новые знания в рамках учебного предмета -применение новых знаний в учебной ситуации -опыт деятельности УУД: познавательные -познавательная цель -логическая цепь рассуждений -поиск и осмысление информации -выдвижение гипотез -анализ информации -доказательства -причинно – следственные связи УУД: личностные -постановка цели УУД: регулятивные -постановка учебной задачи -планирование деятельности -контроль результатов деятельности УУД: коммуникативные -диалог -высказывание и аргументация собственной точки зрения -умение слушать и слышать

Прогнозируемый результат Результат Переход знаний в убеждения Развитие личности Результат Творческое овладение субъективно новым знанием Умение мыслить логично, научно, творчески Результат Активный познавательный поиск Пробуждение интереса к знанию

«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения учащийся должен научиться творчески, поэтому процесс обучения неизбежно строится проблемно». И.Я. Лернер Точка зрения