МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 1 «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК» В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МАЛОЙ ШКОЛЬНОЙ АКАДЕМИИ Бугаева Вера Михайловна, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Advertisements

Учитель начальных классов МБОУ УСОШ 1 им. А.С. Попова Пантилей Е.Б. Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
1) Шла старушка в Москву, а навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? Ответ: 1.
Пекишева А.В.. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики)
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Внеклассная работа по математике Учитель: Четверикова Л.А.
Своя игра «Живая математика» Автор: Учитель математики ГБОУ Гимназия 1515 Паршина Татьяна Вячеславовна © Паршина Т.В, 2013 г. Выход из игры.
Своя игра «Живая математика» Автор: Учитель математики ГБОУ Гимназия 1515 Паршина Татьяна Вячеславовна © Паршина Т.В, 2013 г. Выход из игры.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Муниципальное обюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской» Педагогический совет.
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи: Создание системы внеурочной работы, дополнительного.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Катайский профессионально-педагогический техникум» Международная.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Графы Автор: Баум Маргарита Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тисульская средняя общеобразовательная школа 1 Руководитель: Пода Надежда.
Районное методическое объединение учителей географии.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 1 «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК» В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МАЛОЙ ШКОЛЬНОЙ АКАДЕМИИ Бугаева Вера Михайловна, учитель математики, ВКК 2009 г

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» отмечено, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции».

Современному обществу нужна личность с творческим, неординарным мышлением, широким кругозором, умеющим ставить и решать нестандартные и оригинальные задачи. В нашей стране проблема детской одаренности имеет государственное значение, сегодня никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности ученика, поэтому уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание условий для развития одаренности.

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира Создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся Создать условия для появления у учащихся мотивации к само изменению, к личностному росту Создать условия для возможности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности

"Одаренный ребенок" это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.

Выделим некоторые виды внеурочной деятельности, которые помогают развитию интеллектуальной и творческой одаренности ученика Конкурсы Олимпиады Кружки Факультативы КВМ Интернет - проекты Предметные недели Научно- практические конференции Математические школы на каникулах Летние выездные лагеря для одарённых детей Заочные предметные школы

На занятиях кружка темы можно варьировать с учетом пожелания учащихся. Вообщем, один позитив! Кружок – это самодеятельное объединение учащихся, в рамках которого проводятся занятия во внеурочное время. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Есть возможность вы- слушать каждого участника занятия по тому или иному вопросу, за- даче (не в ущерб уроку) Плюс «клубная составляющая» кружка, т.е. вечера, игры, конкурсы Занятия кружка бес- платные, проводятся 1 раз в 2 недели, продолжительность занятия для учащихся 6 – 7 классов 60 – 90 минут.

Развитие активности и коммуникативных способностей ученика развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся; осуществляет образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. Развитие креативных и творческих способностей ученика средствами математики Реализция уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей ученика

В работе использую педагогические технологии : рефлексивная...исследовательская (проблемно- поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологичешская (самоопределении- чешская ) деятельностная

Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Тематическое планирование занятий математического кружка Месяц НеделяТематика занятия Сентябрь 3Решение текстовых задач с помощью математического моделирования. Математические сказки. Октябрь 2Линейная функция. Ее график. Построение фигуры в системе ко- ординат с помощью отрезков графиков линейной функции. Реше- ние задач олимпиады «Авангард». 4 Ноябрь 3Разложение многочленов на множители. Дурацкие вопросы. Декабрь 1Многочлены. Деление линейных многочленов в столбик. Эле- менты быстрого счета ( быстрое возведение в квадрат и др). 3 Январь 3Решение задач великих людей. Задачи – шутки. Февраль 1Решение уравнений, содержащих переменную под знаком мо- дуля (различной степени трудности). Решение задач олимпиады «Кенгуру». 3 Март 1Геометрические построения. Решение геометрических задач. Ве- ликие женщины-математики. 3 Апрель 2Решение задач с помощью систем уравнений. Определители. Защита презентаций, проектов. 4

Устный счет Изучите азы науки, прежде чем взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее. И. Павлов Николай Петрович Богданов-Бельский В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Такие навыки помогут человеку в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет – настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.

3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? Корова вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы. Собака, две коровы и лошадь стоят 200 рублей. Сколько стоит корова? Деду, отцу и сыну вместе 100 лет. Отцу и сыну вместе 45 лет. Сын на 25 лет маложе отца. Сколько кому лет?

Логично, не правда ли? Особенно ценно для всех желающих заниматься ма- тематикой развивать логическое мышление, умение пра- вильно, обоснованно и последовательно рассуждать. Все эти способности, необходимые для математиков, не даются человеку готовыми при рождении. Они развивают- ся и крепнут в ходе творческого изучения математики. Часто говорят, что математика скучна. Так думают люди, далеко стоящие от математиков. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в ее изучении. - Вы знаете, который час? – спросил прохожий математика. – Знаю, - ответил тот и пошел своей дорогой. Учитель: - Маша, твоя работа очень хорошая, но она точно такая же, как у Вовочки. Что я должен думать? Маша: - Что работа Вовочки тоже очень хорошая.

1. – Обвиняемый, почему Вы обманули людей, которые Вам так доверяли? – Потому что я не мог обмануть … тех, кто мне не верил! 2. – Дорогой, закрой форточку, на улице холодно! – А что, если я закрою форточку, на улице … потеплеет? 3. – Хотел бы я иметь столько денег, чтобы купить слона! – А зачем тебе слон? – Слон мне не нужен, мне … нужно столько денег. 4. – Не волнуйтесь, больной! У меня самого была эта болезнь. – Да, но у Вас был другой … врач. 5. – Я так много читал о вреде никотина, алкоголя и наркотиков, что с нового года решил бросить. – Пить или курить? – Нет, … читать. 6. – Если Вы сейчас же дадите мне 500 долларов, Вы спасете жизнь достой- нейшему человеку! – Что-то Вы не похожи на достойного человека! – Вы спасете … … свою жизнь.

Попробуйте, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя никакой ли- нии более одного раза, нарисовать следующие фигуры? Одним росчерком Безвыходных положений нет. Но есть положения, в которых нет никакого входа.

Даже в таких задачах присутствует математика! Они решаются с при помощи графов. Термин «граф» впервые появился в книге венгерского математика Д. Кёнига в 1936 году, хотя начальные тео- ремы о графах восходят к Л.Эйлеру. Граф состоит из вершин (точек) и ребер (линий). Граф – это конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями. Л. Эйлер четная вершина нечетная вершина Примерами графов могут служить любая карта дорог, схема метро, чертеж много- угольника, электросхема и т.д. Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги и проводя каждое ребро один раз, называется эйлеровым. Эйлеров граф должен иметь не более двух нечетных вершин!

Перед вами 6 стаканов: 3 с водой и 3 пустых. Дотронувшись рукой лишь до одного из них, добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Переливания Задача Пуассона Некто имеет 12 пинт вина (пинта – старинная мера жидкости) и хочет подарить его половину. Однако у него нет сосуда ёмкостью 6 пинт, а есть два со- суда: 8-пинтовый и 5-пинтовый. Каким образом отлить 6 пинт вина? Решение данной задачи можно записать в виде таблицы

Бидон ёмкостью 10 л наполнен мало- ком. Требуется перелить из этого бидона 5 л в семилитровый бидон, используя при этом ещё один бидон, вмещающий 3 л. Как это сделать? Как, имея лишь два сосуда ём- костью 3 л и 5 л, налить из водопроводного крана 4 л воды? Каким образом можно принести из реки ровно 6 л воды, если имеется только два ведра:одно - ёмкостью 4 л, другое – 9 л?

Обычный метод преодоления трудности состоит в том, что- бы обойти ее. Разные задачи и вопросы – Вовочка, сосчитай на карте, сколько всего материков. – Мария Ивановна, у нас же сейчас не математика. Задача. Может ли крестьянин перевезти через реку волка, козу и капусту, ес- ли, в лодку вместе с ним помещается только или волк, или коза, или капуста? ( Нельзя оставить без присмотра ни волка с козой, ни козу с капустой.) Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес три мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двига- лось в Иерусалим? Когда автомобиль движется все вре- мя со скоростью поезда? Ничего не ломая и не разрезая, соз- дайте на столе: а)треугольник при помощи одной спички; б) квадрат при помощи двух спичек. Один господин написал о себе: «… пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…» Что он забыл? Двое пошли – два рубля нашли. Чет- веро пойдут –сколько денег найдут?

Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту, мама – за 2, малыш – за 5, а бабушка – за 10 минут. У них есть один фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут? ( Если перехо- дят двое, то они идут с меньшей из их скоростей. Двигаться по мосту без фо- нарика нельзя. Светить издали нельзя. Носить друг друга на руках нельзя. Кидаться фонариком нельзя.) Юноша разложил в ряд 5 камешков на рассто- янии 3 см один от другого. Каково расстояние от первого камешка до последнего? Золотошвея разместила 20 учениц в комнатах своего дома, как показано на рисунке. По вечерам она прове- ряла, чтобы в комнатах на каждой стороне дома было 7 девушек. Однажды в гости к ним приехали 4 подружки. а) Разместите всех так, чтобы золотошвея насчитала вдоль каждой стороны опять 7 девушек. б) На следующий день 4 девушки провожали подруг. Раз местите 16 оставшихся так, чтобы опять с каждой сторо- ны оказалось по 7 девушек.

Разрезания Нельзя починить то, что не сломано. Иногда думают, что успех в мате- матике основан на простом запо- минании большого числа правил формул, теорем и т.д. Конечно, хорошая память для занятий ма- тематикой нужна, но значитель- но важней – умение находить наиболее удачные пути решения задач, преобразований, решения уравнений и т.д. Очень важно научиться пользо- ваться наглядными, в том числе геометрическими представлени- ями при изучении различных воп росов математики, при решении разнообразных задач. Треугольник разрезан на части и собран вновь. Части те же самые, только размещены они по другому.

Разрежьте каждую из фи- гур на четыре равные час- ти. ( Резать можно только по сторонам и диагоналям клеточек.)

Геометрические иллюзии Невозможный куб Эшера Прямые, на самом деле, параллельны. Сколько здесь кубов?

Найдите здесь 5 лиц. Квадрат, которого нет

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, потребностях, мотивах, развитие интеллектуальной одаренности учеников, их практической деятельности и комфортного состояния в образовательном пространстве.