Подготовка учителя к проектно- организаторской функции в воспитании Презентация разработана Сарахман И.Д. зам.директора по ВР МОУ СОШ 8 г.Моздока 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательский проект как современная форма организации образовательной деятельности детей.
Advertisements

Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Метод проектов в образовательном процессе Информационный проект.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Проектная Деятельность. Типология проектов: исследовательские; творческие; приключенческие, игровые; информационные; практико-ориентированные.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 города Таганрога «Формирование и развитие профессиональной компетентности.
Блейде Л.Н. Родительское собрание на тему: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 4 «а»
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим.
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
Транксрипт:

Подготовка учителя к проектно- организаторской функции в воспитании Презентация разработана Сарахман И.Д. зам.директора по ВР МОУ СОШ 8 г.Моздока 2008 г.

Часть 1. Введение в тему Почему сегодня педагог - учитель, воспитатель - должен владеть проектировочной и организаторской функцией в воспитании учащихся?

Приоритетная задача развития нашего общества, условие его выживания, это – восстановление, возрождение духовности и гуманитарной культуры, в чем совершенно исключительная роль принадлежит образовательным учреждениям. Каким должен быть выпускник современной школы? Модель выпускника современной школы: самосовершенствующаяся, самовоспитывающаяся, саморазвивающаяся личность.

Какой же он – человек будущего ? Личность с доминантой на самосовершенствование, постоянно занимающийся самообразованием, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни. Здоровый физически и психически, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Образованный, воспитанный, интеллигентный человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Компетентный, социально зрелый, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Деловой, трудолюбивый, самостоятельный, конкурентоспособный. Высоконравственный и духовно культурный, живущий интересами ноосферного развития, участвующий в межнациональном общении. Творческая личность, постоянно совершенствующая самоё себя. Гражданин, патриот, семьянин, Человек Мира, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи предков, их веру.

Кто может воспитать Человека будущего? По рекомендациям ЮНЕСКО современный выпускник должен иметь шесть основных ключевых компетентностей: умение работать с числовой информацией; коммуникативные умения; владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе; открытость новому знанию, навыки саморазвития и самообразования; умение сотрудничать, работать в команде; умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Может ли учитель, сам не обладающий этими компетенциями, научить им детей?

Наличие кризисных явлений в сфере образования поставило перед педагогической общественностью - педагогами, руководителями образовательных учреждений – задачу: - самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи; - придумывать способы их осуществления; - анализировать полученный результат.

Современный учитель должен обладать основными компетенциями: Когнитивные компетенции – включают развитие интеллектуальных знаний, норм поиска информации, обобщения её, анализ, способствующий формированию мотивации на воспитательную деятельность Диагностические компетенции – стремление к овладению диагностическими методами для изучения состояния личности и коллектива учащихся, их интересов, потребностей, устремлений, ценностей, самодостаточности Проектировочные компетенции – направлены на освоение навыков целеполагания в воспитательной деятельности, определение направлений в воспитательной работе, отбор содержания, способов, форм; развитие ответственного отношения к собственной деятельности и результатам общего труда Организаторские компетенции - умение ставить цели перед собой и детьми, планировать деятельность с теми, кто будет её осуществлять, использовать методы и средства стимулирования, оказывать доверие, предъявлять разумную требовательность Коммуникативные компетенции – установление контакта и взаимопонимания, совместимости в групповой и коллективной деятельности, вера в возможности ребёнка, корректирование межличностных отношений Творческие компетенции – поиск собственного видения в оформлении проекта или его реализации, представлении, стремление уйти от шаблона, создание условий для творческого развития личности Рефлексивные компетенции - умение анализировать собственную деятельность на каждом этапе проектирования; находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления; учить учащихся анализировать свою жизнь и деятельность

Проектировочные умения учителя в воспитательной деятельности: Четкое определение целей и задач предстоящей воспитательной деятельности на основе диагностики, т.е. выявления проблемы; Поиск информации по проблеме в научно-педагогической и методической литературе; Определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и коллективной деятельности с учащимися; Сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными мероприятиями в соответствии с задачами; Учет интересов, возможностей и потребностей учащихся; Использование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; Продумывание совместимости разработчиков проекта; Совместно с другими участниками воспитательного процесса проектирование развития воспитательной среды; Проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями школьников и общественностью.

Часть 2. Что представляет собой процесс проектирования? Каковы этапы подготовки учителя к проектированию и организации воспитательной деятельности?

Проектно - организаторская функция, представленная как «петля», состоит из ряда этапов. Характеризуя эти этапы, можно выделить их особенности: Этапность представляет собой последовательную сменяемость со структурным усложнением (диагностика, формулирование проблемы, целеполагание, поиск информации и т.д.); Каждый этап проектно-организаторской функции нацелен на результат и может подвергаться контролю и оценке; Каждый этап отличается от предыдущего тем, что способствует обогащению (как в личностном, так и в коллективном развитии) всех участников проекта; Расширение знаний, культуры общения всех участников проекта становится основополагающим для последующего этапа;

Каждый этап проектно-организаторской функции выходит из предыдущего, обогащая его на новом уровне; Каждый предыдущий этап входит в последующий; Несмотря на непрерывную смену этапов, общий цикл проектно-организаторской функции остается неизменным; Каждый проектно-организаторский цикл состоит из взаимообогащающих последовательных этапов, направленных на развитие учащихся, воспитание коммуникативных качеств, самостоятельности, ответственности за полученные результаты. Проектно-организаторская функция в воспитательной деятельности – этапный комплексный цикл, постоянно совершающийся и изменяющийся на основе творческой деятельности его участников.

Проектно–организаторская петля = 5 П + 2 Р 1. Подготовительный этап 2. Проектировочный этап 3. Проверка качества проекта 4. Презентация и защита проекта 5. Пакет, портфель методической документации 6. Реализация проекта 7. Рефлексия, анализ проектно- организаторской деятельности

1. Подготовительный этап Диагностика и анализ объекта проектирования. Определяется проблема, сильные и слабые стороны проектируемого объекта, выявляются противоречия или несоответствия. Чем сложнее объект проектирования, тем шире требуется использование диагностических методик, их обобщение и анализ. Формирование творческой группы. Обсуждение принципов работы. Постановка целей и задач, планирование работы в группе – структурирование информации, полученной по изучаемой проблеме: какие исследования, теоретические обоснования, подходы, по каким направлениям требуется консультация по содержанию. Теоретическое обеспечение проектирования. Это поиск информации о теоретических и эмпирических исследованиях проектирования педагогических систем и процессов; об опыте подобной деятельности; об опыте проектирования подобных объектов.

Методическое обеспечение проектирования. Включает создание инструментария проектирования (изготовление схем, образцов документов и т.п.) Выбор формы проектирования. Зависит от количества его этапов. При этом любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям учащихся и педагога, их возможностям. Пространственно-временное обеспечение процесса проектирования. Пространственное обеспечение - обозначает определение оптимального места модели, проекта или конструктора для реализации. Временное обеспечение – это соотнесение проекта со временем деятельности, темпом реализации, ритмом, последовательностью, скоростью и т.д. Материально-техническое обеспечение. Представляет собой педагогическую технику осуществления самой деятельности по конструированию и проектированию с помощью тех или иных средств.

2. Проектировочный этап Установление связей и зависимостей компонентов проекта (генетические, структурные, логические). Разработка содержания проекта проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения. Определение механизмов управления и реализации проекта. Характеристика форм организации воспитательного процесса в разрабатываемом проекте.

3. Проверка качества проекта Самостоятельность работы над проектом. Актуальность, значимость проекта, организационная сторона решения. Апробация проекта самими разработчиками, учащимися, преподавателями, специалистами. Оценка проекта консультантом и экспертной группой. Корректировка проекта (производится после проведения экспериментов и экспертной оценки). Учтены ли все субъекты воспитательной деятельности: воспитанники, педагоги, родители, жизнедеятельность школьной среды. Принятие решения об использовании проекта. Завершающее действие проектирования, после чего начинается его широкое применение на практике и подготовка презентации.

4. Презентация и защита проекта Защита проекта требует от участников артистизма, выразительного выступления. Логичность, яркость раскрытия содержания проекта. Использование разнообразных форм наглядности, технических средств. Умение отвечать на непредвиденные вопросы. Презентация проектов требует особого полета фантазии с учетом индивидуальных интересов и способностей учителей. В процессе презентации учителя должны показать артистические, художественные, конструктивные, организаторские навыки.

5. Пакет, портфель методической документации Выбор видов проекта зависит от личностных и профессиональных качеств учителей. Виды проектных работ: проекты уроков с воспитательной направленностью содержания, творческий исследовательский проект, проект ВСШ, проект ВСК, приключенческий или информационный проект в виде научных докладов, публикаций, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференции; проекты практико–ориентированные, предполагающие практический выход; проекты клубов, центров, студий, самоуправления, программы досуговые, театрализованных спектаклей, макеты школьных газет, журналов, видеофильмы и т.д.

6. Реализация проекта Использование проектов уроков, программ, воспитательных дел. Использование методического материала, накопленного в процессе обучения, в качестве методической копилки.

7. Рефлексия, анализ проектно- организаторской деятельности Совпал ли полученный результат с поставленной целью. Анализ каждого этапа проектно- организаторской деятельности. Анализ организационных форм в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Анализ причин успеха и неудач в процессе проектно-организаторской деятельности.

Часть 3. Метод проектов в образовательном процессе. Примеры проектов для детей и взрослых: В начальной школе; В основной школе; В профильной школе; Проекты для взрослых.

Требования к проектам в младших классах Темы проектов должны быть посильны пониманию ребенка (чем меньше ребенок, тем проще проект). Возможность осуществления силами данного ученика или коллектива. Содержание новых проблем, работа над которыми развивает новые навыки. Заинтересованность ученика в работе «от всего сердца». Обязательное присутствие трех моментов: выбор, планирование, критика проекта.

Идеи проектов для самых маленьких Проекты – наблюдения («Встречаем зиму», «Здравствуй, лето!», «Домашние животные (птицы)», «Лекарственные (комнатные) растения») Проекты – рассказы (-наблюдение, патриотический, географический, исторический, фантастический на заданную(выбранную) тему – главное – отношения Добра и Зла) Экскурсионные проекты (ученик должен знать, зачем он идет на экскурсию и что ему от этой экскурсии надо: «Чем сосна отличается от ели», «Как тетя Люба выращивает такие красивые цветы», «Как паук ткет свою паутину») Конструктивные проекты в т.ч. игровые (изготовление открыток, закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода (главная идея – самообслуживание)) Творческие проекты

Творческий проект «Поэзия С.Есенина» 4 «г», классный руководитель Сук Н.И. В ходе подготовки и апробации проекта дети изучали, анализировали стихи, рисовали к понравившимся стихотворениям иллюстрации

Творческий проект «Город без ДТП» 3 «В», классный руководитель Кожевникова Ю.В.

Конкурс рисунков «Новый дорожный знак» В ходе реализации проекта дети участвовали в конкурсе рисунков «Новый дорожный знак». Лучшие знаки были изготовлены и установлены на созданном школьниками макете – проекте города, в котором нет ДТП, потому что все его жители знают и соблюдают Правила дорожного движения

Конструктивный проект «Мастерская Деда Мороза», 3 «б» и 3 «в», классные руководители Чулошникова Л.Н. и Кожевникова Ю.В.

Проекты в основной школе Исследовательские проекты (имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования; обязательно выдвижение гипотезы, обозначение методов исследования и проведение экспериментов; обсуждение и оформление результатов, формулирование выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования). Творческие проекты (имеют не очень строго проработанную структуру, но строятся в известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и др.

Приключенческие (игровые) проекты (предполагают, что участники принимают на себя некоторые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Обязательно наметить проблему и цель проекта. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников проекта и соотнесение полученных результатов с поставленной целью). Практико-ориентированные проекты – это проекты четко ориентированные на результат (это может быть изделие, удовлетворяющее определенную потребность, социальный результат, направленный на решение общественных проблем и т.п.). Здесь важно хорошо продумать структуру проекта и хорошо организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация оценки проекта. Например: «Оформление кабинета…», «Оживший лоскуток», «Кашпо» и др.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Творческий проект «Мы – моздокчане» 8 «а» русские 9 «в» осетины 6 «б» кумыки 10 «б» татары

Исследовательский проект «Мониторинг экологического состояния пришкольного участка», учитель Максимова Е.В.

Проектирование в профильной школе Предпринимательские проекты как правило направлены на следующие сферы: производственно-коммерческую деятельность (салон видеопроката), организацию досуга молодежи (развлекательный центр), торгово-закупочную деятельность, предприятия общественного питания (школьное кафе), рекламно-полиграфическую, издательскую деятельность, социально-востребованную деятельность(создание рабочих мест для детей-сирот) Проекты учебных мини – предприятий (рождаются как правило из анализа нужд учебного заведения) Проекты Интернет – сайтов учебных мини – предприятий Дизайнерские проекты Социальные проекты

Проекты на получение грантовой поддержки в сфере образования Грант (grant) – (дотация», «субсидия», «стипендия»). - это целевые средства, предоставляемые безвозмездно благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или практических работ, опытно – конструкторских работ, обучение, проведение конференций, семинаров, издание книг, монографий, учебных пособий, разработку учебных программ с дальнейшим отчетом об их использовании. Базовые Интернет – ресурсы в области образования Поиск Интернет – ресурсов по вопросам грантовой поддержки научных исследований в образовании осуществляется по нескольким поисковым системам: «Yahoo» для источников на английском языке; «Yandex», «Апорт» - на русском языке. (Поиск по ключевым словам «гранты», «фонды», «конкурсы»). Основную информацию содержит федеральный портал «Российское образование»

Российские государственные учреждения и организации Федеральное агентство по образованию РФ Государственная академия инноваций. Наука и образование Комиссия РАН по работе с молодежью. Конкурсы для молодых ученых Российские государственные фонды Федеральный фонд поддержки малого предпринима- тельства (ФФПМП) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС) Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) Российские негосударственные организации и фонды Конкурс русских инноваций Ассоциация «Технопарк» Зарубежные организации, фонды и программы «Источники финансирования» (Справочник) Зарубежные фонды, конкурсы грантов