Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и содержание к.с.н., доцент кафедры ГМУиС Д.А. Гатиятуллина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Рынок следует изучать как определённую совокупность экономических отношений между субъектами рынка (домашними хозяйствами (население), разными типами.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
- экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Транксрипт:

Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и содержание к.с.н., доцент кафедры ГМУиС Д.А. Гатиятуллина

Освещаемые вопросы: 1. Основные концепции конкуренции и эволюция подходов к исследованию конкурентоспособности 2. Иерархические уровни конкурентоспособности 3. Конкурентоспособность стран и регионов 4. Факторы конкурентоспособности стран и регионов

Конкуренция - это стремление получить то, чего в тот же самый момент добивается кто- то другой. В условиях конкуренции вероятность для бедняка неожиданно разбогатеть меньше, чем для человека, который унаследовал какую- то собственность, но все же это возможно, причем конкурентное общество является единственным, где это зависит только от него и никакие власти не могут помешать ему испытать это счастье Фридрих Август фон Хайек ( ) австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974)

Стадии осмысления понятия «конкуренция» в экономической науке: 1. Классическая экономическая теория (поведенческий подход); 2. Структурная концепция конкуренции (анализ структуры рынка); 3. Функциональный подход.

1. Классическая экономическая теория Конкуренция есть эквивалент соперничества. Она отражает действительное поведение рыночных агентов, направленное на завоевание лидирующего положения на рынке.

Адам Смит ( ) - шотландский экономист «Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц... Все остальные отношения регулируются «незримой рукой» рынка, конкуренции, в ходе которой каждый участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей - потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей»

2. Структурная концепция конкуренции Свободным является такой рынок, который не контролируется ни государством, ни какой-либо группой лиц. Уровень конкуренции определяет структуру рынка, а не степень рыночной активности отдельных конкурирующих фирм (как в классическом подходе). Рынок становится конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно влиять на цену товара путем изменения объема продаж.

2. Структурная концепция конкуренции Заложила фундамент современной теории 4 основных типов рынков: совершенной конкуренции, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии олигополии монополии. монополии.

2. Структурная концепция конкуренции Здесь важно понятие конкурентной среды, т.е. внешнего окружения компаний, в которых они осуществляют свою конкурентною деятельность.

3. Функциональный подход Связан с именем австрийского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера. Он определил конкуренцию как борьбу «старого» с «новым», инновационного с традиционным способом производства.

Инновация включает пять случаев: (1) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара. (2) Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара. (3) Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее. (4) Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново. (5) Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции. Иозеф Алоис Шумпетер ( ) - австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли

3. Функциональный подход Успех в конкурентной борьбе зависит от того, имеет ли экономический субъект конкурентное преимущество. Оно создает определенное превосходство над другими участниками рыночного взаимодействия.

Конкурентное преимущество - совокупность свойств субъектов конкурентного взаимодействия, которые позволяют им быть более успешными в борьбе за необходимый ресурс.

Ключевые факторы успеха (КФУ) - это общие для всех предприятий отрасли факторы, использование которых обеспечивает улучшение конкурентной позиции.

Для каждой отрасли существует свой набор КФУ относящихся: к технологии; к технологии; производству; производству; реализации продукции; реализации продукции; маркетингу; маркетингу; профессиональным навыкам; профессиональным навыкам; организационным возможностям. организационным возможностям.

Надо помнить, что конкурентные преимущества: 1. не являются универсальными; 2. могут меняться со временем; 3. всегда являются относительными.

К примеру. В случае высоких цен на топливо низкое потребление горючего может быть конкурентным преимуществом, однако в случае низких цен на топливо значимость этого конкурентного преимущества может уменьшаться. Для японских автомобилей в х гг. конкурентными преимуществами были дешевизна и надежность. Однако когда потребителям стал необходим еще и улучшенный дизайн автомобиля, то этих конкурентных преимуществ оказалось недостаточно для рыночного успеха.

Регион сегодня – это: административно-территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

К примеру. Итальянский производитель шин «Pirelli» несколько месяцев искал площадку для строительства завода в России, выбирая между Татарстаном и Самарской областью. Победил второй вариант. «Volkswagen», прежде чем прийти в Калужскую область, «прощупывал» почву под Ярославлем и Владимиром.

Что такое «конкурентоспособность»? Понятие до сих пор окончательно не сформулировано. Однако, его экономический смысл во многом определяется тем смыслом, который вкладывается в понятие «конкуренция».

Что такое «конкурентоспособность»? Конкуренция – это состязательная деятельность экономических субъектов. Конкурентоспособность обладание субъектом свойствами, дающими ему возможность осуществлять действия, которые позволят быть успешными в данном состязании.

Что такое «конкурентоспособность»? Конкуренция - борьба «старого» с «новым». Конкурентоспособность - это способность экономического субъекта к нововведениям или инновациям, за счет которых он может опередить своих конкурентов.

Что такое «конкурентоспособность»? а) наилучшее удовлетворение потребностей целевых потребителей; б) оценка положения экономического субъекта среди других экономических субъектов; в) возможность достижения экономическим субъектом собственных экономических целей.

«Национальное процветание невозможно наследовать - оно должно создаваться. Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны, имеющейся рабочей силы, действующих процентных ставок или покупательной способности национальной валюты. Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны, имеющейся рабочей силы, действующих процентных ставок или покупательной способности национальной валюты. Конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. Конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. Отличие национальных ценностей,, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития – все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Отличие национальных ценностей,, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития – все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей…» Майкл Юджен Портер - профессор кафедры Harvard Business School, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции

Конкурентоспособность может быть: Абсолютная - понимают совокупность физико- географических и социально- географических характеристик, которые создают условия для формирования на территории страны или региона эффективных экономических структур. Относительная - определяется как относительное положение страны (региона) среди других стран (регионов).

Конкурентоспособность может быть: Потенциальная - характеризуется как способность экономической системы к устойчивому саморазвитию и обеспечению стабильного роста благосостояния населения на основе высокой эффективности межрегиональных и внешнеэкономических связей Реальная – характеризует реально достигнутые результаты использования имеющихся конкурентных преимуществ данной территории в процессе текущей хозяйственной деятельности.

Иерархические уровни конкурентоспособности

Конкуренция территорий - соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности.

Подходы, определяющие основные понятия территориальной конкуренции: 1. Теория конкуренции на уровне стран (М. Портер) 2. Кластерный подход 3. Локализационная экономика (Л. Бадд ) 4. Экономическая теория федерализма

1. Теория конкуренции на уровне стран Основоположник – М. Портер. Здесь конкурентоспособность региона предстает как конкурентоспособность отдельных предприятий региона.

«Правила ромба» М. Портера: создание 4 х основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики: 1. Условия для факторов производства 2. Состояние спроса 3. Родственные и поддерживающие отрасли 4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество а также: 5. Правительство 6.Случай

«Ромб конкурентоспособности» М. Портера:

2. Кластерный подход Кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга.

2. Кластерный подход Здесь характерна связь конкурентоспособности региона в целом и конкурентоспособности отдельных экономических субъектов: отраслей, кластеров и предприятий. Чем больше на территории региона конкурентоспособных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на территории региона и за его пределами, тем выше уровень конкурентоспособности региона.

3. Локализационная экономика С одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые действуют на территории регионов. В этом случае конкурентоспособность региона – это соревнование определенных видов деятельности региона или действующих региональных рынков.

3. Локализационная экономика С другой стороны, существует конкуренция между характеристиками регионов и их социальным капиталом (например, инфраструктурой, квалифицированными кадрами). Тогда конкурентоспособность региона определяется как соревнование определенных региональных характеристик (географических, инфраструктурных, человеческих и т.д.).

4. Экономическая теория федерализма Конкуренция между регионами – это конкуренция между властями регионов за мобильные факторы производства - труд, капитал, инвестиции - с помощью налоговой политики или развития инфраструктуры региона. Конкурентоспособность представляется здесь как возможность региональной власти «обеспечить» наилучшие условия для факторов производства.

Особенности региональной конкурентоспособности: 1)На конкурентоспособность регионов сильно влияет политика федерального центра. 2)Некоторые традиционные факторы конкурентоспособности являются слабо дифференцированными, т.е. не обеспечивают разницу в региональном развитии. 3)Первичным и базисным для регионов является конкурентоспособность расположенных в регионе предприятий, производящих конкурентоспособные товары и услуги.

Что значит высокая конкурентоспособность региона ? достижение высокого уровня жизни населения; эффективность функционирования хозяйственного механизма региона; высокая инвестиционная привлекательность.

Региональная конкуренция – это активное конкурирование регионов между собой в борьбе за: средства федерального бюджета; инвесторов; штаб-квартиры и филиалы корпораций; малый бизнес; туристов; проведение мероприятий; потенциальных жителей; квалифицированную рабочую силу; покрытие растущего уровня потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни.

В современной России регионы конкурируют на нескольких уровнях: в пределах одного федерального округа; в пределах большого экономического пространства (Урал, Сибирь, Дальний Восток); в пределах России (общий перечень субъектов РФ); в приграничных территориях с регионами соседних стран.

Виды межрегиональной конкуренции: Вертикальная – это конкуренция между разными уровнями власти (центральной и региональной, областной и муниципальной) за объем властных полномочий, за большую долю перераспределяемых ресурсов. Горизонтальная осуществляется между регионами одного ранга за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов (например между областями, между городами, между муниципалитетами). Пассивная - когда поведение населения (в частности, миграция), может отражать не действия властей, а экономические различия между регионами, которые лишь частично зависят от действий региональных правительств. Активная - при выявлении связи между действиями властей (налоги, предоставление общественных благ, законодательные нормы) и количеством мобильных ресурсов (трансферты в вертикальной конкуренции; жители, предприятия и инвесторы – в горизонтальной).

Способы конкуренции, применяемые при вертикальной конкуренции: Тип конкуренции Вертикальная Горизонтальная Финансовые Лоббирование финансовых трансфертов Лоббирование региональных программ и их финансирования Налоговые льготы по федеральным налогам Налоговые льготы по региональным и местным налогам Создание зон с особым экономическим режимом Установление фиксированных цен (на потребительские товары, на энергоносители) Установление предельных уровней рентабельности, торговых наценок Субсидии и льготные кредиты Дотации и компенсации предприятиям Ипотечные программы Нефинансов ые Подписание индивидуальных договоров с центром Разработка законов, не принятых центром Выход на мировой рынок Борьба за статус городов региона Политические мероприятия (форумы) Развитие рыночной инфраструктуры Развитие социальной инфраструктуры Международные мероприятия, формирование имиджа региона

Факторы конкурентоспособности стран и регионов (Лифиц И.М.): Признак классификации Факторы Сфера действия Макроэкономические Микроэкономические Происхождение Основные (природные) Развитые (искусственные) Специализация Общие Специализированные Интенсивность воздействия Малозначимые Значимые Определяющие Характер воздействия Положительные (благоприятные) Отрицательные (неблагоприятные) По типам конкурентных преимуществ Ресурсные Операционные Стратегические

Факторы конкурентоспособности стран и регионов (Ускова Т.В.):

Факторы конкурентоспособности стран и регионов (Беленов О.Н., Анучин А.А.): 1) природные факторы; 2) человеческий потенциал; 3) социальный капитал (общественное согласие); 4) государственные институты; 5) инфраструктура; 6) эффективность рынков; 7) инновации; 8) имидж.

1. Природные факторы природные ресурсы, климатические условия и географическое положение страны. а также физические поля и некоторые формы движения материи (солнечная радиация, волны, приливы и т.д.).

2. Человеческий потенциал совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества, а именно здоровье, активность и мобильность; положительная динамика роста населения; объем и качество начального образования населения.

3. Социальный капитал религия, традиции и обычаи; солидарность, гражданское участие, кооперация и честность; согласие и доверие в обществе.

К примеру В 1970 г. голландский социолог Герд Хофстед, как руководитель психологической службы американского концерна «IВМ», протестировал «периодическую систему» национальных культур среди более 100 тыс. работников из подразделений, положенных в 40 странах мира. Оценивались 5 параметров: «коллективизм», «коллективизм», «авторитаризм» (дистанция по отношению к власти), «авторитаризм» (дистанция по отношению к власти), «избегание неопределенности», «избегание неопределенности», «мужественность», «мужественность», «конфуцианский динамизм» (долгосрочная ориентация). «конфуцианский динамизм» (долгосрочная ориентация). Результат: страны, имеющие высокий показатель по шкале «индивидуализм», обладали более высоким уровнем дохода на душу населения, чем страны, имеющие высокий уровень по шкале «коллективизм».

4. Государство задавать «правила игры» на данной территории и контролировать их соблюдение, гарантировать сохранение прав собственности и соблюдение законодательства, свести к минимуму «административные» препятствия для предпринимательской активности.

5. Инфраструктура снижает влияние больших расстояний между территориями; обеспечивает безопасность и своевременность доставки товаров; усиливает мобильность трудовых ресурсов.

6. Эффективность рынков покупательная способность населения, величина внутреннего потребления, объем розничного и оптового товарооборота, эффективность и гибкость рынка труда, развитого финансового сектора, наличие венчурного капитала.

7. Инновации благоприятная для инновационной деятельности среда, достаточные инвестиции в научные исследования, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество между университетами и промышленностью в исследованиях, развитие научно-исследовательских учреждений, высокий уровень защиты интеллектуальной собственности

8. Имидж Это сумма убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении определенной территории

Благодарю за внимание.