Тема «Повторение изученного в начальной школе. Обобщение материала.» Составила учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ лицея 10 города Ставрополя Михайлова Ирина Васильевна
Обобщить изученный в начальной школе материал по орфографии (орф. 1-6). Повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова, гласных после шипящих, разделительных ъ и ь. Формировать навык подбора проверочных слов путем изменения формы слова или подбора однокоренного слова. Развивать представления о слабой и сильной позиции в слове. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Развивать умения подбирать слова на определенную тему, размышлять на заданную тему.
Задание 1
СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ», ПОДОБРАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА. Задание для 1 командыЗадание для 2 команды Лев, носорог, леопард, медведь, верблюд, морж. Жираф, еж, бегемот, гепард, коровка, крот, овца.
Чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук и проверяемый согласный слышался отчетливо. Например: сторож – сторожем,сторожить.
Задание для 1 командыЗадание для 2 команды Мес.ный, чудес.ный, поз.но, окрес.ность, ярос.ный, со.нце, трос.ник, завис.ливый. Звез.ный, капус.ный, чес.ный, вкус.ный, доблес.ный, извес.ный, должнос.ной, ус.ный.
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы согласный звук слышался отчетливо. Например: зуб – зубы, столб – столбы.
Задание для 1 командыЗадание для 2 команды В поле травы хоро..,Я руки в воду опу.. А на речке камы...И их в воде прополо... Возле поля, мимо ро..Или я зажгу све.., Шли колючие е...Или лампочку вклю...
После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а, а не ы, ю, я. Например: жизнь, чудо, чаща. Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Выписать слова с разделительными Ъ и Ь, дополнить своими примерами. Все вокруг об.яты страхом: Разъ.яренный людоед Об.явил, что с.ест сегодня Замечательный обед. В сверх.естественной тревоге Все звер.е уносит ноги. Даже нес.едобный ежик С.ежился от страха тоже.
Раз.яренный людоед Мигом с.ел мешок конфет, Закусил печен.ем плотно. Он от.явленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных.
Разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами е, е, ю, я, в остальных случаях пишется разделительный Ь перед буквами е, е, ю, я, и. Например: объявить,вьюга.
Задание для 1 командыЗадание для 2 команды Написать по одному слову на правописание проверяемой гласной в корне слова на тему «Времена года». Написать по одному слову на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова на тему «Спорт».
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная стала ударной. Например: Столы – стол, столик.(1) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова надо запоминать. В случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. Например: маршрут, футбол.
Домашнее задание. Придумать стихотворение или записать стихотворение какого-нибудь поэта, в котором будут примеры на правила, о которых говорилось на уроке. Обозначить орфограммы.