ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УМК «МУЗЫКА» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Суслова Нелли Вячеславовна кандидат педагогических наук, методист Центра художественно-эстетического и физического образования
Вариативность как основа построения образовательного пространства (уровень школы) Утверждение программы образовательной организации С учетом требований ФГОС и Учредителя Локальный нормативный акт Принимается Педсоветом школы
Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ) Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Вариативность как право учителя (уровень преподавания предмета) Выбор учебников, пособий Из перечня рекомендованных Министерством Образования Локальный нормативный акт Принимается Педсоветом школы
Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ) Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
Ваш урок – это ВАШ урок Уникальный личный и профессиональный опыт, образование, образ жизни, хобби, особенности характера влияют на стиль преподавания, выбор форм и методов работы, видов деятельности, способов оценки и контроля и т.д. и т.п. – и это ПРЕКРАСНО !!!
Учебно-методический комплект Учебник Рабочая тетрадь Нотная хрестоматия Аудиохрестоматия (CD) Поурочные разработки
УМК «МУЗЫКА» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева) Объем материала дан с большим «запасом». Требований изучить все музыкальные произведения, включенные в учебники и хрестоматии, - не существует! Порядок «прохождения» тем и разделов определяется учителем. Метод «забегания вперед и возвращения назад» предполагает, что к одним и тем же страницам учебника, музыкальным произведениям, дети обращаются неоднократно. При смене ракурсов и акцентов восприятия, каждый раз они находят в них нечто новое.
Учебник «Музыка» 4 класс Музыка религиозной традиции
4 класс 2 класс 3 класс
4 класс
Величание, 3 класс Величание, 4 класс Гимн, 4 класс
4 класс
«Веер» возможных тематических линий Кирилл и Мефодий (стр. 31) Народные сказители, гусляры, фольклорная тема (стр. 62) «Келья Пимена» (стр. 55) «Пушкинская» тема (стр. 42) Праздник Троицы (стр. 71)
Кирилл и Мефодий (стр. 31) Только ли скульптура сохраняет память о достойном человеке? Поэзия, живопись, и музыка …. Кирилл и Мефодий – русские? А композитор, сочинивший гимн, кто он по национальности? «Композитор – имя ему народ» (стр. 60) «Найди в учебнике другие памятники. Почему люди хотят сохранить память об этих людях? памятник Шопену (стр. 115), памятник Мусоргскому (стр. 127)
Тематизм Тема – это не сейф, а луч прожектора. Какие еще страницы учебника, музыкальные произведения можно было бы включить в этот раздел? Н.А.Римский- Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» День, полный событий Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре Россия – Родина моя Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Мастер «тематического» освещения Принцип смысловой и, обязательно, интонационной «увертюры» для любого понятия, термина, стиля. Смысловой акцент наиболее эффективен тогда, когда в живом опыте музыкального восприятия уже сформированы некие представления о существовании звуковой реальность, которая уже настоль очевидно, что требует «имени». «Закрепление» - это в первую очередь, использование уже освоенного и осознанного в качестве фундамента для освоения и постижения следующих закономерностей…. Накопление опыта Использование «Тема» Смысловой акцент
Однажды возникнув, тема никуда не исчезает. Она имманентно присутствует на протяжении всего периода обучения. Стр. 113 Накопление опыта Использование Мелодия, распев Смысловой акцент Накопление опыта Использование колокола Накопление опыта Использование Музыкальная форма Накопление опыта Использование Мир композитора «Рахманиновская» сквозная линия
Тематизм «сквозь» года Изобразительность «Звучащие картины» «Природа и музыка» «Портрет в музыке» Восточные интонации - орнамент Передай свое впечатление в рисунке Сопоставь образы музыки и картины Храмовый синтез искусств 1-4 классы Музыка и изобразительное искусство Средства выразительности Тематика, круг образов. Жанры Стиль 5 класс Образ Картинная галерея (22-23, 46-47, …) Романс – камерный, интимный портрет Обряд – жанровая живопись Знаменный распев – икона Ноктюрн, «космический пейзаж», музыкальные иллюстрации 6 класс
План ориентировке на местности Всегда ли нужны логические связки? Состояние природы… Например, Свиридов «Снег идет» Особые даты и события…. Например, 100-летие С. Рихтера Особенности класса…… Репертуар, формы и методы работы
Варианты одного и того же урока «Классический» вариант Транскрипция «Жаворонок» Глинка-Балакирев «Фореллен-квинтет» Шуберта Транскрипции Лист-Шуберт: «Серенада», «Форель», «Аве-Мария», «Лесной царь» Бах-Бузони «Чакона» Ю. Чичков «Дом, где наше детство остаётся» Современный вариант Кавер-версия Рэп на тему А.Бородина ( blfPCOeLQ0) blfPCOeLQ0 Фантазия для виолончели в жанре инструментального театра ( zl8o) zl8o Сочинение кавер- версии в стиле рэп к песне Ю.Чичкова
Каналы восприятия в трактовке НЛП Я вижу, что вы говорите. Я чувствую, что ты говоришь неясно
Кто они - мои ученики?
5 класс «Гармонии задумчивый поэт» страницы о Ф. Шопене (стр ). «клавиши под его пальцами начинают петь»… Сердце Шопена Стихотворение «Горсть земли» Стихотворение «Вальс» Лирическое стихотворение Жанры фортепианной музыки Ещё звучит в моих ушах Седьмого вальса лёгкий шаг, Как вешний ветерок, Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открыл В сплетении нотных строк. Ещё звучит тот вальс во мне, Как облако в голубизне, Как родничок в траве, Как сон, что вижу наяву, Как весть о том, что я живу С природою в родстве. Л.Озеров
5 класс «Гармонии задумчивый поэт» страницы о Ф. Шопене (стр ). «клавиши под его пальцами начинают петь»… Сердце Шопена Стихотворение «Горсть земли» Стихотворение «Вальс» Шопен «Ноктюрн» Кадры военной хроники Шёнберг «Уцелевший из Варшавы» Розенбаум «А может, не было войны…» Хозак «От героев былых времен…» песня из кинофильма «Офицеры»
Индивидуальный подход в вокальной работе
По вопросам приобретения просьба обращаться ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ За бюджетные средства или за безналичный расчёт от 25 экз. ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ За бюджетные средства или за безналичный расчёт от 25 экз. Тел. 8(495) доб или