Реинжиниринг информационных систем Старший преподаватель – Горбачев Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реинжиниринг информационных систем Старший преподаватель – Горбачев Н.Н.
Advertisements

Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
Канадские критерии безопасности Созданы в 1993г. Цель разработки Единая шкала критериев Единая шкала критериев Основа для разработки спецификаций безопасных.
Федеральная государственная информационная система Росаккредитации.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Система управления проектами и задачами JIRA Выполнили: Студентки 5 курса БГУ отделения «Финансы и кредит» Грамотнева Анна Гуреева Ирина.
Работу выполнила студентка гр. 9 Бд 111 Евженко Дарья.
Правовое регулирование взаимодействия администрации и персонала в области защиты информации.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических.
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ Понятие информационной системы Информационное обеспечение Технологические платформы ИС Централизованная платформа Децентрализованная.
Транксрипт:

Реинжиниринг информационных систем Старший преподаватель – Горбачев Н.Н.

Модели систем управления УСОУ Вход Выход Обратная связь Внешняя среда Вход Выход Обратные связи ИР, ИЗ, интерфейс с внешней средой Техно логич. часть УС ЛПР Регули рующ часть ОУ Техно логич. часть ОУ Внешняя среда СУГИР ИР, ИЗ, интерфейс Информационно- ресурсная Кибернетическая

Модели систем управления Обратные связи Вход (Выход) Выход (Вход) ИР, ИЗ, интерфейс с внешней средой ИР, ИЗ, интерфейс Технол огич. часть УС ЛПР Технол огич. часть ОУ Внешняя среда СУИР Регули рующ часть ОУ ИР, ИЗ, интерфейс Виртуально- документационная

Информационная система взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.)

Основные задачи ИС ИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом. Автоматизация работ предполагает наличие в ИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.

Компоненты информационных систем Информационная система Функциональные компоненты Компоненты системы обработки данных Организационные компоненты: Организационные документы Персонал Функциональные подсистемы (бизнес-приложения) Информационное обеспечение Функциональные задачи Программное обеспечение Модели и алгоритмы Техническое обеспечение Правовое обеспечение Лингвистическое обеспечение Методическое обеспечение Технологическое обеспечение Эргономическое обеспечение

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Математическое обеспечение АС - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС. Эффективность используемого математического аппарата во многом определяет эффективность всей технологии обработки данных, получения на их основе информации и знаний, необходимых для подготовки принятия решений. Информационное обеспечение АС - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании. Лингвистическое обеспечение АС - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатирующего персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС.

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Техническое обеспечение АС - совокупность всех технических средств, используемых для функционирования АС. Метрологическое обеспечение АС - совокупность средств и методик измерения характеристик объектов информации, а также технических и программных средств АС. Методики измерения базируются на соответствующих теориях измерений и теориях шкал, выбор которых серьезно влияет на адекватность информационных моделей. Правовое обеспечение АС - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования. Организационное обеспечение АС - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС.

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Методическое обеспечение АС - совокупность документов системообразующего характера, позволяющих сделать обозримыми и понятными для заказчика проектные предложения разработчика, а также обеспечивающих взаимодействие проектировщиков со смежниками, а эксплуатационников с взаимодействующими системами. Технологическое обеспечение - совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС и технологические приемы для получения конкретных результатов при функционировании АС. Эргономическое обеспечение АС - совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.

Классификация информационных систем Информационные системы Документальные ИСФактографические ИС Системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения Системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-справочные системы (ИСС), информационно- аналитические системы (ИАС), информационно- управляющие системы (ИУС) ИС офисной автоматизации ИС организационного управления (АСУП, ERP, CRM) ИС управления технологическими процессами (АСУ ТП) ИС автоматизированного проектирования (САПР) интегрированные (корпоративные) ИС

Классификация информационно- аналитических систем Информационно-аналитические системы Интеллектуально- диалоговые системы Системы подготовки принятия решения Экспертные системы статические экспертные системы динамические экспертные системы

Классификация информационно- управляющих систем Информационно-управляющие системы Информационно- советующие системы Управляющие системы Самонастраивающиеся системы

Информационная система взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.)

Основные задачи ИС ИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом. Автоматизация работ предполагает наличие в ИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.

Компоненты информационных систем Информационная система Функциональные компоненты Компоненты системы обработки данных Организационные компоненты: Организационные документы Персонал Функциональные подсистемы (бизнес-приложения) Информационное обеспечение Функциональные задачи Программное обеспечение Модели и алгоритмы Техническое обеспечение Правовое обеспечение Лингвистическое обеспечение Методическое обеспечение Технологическое обеспечение Эргономическое обеспечение

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Математическое обеспечение АС - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС. Эффективность используемого математического аппарата во многом определяет эффективность всей технологии обработки данных, получения на их основе информации и знаний, необходимых для подготовки принятия решений. Информационное обеспечение АС - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании. Лингвистическое обеспечение АС - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатирующего персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС.

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Техническое обеспечение АС - совокупность всех технических средств, используемых для функционирования АС. Метрологическое обеспечение АС - совокупность средств и методик измерения характеристик объектов информации, а также технических и программных средств АС. Методики измерения базируются на соответствующих теориях измерений и теориях шкал, выбор которых серьезно влияет на адекватность информационных моделей. Правовое обеспечение АС - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования. Организационное обеспечение АС - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС.

ГОСТ Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения Методическое обеспечение АС - совокупность документов системообразующего характера, позволяющих сделать обозримыми и понятными для заказчика проектные предложения разработчика, а также обеспечивающих взаимодействие проектировщиков со смежниками, а эксплуатационников с взаимодействующими системами. Технологическое обеспечение - совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС и технологические приемы для получения конкретных результатов при функционировании АС. Эргономическое обеспечение АС - совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.

Классификация информационных систем Информационные системы Документальные ИСФактографические ИС Системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения Системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-справочные системы (ИСС), информационно- аналитические системы (ИАС), информационно- управляющие системы (ИУС) ИС офисной автоматизации ИС организационного управления (АСУП, ERP, CRM) ИС управления технологическими процессами (АСУ ТП) ИС автоматизированного проектирования (САПР) интегрированные (корпоративные) ИС

Классификация информационно- аналитических систем Информационно-аналитические системы Интеллектуально- диалоговые системы Системы подготовки принятия решения Экспертные системы статические экспертные системы динамические экспертные системы

Классификация информационно- управляющих систем Информационно-управляющие системы Информационно- советующие системы Управляющие системы Самонастраивающиеся системы

Интеграция и администрирование ИС Описание предметной области Единообразное представление информационных ресурсов Онтологическая модель словарь понятий и терминов для описания предметной области набор логических высказываний, формулирующих существующие в данной предметной области ограничения и определяющих интерпретацию словаря Активные системы управления ИС

Реинжиниринг бизнес-процессов

Структурная схема реинжиниринга

Реинжиниринг ИС

Функциональный реинжиниринг

Методы и инструменты реинжиниринга

Реинжиниринг бизнес-процессов и ИС

Структура бизнес-процесса

Реинжиниринг взаимодействия ИС

Реинжиниринг ИС исследование (изучение, обследование) и перестройка исходной системы с целью ее воссоздания в новой форме с последующей реализацией этой новой формы

Виды реинжиниринга ИС прямой инжиниринг (Forward engineering); редокументирование (Redocumentation); рефакторинг (Refactoring); реструктуризация (Restructuring); переориентация (Retargeting); обратный инжиниринг (обратное проектирование) (Reverse engineering); сопровождение программных продуктов (Software maintenance); трансляция исходного кода (Source Code Translation)

Место реинжиниринга в жизненном цикле ИС

Основные фазы реинжиниринга оценки показателей проекта по реинжинирингу, в том числе характеристик унаследованной информационной системы (фаза оценки); анализа решений по реинжинирингу, в том числе принятие решения о необходимости проведения работ по реинжинирингу или сопровождению/разработке ИС; осуществления реинжиниринга (выполнения работ по реинжинирингу); внедрения системы, трансформированной в результате проведения реинжиниринга.

Модель «подковы»

Шаги процесса реинжиниринга ИС анализ требований для выявления конкретных целей реинжиниринга унаследованной системы; восстановление модели, в том числе документирование и понимание структуры унаследованной системы; выявление проблем, связанных с унаследованной системой; анализ проблем, включающий выбор архитектуры, позволяющий устранить обнаруженные в унаследованной системе дефекты; реорганизация, включающая выбор и применение оптимального подхода трансформации унаследованной системы; распространение изменений

Концепция каркаса (enterprise framework) оценка глобальной среды, в которой осуществляется эволюция системы исследование и анализ пространства проблем и пространства решений в контексте инициатив по эволюции системы; разработка руководств по составлению стратегических и тактических планов по реинжинирингу унаследованных систем; выявление технологических вопросов и потенциальных проблем на протяжении всего пути по эволюции систем; рецензирование планов, ранжирование (приоритезация) технических вопросов, разработка рекомендаций по улучшениям процессов эволюции систем и результатов их выполнения (рабочих продуктов)

Общий подход к использованию каркаса

Миграция ИС анализ унаследованной ИС; декомпозиция структуры унаследованной ИС; проектирование интерфейсов (пользовательских и системных) целевой системы; проектирование приложений (функциональной логики) целевой системы; проектирование базы данных целевой системы; развертывание среды, требуемой для эксплуатации и сопровождения целевой системы; создание и развертывание необходимых шлюзов; миграция унаследованных данных; миграция унаследованных приложений (компонентов, реализующих функциональную логику); миграция унаследованных интерфейсов (пользовательских и системных); переход к использованию целевой системы

Уровни рассмотрения и исследования аспектов, соотносимых с реинжинирингом ИС

первый уровень включает исследования, направленные на достижение концептуального понимания деятельности по реинжинирингу ИС. Именно на этом уровне исследуются вопросы адекватного определения понятия «реинжиниринг ИС», определения места реинжиниринга в жизненном цикле (ЖЦ) ИС, в том числе выявление связей процесса реинжиниринга ИС в целом с другими процессами ЖЦ ИС.

Уровни рассмотрения и исследования аспектов, соотносимых с реинжинирингом ИС второй уровень содержит исследования, основная цель которых заключается в выявлении основных шагов (действий), реализуемых в процессе реинжиниринга и в определении связей между основными шагами процесса. Здесь в сферу рассмотрения попадают потоки управления и потоки данных между основными шагами процесса, основные роли, соотносимые с исполнителями процесса, а так же правила распределения ролей среди команды исполнителей. Исследования и разработки на этом уровне проводятся как без учета, так и с учетом вводимых ограничений (например, архитектурных решений, которым должны соответствовать подлежащие реинжинирингу ИС)

Уровни рассмотрения и исследования аспектов, соотносимых с реинжинирингом ИС на третьем уровне рассматриваются (исследуются и разрабатываются) методы, каждый из которых направлен на решение некоторой локальной задачи, возникающей в процессе реинжиниринга ИС, например, выполнения определенного шага процесса. По сути, эти методы воплощают собой некоторые вполне конкретные решения, с которыми соотносится определенная область применения

Методы реинжиниринга ИС метод репликации баз данных метод построения оболочек для компонентов унаследованной системы методы «белого» и «черного» ящика модернизации системы методы оценки вариантов реинжиниринга ИС метод планирования миграции программных средств методы извлечения знаний о существующей системе методы автоматизации реинжиниринга программ исследование и разработка образцов реинжиниринга ИС

Уровни рассмотрения и исследования аспектов, соотносимых с реинжинирингом ИС четвертый уровень включает исследование и разработку инструментальных программных средств, автоматизирующих применение подходов, методов и технологий, рассматриваемых на предыдущих уровнях переноса приложений написанных на устаревших языках на современные языки и платформы (например, с языков PL/1, Кобол на языки C++, Java, Visual Basic); средства интеграции унаследованных приложений, к примеру, на основе метода построения оболочек для компонентов унаследованной системы; средства автоматизированного извлечения данных из унаследованных систем; средства автоматизированного извлечения знаний об унаследованных системах; средства оптимизации (реструктуризации) унаследованных систем при их переносе на современные языки и платформы (как на уровне программного кода, так и на уровне архитектуры ИС); различные средства анализа программного кода

Рационализация имен данных (Data name rationalization (DNR)) Унификация именования данных, являющаяся специальным случаем реинжиниринга данных. Заключается во введении унифицирующих соглашений по именованию во всех программных системах

Реинжиниринг данных (Data Reengineering) Выполнение всех функций реинжиниринга, соотносимых с исходным кодом, но применительно к файлам данных

Восстановление результатов проектирования (Design recovery) Подмножество обратного инжиниринга, в котором знание проблемной области, внешняя информация, логические выводы или нечеткие суждения принимаются во внимание при обследовании исходной системы. Целью восстановления результатов проектирования является выявление значимых высокоуровневых абстракций, в дополнение к тем, которые были получены в процессе непосредственного исследования (изучения) системы

Прямой инжиниринг (Forward engineering) Традиционный процесс перехода от высокоуровневых абстракций и логического, независящего от реализации проектирования к физической реализации системы Основное отличие прямого инжиниринга от реинжиниринга заключается в том, что в случае реинжиниринга «стартуют» от существующей реализации (существующей системы). Основное отличие прямого инжиниринга от инжиниринга в целом заключается в том, что на вход прямого инжиниринга поступают результаты реинжиниринга

Редокументирование (Redocumentation) Форма реструктуризации, где результирующее семантически эквивалентное представление системы является альтернативным взглядом, предназначенным для его восприятия человеком. Процесс анализа системы с целью создания различного рода сопровождающей ее документации.

Рефакторинг (Refactoring) Специальный вид реструктуризации, а именно реструктуризации на уровне программного кода, имеющей объектно- ориентированный контекст. Является процессом изменения программной системы, направленным на улучшение внутренней структуры программного кода, но не изменяющим внешнего поведения программы

Реструктуризация (Restructuring) Трансформация системы из одной формы представления в другую на одном и том же уровне абстракции. Новое представление сохраняет семантику и внешнее поведение (функциональность) оригинала

Структура СУГИР Система управления государственными информационными ресурсами Подсистема анализа, формализации и маркетинга проблемных ситуаций: локализация ПС; идентификация ПС; классификация ПС; верификация ПС; моделирование ПС; прогнозирование ПС Подсистема организации работы с источниками информации (ИИ): планирование эксперимента; управление операциями запуска (остановки) эксперимента; анализ альтернатив; мониторинг эксперимента Подсистема управления источниками информации: управление НЭ; управление ЭО; управление МЭ; аттестация ИИ; сертификация ИИ Подсистема управления информационными запасами и их преобразованием в информационные ресурсы: управление информационными оболочками и пространствами; управление документационными оболочками Подсистема управления использованием информационных ресурсов: управление доступом к ИР и ИЗ; управление анализом ИР и ИЗ; управление документированием ИР и ИЗ; управление визуализацией ИР и ИЗ Подсистема управления проектами информационных ресурсов: управление проектами накопления ИЗ; управление проектами создания ИР; управление проектами создания САЦ ИО Мета- информация (регистры и депозитарии ИР и ИЗ)

Схема разрешения проблемных ситуаций на основе ИР Проблемная ситуация (ПС) ЛПР Центры ситуационного управления и концентрации ИР при взаимодействии с ЛПР Ц Методика организации функционирования СУГИР Обработка информации для управления проектами информационных ресурсов (СУСАПИР) Многокомпонентная система управления информационными ресурсами (СУГИР) Разработка проекта информационных ресурсов для разрешения проблемной ситуации (САПИР) Информационные запасы Методика создания СУГИР как интегрированной автоматизированной многокомпонентной системы (ИАСУ) Спецификация и способы разрешения ПС по частям, ситуациям и этапам создания СУГИР Способы декомпозиции ПС, разрешаемых средствами ИР. Способы интеграции информационных компонент – подсистем СУГИР для комплексирования данных, информации, знаний в виде документируемого ИР. Управление содержанием проекта ИР Управление персоналом проекта ИР и ЛПР – ПС Управление временем жизни ИР Управление стоимостью ИР Управление данными ИР Управление рисками ИР Управление знаниями ИР Управление качеством ИР Управление информацией ИР Управление взаимодействием при формировании и распространении ИР Управление закупками интеллектуальной собственности как компонента ИР Управление изменениями ПС и ИР Управление контрактом проекта ИР

Требования к предметной области Требования к моделям компонентов- источников ИР Формали- зованность Наглядность для заказчиков и разработчиков Реализуемость Обеспечение оценки эффективности реализации

Структура СУГИР Государственные органы Локализация и идентификация проблемных ситуаций Принятие решений по проблемным ситуациям Контроль исполнения решений по проблемным ситуациям Формирование ИЗ по результатам решений Система управления государственными ИР и ИЗ Организационно-аналитическая подсистема Подсистема автоматизированного проектирования ИР проблемным ситуациям Подсистема автоматизированного проектирования ИТ Регистр ИР и ИЗ Ситуационные центры Управление проектами ИР Управление качеством ИР Управление интероперабельностью ИТ и ИР Мониторинг и аттестация ИТ Эталонный банк правовой информации Национальный архивный фонд БД по техническим нормативным актам Картографический фонд Государственные кадастры Регистры и реестры Базы и банки данных госорганов Регистр информационных ресурсов, имеющих государственное значение

Управление проектами как инструмент СУГИР Стратегическое управление Система приоритетов Критерии отбора Проект Структура работ Спецификация требований Уровень детализации Оценка затрат Оценка времени Оценка ресурсов Сетевой график Риски Резервы Предельное время Календарный план Ограничения Критический путь Аудит Проблемные ситуации Система приоритетов Критерии отбора Проект информационных ресурсов Структура работ Спецификация требований Уровень детализации Оценка затрат Оценка времени Оценка ресурсов Сетевой график Риски Резервы Предельное время Календарный план Ограничения Критический путь Аудит

Состав проекта ИР Проект информационных ресурсов Уровень детализации Оценка затрат Оценка времени Оценка ресурсов Спецификация требований Требования к предметной области ПС Требования к источникам ИР и ИЗ Требования к порядку представления ИР и ИЗ Требования к пользователям Требования к формам представления ИР и ИЗ Структура работ Структурирование по результатам Структурирование по времени исполнения Структурирование по исполнителям Согласование работ (переходы) Состав работ

8 Правил прорывных технологий (1/2) Информация может появляться только в одном месте за один раз Совместно используемые базы данных Информация может появляться одновременно везде где это необходимо Только эксперты могут выполнять сложную работу Экспертные системы Любой работник может выполнять работу эксперта Нам следует сделать выбор между централиза- цией и децентрализацией Сети Мы можем одновременно воспользоваться преиму- ществами как централизации, так и децентрализации ВСЕ решения принимают руководители Системы поддержки решений Принятие решений входит в круг обязан- ностей всех работников

8 Правил прорывных технологий (2/2) У сотрудников на местах должно быть постоянное место для выхода на связь Беспроводная связь, ноутбуки и ПЦА ( персональный цифровой ассистент ) Сотрудники на местах могут отправлять и получать информацию в любое место и любое время Личные контакты с Клиентом самый оптимальный вариант интерактивное Видео изображение Виртуальный контакт с Клиентом удобнее Вам нужно искать, что где находится.. Метки RFID Вещи сами подскажут Вам, где они лежат ! Планы периодически пересматриваются Высокопроиз- водительные вычисления Планы пересматриваются динамически

Правила реинжиниринга ИС Бизнес-моделирование обязательный этап реинжиниринга ИС. Бизнес-модель вырабатывает общий язык для проектной группы и руководства. Бизнес-модель должна обеспечивать понимание модели руководством. Бизнес-моделирование должно стать одним из основных инструментов управления. Если исходный бизнес-процесс трудно документировать это первый признак того, что процесс не оптимален. Наличие модели-эталона значительно ускоряет процесс создания целевой модели. Инструмент бизнес-моделирования должен поддерживать промежуточные и альтернативные модели. Лучшим средством проверки правильности модели является ее неоднократное тестирование. Для поддержания бизнес-модели в актуальном состоянии (на всех стадиях проекта внедрения ИСУ и после его завершения) необходимо, чтобы все задачи организационного планирования на предприятии решались с помощью существующей бизнес-модели.

Интеграционные аспекты компьютерных систем управления Согласованность Совместимость Интероперабельность

Закон согласования в системах управления Согласование на уровне потребностей Согласование на уровне функций Согласование на уровне системнесогласованная система система с динамическим согласованием- рассогласованием согласованная система рассогласованная система СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Согласованность компьютерных систем управления. Основные понятия Согласованность - это состояние абстрактных или реальных объектов (данных, систем, приоритетов, заданий теста и т.д.), которое удовлетворяет требованиям их непротиворечивости и целостности. Непротиворечивость - свойство системы предложений какой-либо теории, заключающееся в том, что из этих предложений (формул) нельзя вывести противоречие, то есть пару предложений, каждое из которых является отрицанием другого. Целостность - обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, которая выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов. Согласованность систем Согласованность целевых функций Согласованность проблемных ситуаций Согласованность задач Согласованность технологий Согласованность информационных ресурсов Согласованность интерпретаций

Согласованность компьютерных систем управления. Основные понятия 37.1 СОГЛАСОВАННОСТЬ (МЕЖДУ) совместность совместность - отношение связанных объектов. единство - взаимная согласованность частей целого согласованность согласованность между кем-чем. слаженность. организованность согласованный как согласованные - такие,которые выступают,как части единого целого; такие,в которых достигнуто единство, соответствующие друг другу гармония гармония - полная согласованность; оптимальное соотношение; отсутствие лишнего 38 СОГЛАСОВАННОСТЬ С 38.1 СОГЛАСОВАННОСТЬ С согласованный с Соответствующий согласованность с кем-чем соразмерный соразмерный - согласованный количественно оптимальный оптимальный - наиболее целесообразный,отвечающий к-л. требованиям 38.3 ДОПУСТИМЫЙ допустимость допустимость - возможность сочетания с чем-то; возможность существования с точки зрения чего-л. непротиворечие какой-л. возможности с существующей ситуацией совместимый толерантность - совместимость систем совместимость совместимость - возможность взаимного сочетания; допустимость находиться вместе. 39 НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ несовместимость несовместимость - невозможность совместимости вследствие несогласованности противоречие противоречие - логическая несовместимость 39.2 НЕДОПУСТИМОСТЬ недопустимо недопустимость - невозможность существования с точки зрения чего-л контроль контроль - проверка правильности; недопущение отклонений 39.3 ИЗБЫТОЧНОСТЬ 39.4 НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ несогласованность несогласованность между чем - несоответствие частей целого 39.5 СОГЛАСОВАНИЕ переходное устройство сопряжение. переходник. интерфейс. муфта. согласующее устройство. воронка.

Согласованность компьютерных систем управления. Основные требования обеспечение согласованности нормативно-правовой базы обеспечение согласованности электронных административных регламентов обеспечение согласованности приложений и услуг обеспечение согласованности процедур электронных взаимодействий обеспечение согласованности информационных ресурсов обеспечение согласованности общих сервисов (безопасность, портал, документирование, визуализация и других) обеспечение согласованности информационных ресурсов и процессов администрирования и координации

Согласованность компьютерных систем управления. Нормативно-правовой базис Указ Президента Республики Беларусь КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ … объективно назрела настоятельная потребность проведения единой государственной политики информатизации. Эта политика в первую очередь должна быть направлена на согласование интересов общества, государства и граждан и носить комплексный, системный характер. В основе ее должно быть решение таких крупных задач, как становление отрасли информационных услуг, обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности, расширение правового поля регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации. Основными задачами государственной политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются: …принятие мер по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов на всех уровнях

Согласованность компьютерных систем управления. Концепция ПС 1 Согласованность проблемных ситуаций ПС N Согласованность информационных ресурсов ДО ЛПР 1 ЛПР М НПА, ТНПА Согласованность интерпретаций

Согласованность компьютерных систем управления. Основные решения Типизация Унификация Стандартизация Моделирование Документирование Оптимизация Теория информационных ресурсов Теория структурной согласованности Теории систем (общая, прикладная, математическая, параметрическая, системология, открытых систем) Теория управления и принятия решений Теория решения изобретательских задач Синергетика

Совместимость компьютерных систем управления. Основные понятия Совместимость - это соответствие технологических переходов взаимодействующих информационных систем и технологий. Совместимость систем Совместимость целевых функций Совместимость проблемных ситуаций Совместимость задач Совместимость технологий Совместимость информационных ресурсов Совместимость интерпретаций

Совместимость компьютерных систем управления. Основные требования Элементы ИСНеобходимость унификации при взаимодействии систем 1Ведомственные данные Определяется организацией-владельцем системы 2Общие данные Совместимость справочников и классификаторов 3Способ идентификации данных Совместимость формата идентификатора данных в ИС (например, каждая ИС присваивает собственный идентификатор и предоставляет системе информационного обмена где ведется регистр идентификаторов, содержащий код ИС + идентификатор в ИС) 4Обмен данными с внешними системами Совместимость требований к защите данных Признание достаточности степени защиты. Доверие системе защиты информации Техническая совместимость средств и способов защиты Использование интерфейса получения входящих данных из СИО Использование интерфейса отправки данных посредством СИО Совместимость формата транспортного конверта при формировании данных для отправки посредством СИО 5Общесистемные регламенты взаимодействия Предоставление из ИС данных по запросу с указанием внутреннего идентификатора в ИС Совместимость формата для совмещения данных нескольких систем Совместимость способа идентификации данных

Совместимость компьютерных систем управления. Нормативно-правовой базис Постановление Совета Министров Республики Беларусь ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» 3.5. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ Основной задачей данного направления является повышение эффективности работы государственных органов по управлению социально-экономическими процессами в республике и регионах за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях. Сформированные в рамках этих систем информационные ресурсы должны стать основой для создания единого национального информационного ресурса и обеспечивать информационное взаимодействие государственных и местных органов в процессе реализации возложенных на них задач и функций. При этом должна быть обеспечена совместимость стандартов хранения информации, документооборота, подключения к общегосударственной сети информационных ресурсов, размещения в этой сети собственной информации, необходимой другим государственным органам, а также получения из этой сети соответствующей информации, выхода в Интернет.

Совместимость компьютерных систем управления. Профили стандартов В качестве методической базы построения и применения профилей сложных распределенных ИС предлагается использовать технический отчет ИСО/МЭК ТО Части 1 и 2 этого документа введены в России в качестве ГОСТ Р. Часть 3, определяющую основы и таксономию профилей среды открытых систем, предлагается задействовать при построении и использовании профилей ИС как документ прямого применения. Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы (Application Program Interface - API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС. В соответствии с определениями профиля и базовых стандартов, входящих в профиль, по ИСО/МЭК ТО 10000, спецификации выполняемых функций и интерфейсов взаимодействия, могут быть оформлены как профиль каждого компонента системы. Таким образом, профили ИС, как сложной системы с иерархической структурой, могут включать в себя: стандартизованные описания функций, выполняемых данной системой, и взаимодействия с внешней для нее средой, стандартизованные интерфейсы между приложениями и средой ИС и профили отдельных функциональных компонентов, входящих в систему. При сопровождении ИС важнейшее значение имеют регламенты процессов сопровождения и применение инструментальных средств, встроенных в ИС, в частности средств управления конфигурацией. Эти регламенты рекомендуется устанавливать с использованием стандартов ISO 687: 1983, ISO 12207:1995 и ANSI/IEEE 1042: 1987

Совместимость компьютерных систем управления. Концепция Единая Государственная Архитектура Электронные Административные Регламенты Объединенные Государственные Информационные Ресурсы Архитектура административных регламентов Архитектура приложений Архитектура интеграции (ОГИР) Архитектура общих сервисов (безопасность, портал, ЭД и пр.) Архитектура ИР (данных, информации и знаний) Архитектура базовых и прикладных информационных технологий Архитектура ситуационно- аналитических центров и единой информационной магистрали Система управления Государственными Информационными Ресурсами Ситуационно- аналитические Центры

Совместимость компьютерных систем управления. Основные решения В ЕС большое внимание уделяется вопросам всеобщих коммуникаций при одновременном выполнении требования сохранения преимуществ государственных устройств, основанных на конкуренции. Для этой цели была создана организация Interoperable Delivery of European e-Government Services to Рublic Administrations, Businesses and Citizens (IDABC), которая занялась разработкой нормативов и правил для обмена информацией между администрациями, коммерческими организациями и гражданами в рамках программ развития правительств и бизнеса. Одним из главных результатов ее деятельности стала разработка общего подхода к достижению взаимодействия информационных систем, описанного в документе European Interoperability Framework for pan- European eGovernment Services (EIF). Отметим, что к моменту начала подготовки этого документа во многих европейских странах уже существовали свои подходы к взаимодействию информационных систем: e-Government Interoperability Framework, так называемый e-GIF, в Великобритании; French Comon Interoperability Framework во Франции; Standards and Architectures for e-Government Applications (SAGA) в Германии; Reference Profile в Дании.

Совместимость компьютерных систем управления. Системная совместимость Технические требования (ТТ) к совместимости информационных систем – это документ, объединяющий конкретные рекомендации по обеспечению совместимости различных составляющих информационных систем. ТТ разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Подтверждением соблюдения требований совместимости и унификации информационных систем в процессе их интеграции является решение проводимого аттестационного аудита. Предметами унификации являются: архитектура; протоколы всех уровней взаимодействия; форматы представления данных, подлежащих передаче между системами; форматы описания форматов представления данных; язык описания формата представления данных, подлежащих передаче между системами; язык описания интерфейсов взаимодействия, включая протокол взаимодействия и формат передаваемых данных; механизм регистрации и обнаружения объектов среды взаимодействия.

Совместимость компьютерных систем управления. Информационная совместимость Поддержка общей системы семантических единиц представления данных; Поддержка общей системы классификации и идентификации данных; Поддержка интернационализации и многоязычности данных; Поддержка общей лексической системы (словари, тезаурусы); Поддержка общей онтологической системы и методов интерпретации Лексическая совместимость – многоязычные словари, терминологические стандарты, общегосударственные классификаторы Синтаксическая совместимость – грамматические шаблоны, шаблоны документов, поисковые языки, стандартные языки описания предметной области Семантическая совместимость – правила интерпретации ИР Прагматическая совместимость – правила оценки ИР

Совместимость компьютерных систем управления. Программно-техническая совместимость. Брокер сообщений

Совместимость компьютерных систем управления. Организационная совместимость Интеграция КСУ может строиться и развиваться на основе одного из двух традиционных подходов к организационно-функциональному проектированию: функциональному (на основе описания и анализа подразделений и функций); процессному (на основе описания и анализа деловых процессов) Функциональный подход (разработка «сверху вниз») включает следующие шаги: 1. Описание существующей организационной структуры (или ее проекта). 2. Описание существующей функциональной модели организации. 3. Сравнительный анализ функциональной и структурной модели. 4. Стратегический анализ ситуации и постановка согласованной стратегии действий. 5. Разработка организационно-функциональной структуры с учетом стратегии. 6. Разработка электронной системы документооборота. Процессный подход (разработка «снизу вверх») содержит следующие этапы: 1. Создание новой или описание существующей модели основных, управленческих, вспомогательных и операционных процессов без привязки к организационной структуре. 2. Построение структурной модели процессов, отвечающей на вопрос «Кто выполняет работы в процессах?». 3. Сравнительный анализ процессной и структурной модели с выявлением проблем в существующей процессной структуре. 4. Стратегический анализ ситуации и постановка согласованной стратегии действий. 5. Разработка организационно-функциональной и процессной модели с дополнением, сокращением, перераспределением, закреплением процессов, коррекцией существующих процессов.

Совместимость компьютерных систем управления. Правовая совместимость Международные договоры Нормативные правовые акты Технические нормативные правовые акты Межгосударственные договоры Национальное законодательство НПА местных исполнительных органов НПА организаций и предприятий Международные ТНПА Региональные ТНПА Национальные ТНПА Стандарты предприятий Профили стандартов

Совместимость компьютерных систем управления. Технологическая совместимость В настоящее время одним из основных направлений обеспечения технологической совместимости является использование открытых стандартов - технических спецификаций, которые разрабатываются и поддерживаются в рамках открытого процесса, основанного на консенсусе. Консенсус означает, что: предлагаемые стандарты рассматриваются рабочей группой, учитывающей интересы всех сторон, включая разработчиков и пользователей; рассмотрение состоит из цикла публичных комментариев к стандартам, по итогам которых возможны изменения и модификации последних; к обсуждению допускаются все заинтересованные участники; процесс принятия решений прозрачен, и решение не может быть вынесено только в пользу какой-то группы (как разработчиков, так и пользователей). Многие популярные технологические спецификации, разработанные в частных компаниях, прошли процедуры их принятия в качестве открытых стандартов. Это, например, предложенный Adobe формат представления документов Portable Document Format (формат файлов *.pdf) и разработанная Microsoft единая языковая инфраструктура (язык C# и среда выполнения приложений Common Language Infrastructure, CLI) среды разработки программных продуктов.NET. Все они являются международными стандартами ISO

Совместимость компьютерных систем управления. Временная совместимость Временная совместимость административных регламентов Временная совместимость деловых процессов Временная совместимость сервисов Временная совместимость информационных ресурсов и запасов Временная совместимость администрирования ИС Системы синхронизации компьютеров по Гринвическому времени (Greenwich Electronic Time, GET)

Совместимость компьютерных систем управления. Основные решения Системы интеграции корпоративного документооборота (Workflow) - технологии, позволяющей организовать единый документооборот внутри организации. Системы интеграции корпоративных приложений (Enterprise Applications Integration, EAI) технологии, ориентированные на решение проблем интеграции различных систем, приложений и данных внутри отдельной организации. Системы интеграции между организациями (межведомственной интеграции) Business-to-Business (Business-to-Business Integration, B2Bi) технологии, ориентированные на обеспечение безопасного, надежного информационного обмена между различными организациями и их информационными системами. Технологии управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), являющиеся результатом естественной эволюции классических систем документооборота и делопроизводства (workflow systems) и систем класса EAI и B2Bi. Системы интеграции SOA (Service-Oriented Architecture), предназначенные для преобразования монолитной ИТ-инфраструктуры в множество стандартизированных, многократно используемых сервисных компонентов, из которых можно собирать необходимые решения. Системы интеграции ESA (Enterprise Services Architecture), реализованные в SAP NetWeaver и предназначенные для того, чтобы компании использовали однородный связующий слой над всеми приложениями.

Совместимость компьютерных систем управления. Основные решения ОБРАЗЕЦ. Соглашение об унификации и технологической совместимости информационных систем Аннотация Данный образец предназначен для ОЗНАКОМЛЕНИЯ с Соглашением об унификации и технологической совместимости информационных систем, которое подписывается присоединившимися компаниями. Присоединившиеся компании признают целесообразность применения унифицированных и стандартизованных технических решений. 1 Общие положения Настоящее Соглашение провозглашает признание Сторонами технических и организационных рекомендаций по обеспечению соответствия информационных систем представленных Сторонами, требованиям совместимости технологических стандартов, форматов и технологий их функционирования с техническими решениями, действующими в автоматизированной системе «Социальная карта» и прочих совместимых с ней системах. Рекомендации по обеспечению совместимости предлагаются в виде технических требований к совместимости информационных систем (далее ТТ). Результаты реализации настоящего Соглашения будут использованы Сторонами при разработке или доработках своих информационных систем для обеспечения совместимости с АС «Социальная карта» и использования унифицированных технических и организационных решений.

Совместимость компьютерных систем управления. Основные решения Наиболее актуальные технологии интеграции прикладных систем: Интеграционное программное обеспечение, основанное на ПО гарантированной пересылки сообщений между приложениями (Messaging Middleware) и Брокере Сообщений как стандартах интеграции корпоративных информационных систем во всем мире с конца 90-х годов XML как универсальный формат информации/документов и обмена данными Реализация подлежащих интеграции систем в виде Web-служб (Web- сервисов) Ключевыми стандартами Web-служб являются: XML (eXtensible Markup Language) SOAP (Simple Object Access Protocol) WSDL (Web Services Description Language) UDDI (Universal Description, Discovery and Integration)

Совместимость компьютерных систем управления. Основные решения. Техническая модель веб-служб XML как технологии интеграции

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные понятия Интероперабельность – взаимозаменяемость, наследуемость и взаимодействие информационных систем и технологий Интероперабельность можно определить как способность системы или продукта работать с другими системами или продуктами без специальных усилий со стороны потребителя Выделяются три аспекта интероперабельности, связанные с людьми, информационными ресурсами и технологиями: относительно людей главная задача состоит в обеспечении им возможности выполнять свою работу и контактировать с коллегами, партнерами и клиентами независимо от того, где они находятся и какие ИТ-средства используют; ИР должны не только легко извлекаться из различных источников, но и доставляться пользователям в удобном, привычном для них виде; интероперабельность ИТ должна не только обеспечивать взаимодействие различных платформ, но и предоставлять возможности по администрированию ИС с обеспечением высокого уровня безопасности

Интероперабельность компьютерных систем управления. Нормативно-правовой базис Регистрация информационных ресурсов государственного значения Формирование, ведение и использование государственных регистров, реестров, кадастров и иных информационных систем Архивирование и ведение архивов электронных документов Электронный обмен данными («Атлас-Беларусь», почта госорганов) Национальная платежная система НПА, ТНПА

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основы взаимодействия систем Поддержка интероперабельности систем закладывается уже на начальных этапах их проектирования. При этом выделяется два уровня решения: инфраструктурные технологии и прикладные решения. Технологическую основу интероперабельности составляют функциональные и элементные спецификации, протоколы взаимодействия ИТ-компонентов, программные интерфейсы, форматы данных. При этом очень важно обеспечить их четкое документирование и доступность для заказчиков и разработчиков Государство ИТ-отрасль Поставщики Заказчики Отраслевые комитеты и ассоциации

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основы наследования систем Основным инструментом борьбы со сложностью в объектно-ориентированном подходе является инкапсуляция - сокрытие реализации объектов (их внутренней структуры и деталей реализации методов) с предоставлением вовне только строго определенных интерфейсов. Понятие «полиморфизм» может трактоваться как способность объекта принадлежать более чем одному классу. Введение этого понятия отражает необходимость смотреть на объекты под разными углами зрения, выделять при построении абстракций разные аспекты сущностей моделируемой предметной области, не нарушая при этом целостности объекта. (Строго говоря, существуют и другие виды полиморфизма, такие как перегрузка и параметрический полиморфизм, но они сейчас не рассматриваются.) Наследование означает построение новых классов на основе существующих с возможностью добавления или переопределения данных и методов. Наследование является важным инструментом борьбы с размножением сущностей без необходимости. Общая информация не дублируется, указывается только то, что меняется. При этом класс-потомок помнит о своих «корнях». Очень важно и то, что наследование и полиморфизм в совокупности наделяют объектно- ориентированную систему способностью к относительно безболезненной эволюции. Средства информационной безопасности приходится постоянно модифицировать и обновлять, и если нельзя сделать так, чтобы это было экономически выгодно, ИБ из инструмента защиты превращается в обузу.

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основы информационного аудита Информационные ресурсы и запасы Информационные репозитории Информационный баланс Информационный аудит Внешний информационный аудит Внутренний информационный аудит Взаимодействие систем

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основы информационного аудита Проблема: неконтролируемый рост сложности государственных ИКТ-систем, зависимость процессов государственного управления от ИКТ, слабость гражданского контроля в этой сфере. Решение: сделать обязательными внутренний и внешний информационный контроль в ведомствах и независимый информационный аудит ИКТ-систем государства и процессов их использования. Реализация: законодательная регламентация обязательного информационного аудита, разработка стандартов, создание саморегулируемой организации информационных аудиторов.

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные решения Informatica PowerExchange – проверенное, защищенное патентом приложение доступа к данным, хранящимся в сложных информационных системах. Доступ к данным предоставляется по требованию: в пакетном режиме, в режиме изменения и в режиме реального времени. PowerExchange обеспечивает доступ ко всем важнейшим системам хранения данных предприятия – мейнфреймам, реляционным базам данных и файловым системам. PowerExchange может использоваться как автономная служба или как часть мощной платформы интеграции данных Informatica PowerCenter. Благодаря эффективному, безопасному и надежному доступу к информации приложение PowerExchange обеспечивает использование данных внутри всего предприятия. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: доступ и предоставление данных в нужный момент; возможность расширения существующих инвестиций в информационные технологии; интеграция со сложными системами без дополнительного программирования; сокращение расходов на поддержку системы; бесплатные средства разработки новых приложений; ускорение работы приложений, интегрирующих данные, благодаря гибкому доступу к исходным данным

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные решения Informatica PowerCenter представляет собой универсальную платформу для интеграции данных предприятия. PowerCenter обеспечивает организациям получение доступа, трансформацию и интеграцию данных из самых различных систем, а также доставку полученной информации транзакционным системам, бизнес-процессам и отдельным сотрудникам. PowerCenter обеспечивает деятельность Центров интеграции данных (ЦИД) и других команд и специалистов в области интеграции на предприятии, играя роль фундамента для построения и функционирования хранилищ данных, проектов миграции данных, консолидации данных, единообразного представления данных, управления метаданными и задач синхронизации. Предоставляя предприятиям возможность создания единого, стандартизованного информационного ресурса, PowerCenter помогает снизить сложность и затраты на информационные технологии, использовать новые передовые технологии и оказывать значительную поддержку для бизнеса компании.

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные решения XML имеет ряд особенностей, которые делают его «первым кандидатом» для практического использования в перспективных Internet технологиях, а именно: 1. XML – «самоописательный язык» (self-describing), включающий метауровень для определения новых типов документов (Document Type Definitions – DTD); 2. XML – гибкий язык для обмена информацией, причем не обязательно, чтобы определения DTD у разных организаций совпадали. Поскольку вся метаинформация DTD пересылается в сообщении, то любой приемник, поддерживающий XML, может легко интерпретировать их в свои DTD. 3. Используя отдельные средства описания презентации документа – Extensible Style Language (XSL), можно легко преобразовывать одни и те же XML данные в другие представления, например, отпечатанный документ, страница HTML, сообщение на экране мобильного устройства и т.п. 4. Используя XSLT можно легко преобразовывать и устанавливать соответствие (mapping) одного XML DTD в другой.

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные решения STEP (STandard for the Exchange of Product model data ) – серия стандартов для обеспечения универсального механизма обмена данными о продукции и технологии как между различными организациями, так и между разными этапами жизненного цикла продукции. Ядром STEP был почти объектно- ориентированный язык информационного моделирования EXPRESS (ISO 10303, part 11). Не являясь языком программирования, не поддерживая методы и механизмы их наследования, действующая версия EXPRESS обеспечивает объектно-ориентированную идеологию для описания концептуальных моделей данных (множественное наследование данных и ограничений, выводимые атрибуты и др.). Графическая версия – EXPRESS-G уже полностью вытеснила IDEF 1X, который использовался на начальных этапах проекта STEP. В новой версии – EXPRESS v2 уже предполагается полная объектно-ориентированность, с поддержкой моделирования процессов, событий, транзакций, а также единая формальная метамодель, гораздо более детализированная и семантически более строгая, чем части Generic Resources серии стандартов ISO (parts 41-49).

Интероперабельность компьютерных систем управления. Основные решения Важное значение имеет информация по стандартным справочным данным, которые представляют собой значения физических констант и показателей свойств веществ и материалов, определенные и утвержденные в установленном порядке. С целью регистрации стандартных справочных данных ведется их реестр. Основными задачами службы стандартных справочных данных являются: а) осуществление межрегиональной и межотраслевой координации деятельности по разработке и применению стандартных справочных данных в науке, производстве и образовании в целях обеспечения на их основе единства измерений; б) обеспечение стандартными справочными данными организаций промышленности, науки и других потребителей; в) определение и прогнозирование потребностей в стандартных справочных данных; г) разработка и реализация программ создания стандартных справочных данных; д) разработка норм, правил и требований, регулирующих применение стандартных справочных данных в промышленном производстве, научнотехнической деятельности, метрологии, стандартизации, сертификации продукции, коммерческой деятельности, управлении, в деятельности по обеспечению безопасности людей и окружающей среды

Интеграционные платформы компьютерных систем управления. Основные продукты ФункцииIBM WebSphere Inter Systems Microsoft BizTalk Oracle 10gСЭВ (2004) Р-СЭВ (2005) Представление данных XML, индустриаль ные (EDI, SWIFT) XML, Flat Files, SQL, HL7, индустриаль ные (EDI, SWIFT) XML, Flat Files, EDI, IDOC и т.д. с использо- ванием адаптеров Внешние: Text/XML; ABAP/4, EDI и другие через адаптеры XML – основной формат, WSIF- адаптеры Средства формализации деловых процессов BPL, WBI Modeler BPL BPL 1.1 Защита информации SSL, Tivoli Access Manager SSL, возможность подключени я средств шифрации Active Directory, LDAP, SSL SSLSSL, собственная система безопасност и, JAAS SSL, WS- security, XML DigitalSignat ure

ГОСТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ Для информационного обеспечения системы приводят требования: к составу, структуре и способам организации данных в системе; к информационному обмену между компонентами системы; к информационной совместимости со смежными системами; классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии; по применению систем управления базами данных; к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных; к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы; к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных; к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ ).

Классификация разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации При любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования: полнота охвата объектов рассматриваемой области; однозначность реквизитов; возможность включения новых объектов Признак классификации - свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация

Классификатор систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок

Иерархическая метод классификации метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества

Иерархическая система классификации строится следующим образом: исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень; каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень; каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень и т.д.

В иерархической системе классификации из-за жесткой структуры особое внимание следует уделить выбору классификационных признаков. каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации.

Достоинства иерархической системы классификации простота построения; использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры.

Недостатки иерархической системы классификации жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки; невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков

Фасетный метод классификации метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножества независимо по различным признакам классификации

Фасетная система классификации позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта Признаки классификации называются фасетами(facet - рамка). Каждый фасет (Ф i ) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке хотя предпочтительнее их упорядочение

Достоинства фасетной системы классификации возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.

Дескрипторная система классификации отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы; выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых; создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры нормализации

Система кодирования применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации Система кодирования - совокупность правил кодового обозначения объектов. Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов Код характеризуется: длиной - число позиций в коде; структурой - порядок расположения в коде символов, используемых для обозначения классификационного признака.

Методы, используемые в системе кодирования

Методы кодирования Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда Серийно-порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками

Типовые ошибки разработки ЕСКК 1. Проблема стандартизации и централизованного ведения НСИ искусственна и придумана программистами наподобие проблемы Существуют государственные стандартные системы классификации продукции и видов деятельности - ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС. Их и надо использовать 3. Можно использовать какой-нибудь зарубежный классификатор 4. Можно приобрести готовые справочники и классификаторы у других компаний аналогичного профиля деятельности 5. Проблема решается просто: посадим несколько своих людей, и они быстренько наполнят нам все необходимые справочники

Типовые ошибки разработки ЕСКК 6. В качестве программного обеспечения (ПО) для ведения справочников и классификаторов можно использовать обычные ERP-системы (АСУ) 7. Классификаторы не нужны, если есть справочники 8. НСИ - это просто некая база данных, содержащая справочники и классификаторы 9. Сама по себе система НСИ является вспомогательной и не решает какие-либо прикладные задачи 10. Проблема построения системы НСИ - узковедомственная и должна решаться каждой компанией отдельно

Международные классификации и номенклатуры NACE Rev.1.1/КДЕС Ред Statistical classification of economic activities in the European Community/ Статистическая классификация видов деятельности в Европейском экономическом сообществе CPA 2002/КПЕС Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community/Статистическая классификация продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе PRODCOM list 2003/ПРОДКОМ - PRODCOM list (List of PRODucts of the European COMmunity), 2003 version/Перечень ПРОДКОМ (Перечень Продукции Европейского Сообщества), версия 2003 ISIC/МСОК/Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности CPC/КОП - Central Product Classification/Классификация основных продуктов (Утверждена Статистической комиссией ООН)

Межгосударственные классификаторы Межгосударственный классификатор валют МК (ИСО 4217) Межгосударственный классификатор стран мира МК (ИСО 3166) Межгосударственный классификатор стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС)

ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ 1.2. Создание и развитие ЕСККМ осуществляется в соответствии с Основными положениями Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации (ПР ) и настоящим Положением ЕСККМ представляет собой систему, включающую: - общегородские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общегородские классификаторы); - городские отраслевые (ведомственные) классификаторы (классификаторы отраслей (комплексов) городского хозяйства и управления); - классификаторы предприятий и организаций г. Москвы; - нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение классификаторов.

Ведение классификатора поддержание классификатора в актуальном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц

Гармонизация классификаторов приведение установленными путями гармонизации данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы

Переходной ключ таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора

Контрактные условия по обеспечению требований ISO к данным Каталожные данные представляют собой минимальный набор характеристик, необходимых для однозначной идентификации предмета снабжения и требований к поставке. Подрядчик, субподрядчик или поставщик должны поставить технические данные для каталогизации в электронном виде по каждому предмету снабжения из данного контракта: a.Данные должны соответствовать требованиям описания ПС по системе кодификации НАТО, на которых базируется стандарт ISO b.Для кодирования данных используются идентификаторы Открытого словаря технических данных eOTD ECCMA*, соответствующего ISO c.Данные должны быть представлены в формате eOTDr-XML, который соответствует ISO формату XML, опубликованному ECCMA*. d.Данные должны быть сертифицированы на соответствие ISO * Ассоциация по управлению кодами в электронной торговле (Electronic Commerce Code Management Association – ECCMA,

Стоимость эксплуатации Стоимость закупки Система вооружения Топливо, ЗЧ, работа… Политическое решение = Отдельное финансирование Текущие финансирование вооруженных сил Стоимость ЖЦ 1/32/3 Стоимость системы вооружения

Архитектура eOTD – ISO Словарь eOTD-XML ISO Основные данные eOTDr-XML ISO Руководство по описанию eOTDi-XML ISO Кодируется по концепциям из Ограни- чивает исполь- зование Соответ- ствует ограниче- ниям из Схема идентификации ISO

Особенности структуры данных российской версии словаря eOTD ECCMA В основу хранилища данных российской версии словаря eOTD ECCMA положена реляционная модель международной версии словаря eOTD ECCMA, представляющей собой классическую схему описания «трипла»: продукция – параметр – значение. Все последующие дополнения в модель данных российской версии eOTD связаны с необходимостью регистрации в хранилище данных информации о взаимозависимостях между параметрами продукции, основанием для которых являются нормативные требования, содержащиеся в НТД (нормативно-технических документах).

Структура данных российской версии eOTD ECCMA Класс eOTD Стандарты Примечания Стандартные наименования продукции Блок таблиц шаблонов Блок таблиц спецификаций продукции eOTD параметры Блок таблиц зависимых параметров

Типы взаимозависимостей между параметрами (рис.2) информационные, раскрывающие описания основных параметров через вспомогательные (например, марка стали через химсостав)

Типы взаимозависимостей между параметрами кросс-таблицы взаимосвязи основных параметров (например, распределение марок каменного угля по бассейнам и разрезам)

Блок таблиц UNIFORMS для хранения взаимозависимостей между параметрами продукции

Блок таблиц SHABLONS для хранения шаблонов наименований продукции и их основных параметров

Блок таблиц SPECIFICATIONS для хранения спецификаций продукции и их параметров

Блок таблиц COMMENTS для хранения нестандартных примечаний и неструктурированных нормативных требований

Блок вспомогательных таблиц, обеспечивающих работу поисковой системы ПО Bradford необходимых для обеспечения целостности и качеством данных в хранилище eOTD - справочник синонимов; - справочник весовых коэффициентов; - справочник аббревиатур; - справочник транслитераций.

ИТ - правильная организация процессов, технологий и кадров

Управление качеством информационных услуг Фундаментальной информационной базой по организации управления качеством ИТ-услуг является библиотека ITIL (IT Infrastructure Library), которая представляет собой взаимосвязанный набор лучших практик и рекомендаций по формированию процессов ИТ, взятых из опыта коммерческих, общественных и государственных предприятий и организаций

Оптимальная структура построения процессов управления ИТ-услугами

ISO/IEC международный процессно- ориентированный стандарт по ИТ Сервис Менеджменту ISO/IEC :2005. Информационные технологии. Управление сервисами. Часть 1: Спецификация ISO/IEC :2005. Информационные технологии. Управление сервисами. Часть 2: Нормы и практики BIP Руководство для менеджеров BIP Управление ИТ сервисами. Пособие по самопроверке

Типовая модель управления ИТ-услугами Управление конфигурациями (Configuration Management); Управление изменениями (Change Management); Диспетчерская служба (Help Desk, Service Desk, Incident Management); Управление проблемами (Problem Management); Управление уровнем обслуживания (Service Level Management); Управление ресурсами (Capacity Management); Управление доступностью ресурсов и услуг (Availability Management, IT Service Continuity); Управление расходами (Financial Management for IT Services); Управление клиентами (Customer Management)

Требования к системе управления ИТ Процессы предоставления сервисов: Управление уровнем сервиса Отчетность по предоставлению сервисов Управление непрерывностью и доступностью Бюджетирование и учет затрат для ИТ сервисов Управление мощностями Управление информационной безопасностью Процессы взаимодействия: Управление взаимодействием с бизнесом Управление подрядчиками Процессы разрешения: Управление проблемами Управление инцидентами Процессы контроля: Управление конфигурациями Управление изменениями Процессы управления релизами: Управление релизами

Этапы реализации услуг

Взаимосвязи результатов услуг

Порядок обследования по ролевому принципу

Парадигма ITIL Задача ИТ-службы – обеспечение основного бизнеса всеобъемлющим набором информационных сервисов. Соглашение об уровне предоставления сервисов (Service Level Agreement) –согласованный и утвержденный документ, на основании которого сервисы поставляются бизнесу. Качество сервиса – измеряемая величина. Деятельность ИТ-службы организуется на основании процессного подхода [исчерпывающий перечень и спецификации необходимых процессов содержатся в рекомендациях ITIL]

Преимущества ITIL Использование лучших знаний и проверенных практик; Ориентация работы IT на решение задач бизнеса; IT службы представляются поставщиками IT-услуг для бизнес подразделений; Деятельность IT регламентируется соглашением об уровне услуг; Определение стандартов и правил для IT-персонала; Нацеленность на обеспечение максимально возможного качества IT-услуг для пользователей; Внедрение подходов менеджмента качества в управления IT- сервисами; Возможность подтвердить и объяснить стоимость IT в соответствии с согласованным уровнем обслуживания