В гостях у древних народов …Седая наша старина, Мешая с былью небылицы, Преданий множества полна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Древнейшие археологические культуры территории Еврейской автономной области Учитель МОУ «СОШ 20 п.Лондоко-завод» Ольховая В.Э.
Advertisements

Народ коми прошёл длинный и сложный путь исторического развития.
Урок 2 Тема урока: Территория ЕАО в эпоху средневековья Урок истории ЕАО в 8 классе МКОУ «СОШ 20 п.Лондоко-завод» Учитель Ольховая В.Э.
Каменный и бронзовый век на Урале Тупициной Юлии..
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Наш край в далёком прошлом История открытия археологического памятника на берегу реки Савалы. Территория Воронежского края, в том числе и Терновского района,
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Древние собиратели и охотники. (Кубановедение 5 класс 2 урок)
Приморский край в древности. История Приморья с древнейших времен и до наших дней богата яркими страницами и запоминающимися событиями. На территории.
Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют,
Древние собиратели и охотники Урок кубановедения в 5 классе Автор :Сухомлин Л.В., учитель кубановедения МБОУ СОШ 19 ст. Марьянской Краснодарского края.
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Что изучает археология? Как работают археологи?. Подсчитаем, сколько лет прошло от основания Рима(753 г. до н.э.) до основания Санкт – Петербурга. Сколько.
Александр Худобец Киев Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина.
Автор: Румянцева Любовь Петровна, учитель истории и обществознания. МКОУ Нечаевская основная общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской.
Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром.
Предки чувашей в Причерноморье. Их духовная и материальная культура Никифорова Л.Ф. – учитель культуры родного края.
Ход урока: 1.Проверка Д/З (тест, карточки) 2.Изучения нового материала: Происхождение и расселение восточных славян; Занятия восточных славян; Внешний.
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ. Запиши в таблицу в соответствующие колонки номера тех источников, которые относятся: А- к вещественным, Б- к письменным, В- к устным.
Возникновение земледелия и скотоводства. Закончи предложения: 1. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества….. 2.Древнейших людей называют…… 3.Наши.
Транксрипт:

В гостях у древних народов …Седая наша старина, Мешая с былью небылицы, Преданий множества полна.

Есть наука, которая открывает тайны безгласного прошлого. Эта наука – археология. Термин «археология» состоит из двух греческих слов: «архайос» – древний и «логос» – наука. Археология – это раздел исторической науки, материалом исследования которого являются специфические источники – вещественные, в отличие от письменных источников – объекта изучения историка

Прошли века... Время успело многое вычеркнуть из памяти человечества. Когда в середине XVII века в Приамурье появились передовые казачьи отряды, они увидели пустынный край. Почти ничто не говорило о прежнем могуществе и величии некогда живших здесь народов. Первые археологические раскопки на южной левобережной части Амура показали, что эти земли не были безлюдны. Здесь на лесной основе создавалась самобытная культура, уходящая корнями в седую древность. Окладников Алексей Павлович (1908 – 1981), археолог, историк, этнограф, академик АН СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий. Руководил ДВ археологической экспедицией. Изучением Приамурья занимался с Историко – археологические исследования освещают период от палеолита до позднего средневековья на территории Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Северной Америки. Автор более 500 научных работ, в т.ч. по археологии ЕАО. Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921), выдающийся ученый, географ, геолог, путешественник, один из идеологов отечественного анархического движения. Своими исследованиями внес большой вклад в изучение географии и геологии Восточной Сибири, Приамурья, Восточной Монголии, Северной Маньчжурии, Финляндии. Оставил классическое научное наследие о природе Приамурья.

О древней истории Приамурья недавно были известны только отрывочные сведения из письменных источников, где местное население изображалось в основном отсталыми варварами. Раскопки на Дальнем Востоке, проведенные археологическими экспедициями А. П. Окладникова, Э. В. Шавкунова и других исследователей, позволяют совершенно по-иному осветить древнюю историю нашего края. Например, мало кто предполагал, что в Приамурье человек мог появиться в нижнем палеолите – тыс. лет назад. Пять-шесть тысяч лет назад на Амуре и в Приморье возникло земледелие, расцвело оригинальное искусство. Племена Приамурья и Приморья одними из первых в Восточной и Юго-Восточной Азии освоили выплавку железа. Много сотен поколений сменилось на берегах Амура. Они оставили после себя различные памятники.

Археологические памятники, письменные источники позволяют выделить на территории области несколько археологических культур, имеющих сходные признаки соседних археологических зон Верхнего Амура, Нижнего Амура, Приморья: Амурская неолитическая культура (IV - II тыс. до нашей эры) Урильская культура (начало II - конец I тыс. до нашей эры) Польцевская культура (вторая половина I тыс. до нашей эры) Культура Мохэ (IV - IX в. нашей эры) Культура чжурчжэней (XII - XVII в. нашей эры)

Амурская неолитическая культура( IV – II тысячелетия до нашей эры).. Характерные особенности периода – использование каменных орудий труда, появление гончарной посуды, умение пользоваться луком, стрелами, строить жилища, пользоваться огнем. В отличии от охотников Сибири, Забайкалья и Нижнего Амура, на длительное время сохранивших полукочевой образ жизни, среднеамурцы жили оседло. Умели строить большие полуподземные жилища с входом через дымовое отверстие в центре крыши, жили большими коллективами. Поселения строили в некотором удалении от большой реки в устье ручья или небольшой реки. Строгого порядка в расположении жилищ в поселении не было. Для добывания пищи жители эпохи неолита наряду с оббитыми и шлифованными орудиями труда использовали стрелы и лук. Наряду с собирательством диких растений, охотой и рыболовством они начали раньше своих соседей осваивать земледелие и скотоводство, гончарное ремесло, т.е. перешли к производящему труду.

Урильская культура ( Свое название получила по острову Урил в Амурской области, где впервые было найдено поселение, отнесенное к этой культуре) Характерными отличительными особенностями данного периода являются начало освоения железа, появление бронзы. При этом основу орудий труда составляют каменные прямоугольные в сечении топоры, тщательно отшлифованные скребки, проколки, грузила для сетей, зернотерки. Широко используются костяные наконечники стрел, приколки, иглы для шитья. Керамика Урильской культуры представлена сосудами больших размеров со сферическим или шаровидным туловом, узким горлом и маленьким плоским дном. Для народов Урильской культуры наиболее характерным был явный переход от бродячего к оседлому образу жизни. Это временные образования поселков из жилищ, расположенных, как правило, на возвышенном месте, на берегу реки или озера. Дома уральцев имеют большое сходство с полуподземными жилищами эпохи неолита, но с внутренней коридорной системой, когда в отсеке живет семья.

Польцевская культура ( Свое название получила от местечка Польц около села Кукелево). Хозяйство «кукелевцев» было производящим. Земледелие в Приморье и Приамурье начинается с каменного века. В раннем железном веке оно становится одним из основных источников получения пищи. Помимо земледелия, «кукелевцы» занимались и скотоводством. Они разводили свиней, коз и овец. Несмотря на развитие земледелия и скотоводства, охота и рыболовство не утратили своего значения. Оружия и украшения изготовлялись из бронзы. Камень в польцевском поселении применялся в небольшом количестве. Из него делали наконечники стрел, скребочки, ножи. Наряду с глиняной посудой употребляли и деревянную Из глины делали не только посуду, но и пряслиц. Это свидетельствует о большом распространении ткачества. Железо становится практически главным материалом древних кузнецов. Железо очень ценилось, его берегли и даже обломки не выбрасывали, а собирали и переплавляли.

В IV – VI вв. Новой эры на территории южного Приамурья появились новые племена мохэ, носители новой культуры, отличной от уральской и польцевской. Однако местные польцевские племена оказали значительное влияние на формирование мохэйской культуры (близкая аналогия в инвентаре и керамике: железные бронебойные наконечники стрел, квадратные в поперечном сечении и железные кельмы, костяные латные пластины, плоские нефритовые кольца, цилиндрические халцедоновые бусы).

Культура Мохэ. Древние мохэ относились к тунгусо- маньчжурским народам. Первые упоминания о них относятся к IV - V векам нашей эры. В этот период они появились на территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья. С севера мохэсцы соседствовали с древними палеоазиатскими народами, которые занимались охотой, оленеводством и рыболовством. На западе они жили рядом с лесными охотниками и полукочевниками шивэйцами (предками монголов), кочевниками киданьями и тюрками. На юге граничили с древне корейским государством Когурё.

Хозяйство мохэсцев было комплексным. Они занимались земледелием, используя для вспахивания земли лошадей, разводили свиней. Таежная охота и рыболовство также были важными отраслями их хозяйства.

Для жилья мохэсцы строили землянки. Китайские летописцы сообщают, что вход в мохэские жилища устраивался сверху. Чтобы залезть в него нужна была лестница. Однако археологические исследования не подтверждают это сообщение. Возможно, оно относится к обычным искажениям древних хроник. К числу таких же фантастических небылиц относится и описание брачных обычаев у мохэ. Мохэсцы жили общинными поселениями. Группы поселений объединялись в племена.

Культура Чжурчженей (нюйчженей, дюкеров). Чжурчжени – потомки мохэ. В летописях сообщается, что «чжурчжэни – простоватые, безыскусные люди, храбрые и свирепые, не знающие в должной мере цены жизни и смерти».

Образ жизни и хозяйство Выращивали чжурчжэни просо, пшеницу, рис, а также целый ряд овощных культур, в том числе и арбузы. Землю они обрабатывали сохой с железным наконечником. Для тягла использовали лошадей. Помимо занятий земледелием, чжурчжэни разводили лошадей, коров, свиней, были замечательными охотниками. В тайге чжурчжэни заготавливали кедровые орехи, грибы, ягоды, а также искали женьшень, который также продавали. В реках они добывали золото и крупный жемчуг. Поселки их состояли из небольших домов. Первоначально, согласно летописям, у них были полуподземные дома, точно такие же, как у мохэйцев. Позднее они стали делать из дерева наземные дома, обращенные дверью на восток. Для кровли применяли не черепицу, а доски, бересту и траву. При раскопках поселений часто находили глиняную посуду, а также изделия из фосфора.

Религиозные верования Религия чжурчжэней содержала в себе элементы анимизма, магии: чжурчжэни поклонялись небу, солнцу, воде, лесу. У чжурчжэней, особенно в ранние периоды, процветал шаманизм. Шаманство, шаманизм, ранняя форма религии у большинства народов, возникшая при первобытнообщинном строе. Основан на вере в общение шамана, находящегося в состоянии ритуального экстаза (камлание), с духами.

Культовые предметы - маски, использовались в ритуальных обрядах Культовый предмет - деревянный идол, символизирующий хозяина дома, который оберегал его обитателей от болезней и несчастий и приносил благополучие

Шаманство, как правило, наследственное. Традиционно человек обычно мужчина становится шаманом по наследству или, будучи выбран «сверхъестественными силами». Об их выборе может говорить постигшая его серьезная болезнь, из которой посвященный должен выбраться собственными силами. Во время болезни он учится тому, как выходить в необычные реальности, где он встречает духов и души мертвых, которые помогут ему в его магически-духовной работе. В некоторых культурах шаманы осознают свое призвание во время поисков прозрения, бдений в пустыне, которые представляют собой попытку выведать свою судьбу у сверхъестественных сил. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, из родственников умершего шамана.

Духовная культура коренных жителей Приморского края вырабатывалась многими поколениями и нашла свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, устном народном творчестве, танцевальном и музыкальном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, верованиях, культах, обрядах, обычаях и праздниках. Сравнение удэгейского и нанайского декоративного искусства показывает, что в искусстве удэгейцев, проживавших в более труднодоступных горных районах края, сохранились наиболее древние формы, особенно в области орнаментики. Под гром бубна, под сиянием древних орнаментов исполняется старинный удэгейский танец

Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру. ноговицы Головной убор промыслового охотника состоит из шапочки, наушников и шлема-накидки из ткани Удэгейская обувь - углы - из лосиной шкуры, сшитой мехом внутрь, из плотной ткани. Улы утеплялись травой.

Жилища родильный шалаш- йатау чоко кава еума фанза

Удэгейские лыжи - кингилэ и сугала Орудия охоты Вешала, на котороых сушили сети, вялили рыбу. 1-вешала дагума, 2- вешала соглихи, 3- упрощенные вешала соглихи, 4- вешала голи сугдзе.

Следы на снегу, на песке, на бумаге... Ручьи на земле оставляют овраги. Гнездо, муравейник, нора - тоже след, По ним мы узнаем, кто жил, кто сосед. Здесь насмерть стояли дружины, полки. И это следы человечьей руки. Не всем, что осталось, мы можем гордиться. Меняется время, меняются лица. Меняется облик страны, городов - Безбрежный простор рукотворных следов.