Описание модели Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Advertisements

Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Шуляк Н. В.. Этапы разработки и осуществления программы модернизации 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной.
Алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых образовательных стандартов основного общего образования.
Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях введения новых ФГОС общего образования зам.директора по УВР МОУ-СОШ села Озёрное Киреева Н.Н. зам.директора.
Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях введения новых ФГОС начального общего образования. Крюкова Н.Д., зав. кафедрой управления.
ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель.
Деятельность образовательного учреждения в условиях введения ФГОС. Основная образовательная программа школы Деятельность образовательного учреждения в.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
2 этап Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями.
Иванова Наталья Александровна, директор МОУ СОШ 17, Заслуженный учитель РФ Новая школа для новых задач (или какой быть «школе будущего») Рыбинск, 2010.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Проект преобразования школы. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Управление комплексным проектом введения ФГОС в образовательном учреждении Управление комплексным проектом введения ФГОС в образовательном учреждении.
Направление анализа Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования:
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования. Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования.
Система работы по введению ФГОС основного общего образования: проблемы и перспективы.
Транксрипт:

Описание модели Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС.

Этап 1 Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС

Задачи этапа При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо: 1) определить состав рабочей группы; 2) назначить руководителя рабочей группы; 3) определить порядок ее работы; 4) поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Содержание этапа Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения. Формы работы группы: групповая и индивидуальная

Результаты этапа Рабочая группа в МОУ СОШ сформирована на базе…. Руководитель группы: … Заместитель руководителя группы: … Состав группы:…. Задачи участников группы

Этап 2 Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС

Задачи этапа На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести: · в образовательных целях; · в учебном плане; · в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; · в образовательных технологиях; · в условиях реализации образовательных программ; · в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Содержание этапа Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы, устанавливая требования: · к результатам освоения основной образовательной программы; · к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса; · к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того: · какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему; · какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему; · какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему; · какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, включающей цели образования и цели изучения учебных предметов.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить: - какие из них ранее не ставились; - какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; - какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки. Результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений: - список изменений в предметных целях; - список изменений в надпредметных целях.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом школы.

Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения: - в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части); - в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия. Результатом этой части работы должен стать новый учебный план школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том: - какое содержание образовательных программ не требует изменений; - какое содержание образовательных программ требует корректировки; - какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания.

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются: - технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; -·технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; - новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?

При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие: - систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования; - систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня. Их основная цель: совершенствование базовых компетентностей педагогов.

На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.

Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: - предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); - метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); - личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы: -осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; -желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; -инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; - математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно).

Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Задача рабочей группы – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы: Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами? Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Этап 3 Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

Задачи этапа При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.

Этап 4 Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы

План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

Задачи этапа При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы необходимо определить: - полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов; - планы-графики реализации единичных проектов; - согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность; - распределить все единичные проекты во времени.

Этап 5 Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними. Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.

Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений: - в составе работ по реализации единичных проектов; - в запланированных результатах работ; - в сроках их начала и окончания; -·в составе ответственных исполнителей; · в конечных целях проекта.

Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий: 1)организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; 2)организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту; 3)организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

Алгоритм введения ФГОС общего образования в школе

Этап 1 Процедура 1 Издание приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочей группы Процедура 2 Постановка задачи перед рабочей группой и распределение обязанностей в ней

Этап 2 Процедура 3 Определение необходимых изменений в образовательных целях Процедура 4 Выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ и распределении учебного времени Процедура 5 Определение необходимых изменения в содержании образовательных программ Процедура 6 Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания. Процедура 7 Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности Процедура 8 Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Этап 3 Процедура 9 Формирование групп проектирования изменений в образовательной системе и постановка перед ними задач Процедура 10 Разработка проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 11 Экспертиза проектов изменений в образовательной системе школы

Этап 4 Процедура 12 Разработка планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 13 Экспертиза планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 14 Построение общего плана графика модернизации образовательной системы школы

Этап 5 Процедура 15 Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы школы Процедура 16 Осуществление изменений в образовательной системе школы