Организация групповой работы как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация групповой работы как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка 1.
Advertisements

Виды групповой работы и организация контроля учебной деятельности учащихся на уроке Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» Елизарова Ирина Васильевна.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые компетенции учащегося В аспекте реализации компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
ТРИЗ-технологии. Виды контролей Материалы.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано.
Возвращение к истокам Предметная область: Участники (возраст, класс): Цели и задачи: Информационные технологии: Ключевые слова: Автор: История, краеведение,
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
Публичная защита проектов школьных команд педагогов «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся»
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Транксрипт:

Организация групповой работы как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Проблемы перегруженность содержания школьного образования невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы неумение грамотно выражать свои мысли, фантазировать и направлять творческие возможности на решение учебных задач неумение корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми большое количество учащихся в классе

Цель Определить и апробировать приемы и формы учебной работы, позволяющие эффективно формировать коммуникативную компетенцию учащихся в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Актуальность Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающимся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей.

Содержание понятия «Коммуникативная компетентность» 1. Вступить в контакт с любым типом собеседника, Учитывая его способности 2. Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога 3. Слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению 4.Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение 5. Стимулировать собеседника к продолжению общения 6. Грамотно разрешать конфликты в общении 7. Изменять по необходимости свое речевое поведение 8. Оценивать успешность ситуации общения 9. Корректно завершать ситуацию общения

Технология деятельности учащихся в группе 1. Четкий инструктаж учащимся: -тема, проблема исследования; -цель работы в группе; -объяснение, какую работу нужно выполнить; -время работы, обсуждения и защиты ответов, -коллективный анализ работы; -ознакомление с критериями оценки результата. 2. Выполнение работы. 3. Самооценка работы в группах: -Что удалось сделать? Почему? -Что не удалось сделать? Почему? -Как закончить работу? -Как представить работу? 4. Отчет каждой группы о проделанной работе. 5. Коллективное обсуждение представленных группами работ, их оценка. -

Приемы работы в парах 1. Статическая пара Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Вариационная пара 1 а 2 б 3 б 4 г Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель ученик Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) Общее задание делится между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем. По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания. 1 б 2 а 1 в 2 г 1 г 2 в 3 г 4 в 3 б 4 а 3 а 4 б

Советы по организации работы в парах, группах 1. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте могло не быть. 2. Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец. 3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. 4. Знать принципы объединения детей в пары. 5. Для «срабатывания» пар необходимо несколько занятий (3-5). 6. При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, корректность, вежливость. 7. Возможны следующие варианты размещения детей в парах и группах:

Парная работа на уроках русского языка Взаимоопрос 8 класс. «Диалог»

Метод классического взаимообучения 1. Распределение тем между группами, каждая из которых готовит свой вопрос. 2. Делегаты от 1-ой группы идут в другие группы и кратко, но ёмко объясняют суть вопроса одноклассникам, настаивая на том, чтобы важные положения темы были записаны в тетради. 3. Роль учителей берет на себя другая группа. Конспект продолжается, пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех пор, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. 4. Учитель оценивает конспект. Все неточности могут становятся источником другого занятия, домашнего задания. 8 класс. «Виды односоставных предложений»

Индивидуально-групповая работа 1. Учитель объясняет материал. 2. Закрепление материала в группах (общее или индивидуальное: каждый выполняет свою часть задания или каждый выполняет одно из заданий). 3. Каждое задание комментируется и контролируется внутри группы. 4. Тест на проверку понимания материала (выполняется индивидуально, задания дифференцируются). 5. Каждый ученик оценивается персонально. 9 класс. «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»

Командно-игровая деятельность 1. Учитель объясняет новый материал. 2. Закрепление материала в группах с контролем и комментированием. 3.Тест-соревнование между группами на одном или нескольких уроках (рассказ, пересказ, сочинение. Все имеют равные шансы, каждый может принести балл команде). 4. Подведение итогов, объявление команды победителя, награждение. 10 класс. «Активный и пассивный словарный запас»

«Пчелиный улей» 1. Лекция (объяснение нового материала, индивидуальная работа). 2. В группах (2,3,4 человека) происходит обмен мнениями по теме (подготовка вопросов, формулировка непонятных положений, затруднений, обращений к учителю). 3. Коллективное обсуждение результатов, полученных в группах. 4.Итоги. 9 класс. «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

«Карусель идей» 1. Исходную задачу разбить на подзадачи и записать их на разных листах бумаги. 2. Группа получает один из листков и записывает свои идеи. 3. Группы обмениваются листами, анализируют высказанные соседями идеи и дописывают свои. 4. Все листы копируются или вывешиваются на доске для коллективного обсуждения. 5. Итоги. 5 класс. «Письмо»

Самоопределение «Есть три пути у человека: первый, самый благородный, размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый сложный, путь собственных ошибок и побед…» Конфуций

Методическая копилка Задание «Словесная дуэль» Объяснительно- иллюстративный метод. Объяснение. Репродуктивный метод. Работа с учебником. Частично-поисковый метод. Эвристическая беседа. Исследовательский метод. Поисковая работа с книгой с минимумом помощи учителя. новая тема

Дифференцированные задания для групповой работы 1. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 2. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 3. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог и прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 4. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог и прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским и проанализируйте, почему отдается предпочтение именно тому или иному виду пунктуации.

Внеурочная деятельность Готовимся к экзамену Проектная деятельность

Социальный проект

«+» групповой работы: каждый ребенок стремится к максимальной реализации своих возможностей; ученик «открыт» для восприятия нового опыта; школьник осуществляет осознанный выбор деятельности; овладевает нормами литературного языка; свободно выражает свои мысли в устной и письменной форме; соблюдает этические нормы общения; решает языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

Результаты Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции у большинства учащихся класса. Устойчивый интерес к русскому языку. Достаточно прочное и неформальное усвоение знаний по предмету. Повышение результативности обучения. Активизация творческой деятельности. Высокий уровень сплоченности классного коллектива.

Результаты диагностики (методика «Познай себя») 2007,2011 г. 55% 45% 52% 28% 48% 68% 32% 72% 48% 68%

Результаты участия учащихся в олимпиадах различного уровня Год ПредметФ.И.О. участника Клас с Муниципальный уровень Зональный уровень Региональный уровень Открытая олимпиада ВОЛГУ Русский язык Орлова Мария 6 А2 место (призер) Русский язык Ковальченко Анастасия 7 А2 место (призер) Русский язык Орлова Мария 8 А3 место (призер) Русский язык Киреева Кристина 9 А1 место (победитель) 1 место (победитель) 3 место (призер) Русский язык Панченко Иван 9 Б1 место (победитель) Русский язык Орлова Мария 9 А1 место (победитель) 1 место (победитель) 3 место (призер) Русский язык Киреева Кристина 10 А1 место (победитель) Литератур а Ковальченко Анастасия 10 А1 место (победитель) 2 место (призер)

Название работыФ.И.О. ученика Результат Социальный практико-ориентированный проект с презентацией «Классная библиотека», 2008 г Коллектив учащихся 5 «А» Победитель 10 научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель 2 фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск «Интеллектуальное возрождение» в номинации «Лучшая проектная работа» Презентация к классному социальному практико-ориентированному проекту «Классная библиотека», 2008 г Орлова Мария 6 «А» Победитель 7 Областной научно-практической конференции «Юность науки» в номинации «Успешный дебют» секции «Мир моих увлечений» Исследовательская работа «Судьба одной семьи в судьбе малого города (на примере рабочей династии семьи Кадушкиных)», 2009 г Кадушкина Алла 9 «А» Победитель 11 научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель III фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск «Интеллектуальное возрождение» Социальный проект «Судьба одной семьи в судьбе малого города (на примере рабочей династии семьи Кадушкиных)», 2010 г Кадушкина Алла,Князев Андрей, Апаршин Евгений 10 «А», 10 «В» Победитель XII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель II Областного конкурса социальных проектов в номинации «Нам здесь жить» Победитель IX Областной научно-практической конференции «Юность науки» в номинации «Оригинальный сюжет» секции «Я – гражданин» Победитель Областной научно-практической конференции «IT - инновации. Импульс. Творчество». Исследовательская работа « Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Победитель XIII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Призер Фестиваля «Студенческая весна – 2011», посвященного з 00-летию М.В.Ломоносову. Социальный проект «Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Победитель конкурса учебных проектов секции «Священной истины друзья» X Областного фестиваля презентаций учебных проектов. Победитель II Регионального конкурса научных работ школьников и студентов. Мастер – класс Социальный проект «Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Работа представлена в рамках V фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск Исследовательская работа «Иноязычные слова в русском язык : необходимость или роскошь?», 2011 г Киреева Кристина 9«Б» Победитель XIII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей» секции филологических наук. Результаты исследовательской, проектной работы

2006 г. Кадушкина Алла 5 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2006 г. Кадушкина Алла 5 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти», посвященный 63-ей годовщине Сталинградской битвы 3 место 2007 г. Кадушкина Алла 6 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти»2 место 2008 г. Кадушкина Алла 7 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2008 г. Кадушкина Алла 7 класс Городской конкурс чтецов «О родине, о матери, о мире», посвященный году семьи 1 место 2009 г. Кадушкина Алла 8 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти»1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Конкурс чтецов «Тебе, моя Победа!» (фестиваль «Студенческая весна -2010») 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Городской фестиваль творческой молодежи «Созвездие – 2010»1 место 2011 г. Кадушкина Алла 10 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2011 г. Кадушкина Алла 10 класс Городской конкурс чтецов «Друзья, прекрасен наш союз…», посвященный Дню народного единства 1 место 2011 г.Кадушкина Алла 11 класс Городской конкурс чтецов «Друзья, прекрасен наш союз…», посвященный Дню народного единства 2 место Результаты творческих конкурсов

Спасибо за внимание