«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек» Приложение к реферату по литературе Выполнила работу: Каталевич Екатерина Викторовна, ученица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повесть «Бедная Лиза», портрет героини А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (герой Самсон Вырин)
Advertisements

Образ «маленького человека» в русской литературе.
Человек, Лицо, Вещь (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2012.
Николай Васильевич Гоголь. 1.Назовите годы жизни Н.В.Гоголя: 1) ; 2) ; 3) ; 4)
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Государственная столичная гимназия Проект по литературе ученицы 10 класса Лебедевой Василисы Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель. Выполнили работу: Самородов. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А.
Николай Васильевич Гоголь «ШИНЕЛЬ» Стрижова Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературного чтения Г(К)ОУ 565 Санкт-Петербург 2009 год.
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.)
Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель». Тема урока: Смысл названия повести Н.В.Гоголя «Шинель». Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями,
Женские образы в прозе А.С.Пушкина по повестям «Капитанская дочка» «Барышня-крестьянка»
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Ф.М.Достоевский.
Урок литературы 6 класс учитель МОУ СОШ 2 Карасукского района Новосибирской области Секарева Ирина Васильевна Образ учительницы, Лидии Михайловны. Уроки.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Вообще же образ «маленького человека» таков: это незнатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек. С глубоким.
Урок – конференция группа 13 «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе»
Транксрипт:

«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек» Приложение к реферату по литературе Выполнила работу: Каталевич Екатерина Викторовна, ученица МБОУ «СОШ 1» с.п.«Село Хурба» Руководитель: Боробова Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с. п. «Село Хурба» Комсомольского муниципального района

Писатели, обратившиеся к теме «маленького человека» 1866 г. Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание» 1898 г. А.П.Чехов: «Человек в футляре» гг. М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени» 1842 г. Н.В.Гоголь: «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» 1830 г. А.С.Пушкин: «Станционный смотритель» 1729 г. Н.М.Карамзин: «Бедная Лиза» 1998 г. Ю.Буйда: «Химич»

Литературный характер Определения критиков В.В.Заманская: В.В.Заманская: «Подлинное средоточие художественного изображения…» Л.Я.Гинзбург: Л.Я.Гинзбург: «Цельность, многоплановость в образе действующего лица» Общий вывод Характер- это художественная структура создания образа человека, а также форма взаимоотношения между героем и автором, которая осуществляет создание целого героя как определенной личности

Способы раскрытия характера: Внешний блок Внешний блок Внутренний (или психологический) блок Внутренний (или психологический) блок Сюжетно-композиционный блок Сюжетно-композиционный блок Метатекстовый Метатекстовый

Актуальность Общество утрачивает нравственные и культурные ценности «Маленький» человек начинает защищаться от этих изменений И прячется в «футляр» Жизнь таких людей ничтожна Судьба отнимает у них самое дорогое Происходит трансформация «маленького» человека в «футлярного» Потеряв смысл в жизни, они погибают

Цель: Проследить трансформацию образа «маленького» «футлярного» человека в русской литературе.

Основные задачи: Выявить основные способы раскрытия характера: «маленького человека» у А.С.Пушкина и у Н.В.Гоголя; «маленького человека» у А.С.Пушкина и у Н.В.Гоголя; «футлярного человека» у А.П.Чехова и у Ю.Буйды. «футлярного человека» у А.П.Чехова и у Ю.Буйды. соотношение внутреннего и внешнего блоков приёма в изображении характера; соотношение внутреннего и внешнего блоков приёма в изображении характера; отличия образов «футлярных людей» у А.П.Чехова и у Ю.Буйды. отличия образов «футлярных людей» у А.П.Чехова и у Ю.Буйды.

Образ «маленького», «футлярного» человека в литературе разных эпох.

Герой: Герой: Самсон Вырин А.П.ЧЕХОВ: 1898 г. А.П.ЧЕХОВ: 1898 г. «Человек в футляре» «Человек в футляре» Герой: Герой: учитель Беликов Герой: Герой: Акакий Акакиевич Башмачкин Башмачкин Ю.БУЙДА: 1998 г. Ю.БУЙДА: 1998 г. «Химич» «Химич» Герой: Герой: Сергей Сергеевич Химич А.С.ПУШКИН: 1830 г. «Станционный смотритель» Н.В.ГОГОЛЬ: 1842 г. «Шинель» «Шинель»

Значение имени «Вырь» - гибельный водоворот «Вырь» - гибельный водоворот «Беликов» - фамилия, лишь «оболочка» человека «Беликов» - фамилия, лишь «оболочка» человека «Башмачкин» - вещественная; «Башмачкин» - вещественная; «Акакий» - в переводе «смиренный» «Акакий» - в переводе «смиренный» «Химич» - фамилия характеризует род деятельности «Химич» - фамилия характеризует род деятельности

Самсон Вырин В начале рассказа: – «свежий и бодрый»; – самоуверенный в том, что счастье дочери в его руках; После отъезда дочери: – слабый, хилый старик; – ограниченность в отношениях; – чувство собственного достоинства. – через взаимоотношение с окружающими; – через взаимоотношение с окружающими; – портретная характеристика; – портретная характеристика; – интерьер. – интерьер. Черты характера: Способы раскрытия характера:

Акакий Акакиевич Башмачкин Способы раскрытия характера: – портретная характеристика; – портретная характеристика; – через отношение окружающих людей к герою. – через отношение окружающих людей к герою. Черты характера: – бедный, заурядный; – незначительный, незаметный; – унижаемый; – преданность работе; – смиренность.

1. Ведущие способы раскрытия характера «маленького человека»: У А.С.Пушкина: У А.С.Пушкина: 1. Описание Вырина; 2. Взаимоотношения с окружающими; 3. Иллюстрации на стене дома. У Н.В.Гоголя: У Н.В.Гоголя: 1. Внешность; 2. Отношение окружающих к герою; Внешний блок приёмов Внутренний монолог

Основные средства раскрытия характера «футлярного человека» У А.П.Чехова У А.П.Чехова Портретная характеристика; Портретная характеристика; 1. Описание бытового антуража 1. Описание бытового антуража. Внешний блок приёмов Футляр – форма самовыражения

У Ю.Буйды 1. Портретная характеристика; 1. Внутренний мир; 1. Переломные моменты в жизни героя. Внешний блок Внутренний блок 2. Описание интерьера Раскрытие психологического, душевного состояния героя Футляр – форма самосохранения

Черты характера Беликов: Беликов: – «футлярное» существование; – «футлярное» существование; – «футлярный» образ мысли; – «футлярный» образ мысли; – отрешённость от действительности; – отрешённость от действительности; – упрямость в отстаивании своих идеалов; – упрямость в отстаивании своих идеалов; Качества со знаком Качества со знаком «–» «–» Химич: Химич: – «недотёпа» и «увалень»; – «недотёпа» и «увалень»; – нелюдимый; – нелюдимый; – неприспособленность к жизни; – неприспособленность к жизни; – нетрадиционность поведения; – нетрадиционность поведения; – современный «человек в футляре»; – современный «человек в футляре»; – богатый внутренний мир; – богатый внутренний мир; Качества со знаком Качества со знаком «+» «+»

Какие чувства вызывают герои Самсон Вырин Акакий Акакиевич Беликов Химич сочувствие жалость сострадание недоумение непонимание