1 Противодействие фальсификациям истории России как политическая основа формирования целей исторического образования. Е.Е. Вяземский, доктор педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ ДПО «ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования» КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Исследование проблем взаимодействия исторического сознания общества, академической науки и «ревизионистов истории»: методология противодействия фальсификации.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
МАОУ «Велижанская СОШ». Правовое воспитание школьников.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
Транксрипт:

1 Противодействие фальсификациям истории России как политическая основа формирования целей исторического образования. Е.Е. Вяземский, доктор педагогических наук, профессор АПК и ППРО г. Москва

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России" В целях обеспечения согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направленной на противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, постановляю: 1. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. 2. Утвердить прилагаемые: Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России; состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации Д. Медведев

«Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах» -Президент РФ Д.А. Медведев «Принять своё прошлое таким, какое оно есть, – в этом зрелость гражданской позиции. Не менее важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, кроме нас самих, этого не сделает». Президент РФ Д.А. Медведев. 30 октября 2009 г. Видеоблог Дмитрия Медведева. Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах -

Эволюция системы образования в Российской Федерации Демократические изменения в жизни нашей страны, связанные с распадом СССР и созданием Российской Федерации, окончание «холодной войны» и кардинальное изменение международных отношений, вступление России в Совет Европы, новые вызовы, с которые столкнулась Россия предполагают серьезные изменения в системе школьного исторического образования и, соответственно, в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей истории

Попытки фальсификации истории России как новые вызовы для российской системы образования « Полуправда всегда коварна. Былые трагедии - недоосмысленные, либо осмысленные фальшиво и лицемерно, неизбежно ведут к появлению новых историко-политических фобий, которые сталкивают между собой государства и народы. Влияют на сознание общества, искажая его в угоду недобросовестным политикам». В.В. Путин «Страницы истории – повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства?» - «Газете Выборча» (Польша). 31 августа 2009 г.

Фальсификации истории Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий. Иногда к фальсификации истории относят историческое мифотворчество, что значительно расширяет это явление. При понимании фальсификации как мифотворчества это явление становится органичной частью культурного процесса. Примеры исторического мифотворчества известны ещё из истории Древнего мира. Историческое мифотворчество относительно широко распространено и в современном мире.исторических событий мифотворчество

Историческое мифотворчество Историческое мифотворчество базируется на понятии мифа, которое является базисным феноменом культуры. Миф представляет собой исторически развивающий культурный феномен, который частично сохраняет некое константное ядро, а частично трансформируется от эпохи к эпохе. Миф является одним из механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни. Миф одновременно является и системой представлений, и типом знания.

Миф: философское понимание Термин миф происходит от греческого слова речь, предание. В эпоху Просвещения миф рассматривали как продукт суеверия и обмана. В философии миф определяется как язык описания, оказавшийся, благодаря своей исконной символичности, удобным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения

Миф: обыденное понимание В бытовом понимании мифом называют сообщение (текст), которое не признают соответствующим действительности. В мифе видят «фантом, рождаемый наивностью массового человека или сознательным умыслом властолюбцев». В научной литературе определение «мифологический» прилагается к тому типу знания, которое базируется не на рациональных доказательствах, а на вере и убеждениях (предписанных культурной традицией, религиозной или идеологической системой и пр.). Подобного типа знания лежат в основе мифологических представлений. Одно из главных свойств мифологического пространства - наличие в нем сакрального центра и потенциально враждебной периферии.

Мифология как система ценностных ориентиров Мифология – не отдельная часть духовной жизни. Она как система ценностных ориентиров свойственна культурной, художественной и идеологической практике. Мифологическая традиция способна к обновлению и саморегуляции. Массовое сознание мифологично по своей природе.

Мифология в ХХ веке В ХХ веке мифология приняла новые, специфические формы. Доминирующим типом стали политические и идеологические мифы. Ярким примером политической мифологии ХХ века является тоталитарная мифология. Важнейшая функция политического мифа – легитимация власти.

Мифология в современной России Если тоталитарная мифология была компактной, простой для понимания, то современная мифология полицентрична. Она включает множество мифов и мифологий (социальные, территориальные, этнические и др.). Современная мифология включает четыре группы мифов: 1) Мифы политической и общественной жизни. 2) Мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией (например, мифы о России, её прошлом). 3) Мифы, связанные с вне религиозными верованиями. 4) Мифы массовой культуры. На наших глазах формируется новый миф о прошлом русского народа

Характер фальсификаций новейшей истории России Фальсификация истории России как сознательное искажение исторических событий в определенных политических целях. Цели и мотивы фальсификаций могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, экономическими, социально-психологическими и другими.

Цели и задачи фальсификаций истории России Наиболее общей целью распространения мифологизированных и искаженных трактовок событий отечественной истории является ослабление влияния России в мире за счет внедрения в общественное сознание таких «версий» исторических событий, которые призваны формировать негативный образ России, провоцировать рост русофобских настроений в той или иной стране или регионе.

Задачи фальсификаций новейшей истории России Фальсификации истории непосредственно связаны с идейно-политическими, социально- психологическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб, ущемление прав «коренного этноса» и т.п.

Направления фальсификаций новейшей истории России Примерами таких фальсификаций являются тенденциозная интерпретация голода на Украине («голодомор»), проблема «оккупации» Прибалтики и т.п. Еще одной задачей распространения псевдоисторических «концепций» новейшей истории России является обоснование территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны и ее итогов (проблема Курильских островов, Калининграда и др.).

Фальсификации новейшей истории России в связи с историей Второй мировой войны Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

Фальсификации истории России в связи с национально-государственным строительством Значительную опасность представляют фальсификации, рассчитанные на использование в целях подрыва территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа). Тенденциозные интерпретаций истории взаимоотношений народов России предназначены для провоцирования роста сепаратистских настроений в ряде национальных субъектов Российской Федерации.

Историческое образование и фальсификации истории Направления фальсификаций определяются как спецификой исторического, социально- гуманитарного образования в целом, так и его значимостью для консолидации российского общества, формирования российской гражданкой идентичности, самосознания молодежи.

Школьное историческое образование как фактор формирования национального самосознания Значимость школьного исторического образования в наиболее общем плане обусловлена тем, что история является важным средством формирования национальной идентичности. Историческое прошлое, как обосновал академик РАН В.А.Тишков на международном «круглом столе» по теме: «История, историки и власть» ( РАН, г.), составляет необходимый компонент национального самосознания, национальной идентичности. Интерпретация отечественной (общенациональной) истории всех россиян составляет собственность, общую ценность и ответственность страны и её народа

Школьное историческое образование как фактор формирования национальной идентичности Каждая страна при разнообразии научных и бытовых представлений о прошлом стремится к общей, разделяемой всеми гражданами исторической версии собственного народа и страны. Этот базовый консенсус, если его удается достичь, составляет основу для формирования национальной идентичности (самосознания).

Историческое образование как фактор преемственности Каждое поколение желает видеть и находить в истории то, что наиболее значимо для него в сегодняшнем дне. Каждое новое поколение будет открывать в истории те её стороны, которые наиболее значимы для его сегодняшнего существования и восприятия мира, и каждое государство будет выстраивать собственную непрерывную историческую версию

Приоритетные задача системы исторического образования Формирование гражданской идентичности молодежи, исторического сознания, национальной памяти как приоритетные задачи системы исторического образования.

Ценности исторического образования Ценности, связанные с усилением роли государственного начала, стабильности, культурной преемственности. Ключевая роль в совершенствовании исторического образования отводится подготовке и внедрению в школу учебников новейшей истории России, отражающих новые идейно-политические акценты, созвучные названным выше целям и задачам «исторической политики».

Вывод 1 Актуализация государственной политики Российской Федерации в области формирования исторического самосознания, национальной памяти россиян должны базироваться на принципах исторической правды, научной достоверности. Подчеркнем, любые даже самые благородные задачи «исторической политики» не могут стать основанием для отступления от правды истории.

Вывод 2. Противодействие фальсификациям истории и необходимость модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров Важнейшим условием повышения эффективности противодействия фальсификациям истории является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов, способности вести педагогическую деятельность в условиях новой информационно-образовательной среды.

Вывод 3. Вызовы современной эпохи и необходимость модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров Новые социально-педагогические условия и задачи, новая информационно- образовательная среда предполагают новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров

Вывод 4. Факторы модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров Важнейшие факторы достижения целей модернизации образования: профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринять новые ценности и цели образования, способность обеспечить изменения: - в области содержания образования; - в образовательных технологиях, включая информационно-коммуникативные; - в способах измерения образовательных достижений; - в решении всего комплекса социально- педагогических задач современной школы.

Вывод 5. Условия эффективности повышения квалификации педагогов-историков Повышение квалификации будет эффективным при следующих условиях: - акцент на формирование российской гражданской идентичности молодежи; реализация поликультурного подхода к определению целевых и содержательных компонентов процесса повышения квалификации педагогов; курсовая подготовка - на основе принципов: -диагностической направленности, - содержательной целостности, - психологического обеспечения процесса повышения квалификации