Из опыта работы по УМК И.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной в 10-11 классах Подготовка обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту (часть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещёрин М.А. Русский язык классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. :ООО «ТИД « Русское слово».
Advertisements

ИздательствоИздательство «Русское слово» Сохраняя традиции…
1 Учебно-методический комплект по русскому языку для классов Издательство «Русское слово» Авторский коллектив: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина.
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Управление образования администрации Сеченовского муниципального района Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема: «Однородные члены.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Проектная работа Выполнили: Мещерякова Т.Б., учитель русского языка и литературы Татлок Ф.С., учитель русского языка и литературы.
Отзывы учителей русского языка и литературы об учебниках.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Методическое сопровождение обновления содержания образования по русскому языку и литературе рекомендации для системы ММС.
1 Учебно-методический комплект по русскому языку для классов Издательство «Русское слово» Авторский коллектив: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина.
Культура речи в обновленной Культура речи в обновленной линии УМК «Русский язык» линии УМК «Русский язык» под редкацией под редкацией М.М.Разумовской,
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Консультация Тема: «Подготовка к контрольной работе в формате.
1 Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения Стандарта нового поколения, основана на компетентностной образовательной.
Транксрипт:

Из опыта работы по УМК И.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной в классах Подготовка обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту (часть С) на уроках русского языка Малахоева Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 289 г.Заозёрск, Мурманская область Подготовка обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту (часть С) на уроках русского языка Малахоева Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 289 г.Заозёрск, Мурманская область

Работа по учебнику И.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык классы» (базовый уровень) позволяет: обеспечить освоение содержания предмета в соответствии с целями изучения русского языка, обозначенными в ФГОС-2004 для базового уровня; обеспечить коммуникативно-деятельностный подход в обучении ; совершенствовать конкретные виды компетенций: коммуникативную, языковую и лингвистическую, культуроведческую; учитывать возрастные и психофизиологические особенности обучающихся.

Основные методические принципы, положенные в основу организации содержания УМК И.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык классы», (базовый уровень): принцип доступности; принцип научности; принцип прочности знаний; принцип наглядности; принцип индивидуального подхода; принцип системности. принцип доступности; принцип научности; принцип прочности знаний; принцип наглядности; принцип индивидуального подхода; принцип системности.

Информативная ценность учебника «Русский язык классы» Учебник обладает информативной ценностью, о чём свидетельствует её научно-информационный потенциал: наличие в учебнике 8 разделов, содержащих 126 тем, 10 их которых посвящены деятельности известных учёных- лингвистов; тезаурус учебного пособия представлен 314 понятиями, которые особым образом выделены и объяснены, 26 понятий выделены жирным шрифтом и помещены на отдельных страницах после названия разделов. В книге приведено 479 правил и норм русского литературного языка, предложено 24 вида разборов (с планами и примерами). Рецензия на учебник «Русский язык классы» / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - М.: ООО «ГИД «Русское слово - PC», с. Г.Х Ахбарова, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ИРО Республики Татарстан, д. п. н.; Т.О. Скиргайло, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ИРО Республики Татарстан

Коллектив авторов УМК 1. Гольцова Нина Григорьевна, кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики русского языка, культуры речи и риторики Московского государственного областного университета. 2. Шамшин Игорь Викторович, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики Московского государственного областного университета. 3. Мищерина Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики Московского государственного областного университета; руководитель Ресурсного центра русского языка МГОУ.

Коллектив авторов УМК (Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А.) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2003 год за создание учебно-методического комплекта «Русский язык классы» (вручена в 2004 г.)

Пояснительная записка Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет обучающимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык классы»: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», – 16 с.

Анализ заданий и упражнений Дидактический материал в учебнике представлен 570 упражнениями и заданиями к теоретическим материалам. 1.Тренировочные, направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. Упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. 2.Обобщающие, требующие от школьников целого комплекса навыков и умений. К выполнению обобщающих упражнений готовят учащихся тренировочные упражнения. 3. Контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий. Формированию аналитических навыков способствуют выборочные и распределительные упражнения.

Анализ тематики текстов Тематика текстов (их 120), использованных в качестве дидактического материала, самая разнообразная. Более половины из них - отрывки из художественных произведений. Через тексты и отдельные предложения по всему учебнику проходит тема любви к родному краю, к Родине, исторической памяти, искусства в жизни человека, экологическая проблема и т.д., которые становятся основой для решения воспитательных задач и социализации личности. Межпредметные связи обеспечиваются наиболее близко стоящих друг к другу предметов - русского языка и литературы, что свидетельствует об общечеловеческой ценности языкового дидактического материала.

Виды работ по развитию речи Письменные работы: изложения и сочинения по тексту публицистического стиля (с творческим заданием и без него) ; творческие работы в жанре эссе, очерка, рецензии, сочинения – миниатюры, сочинения – рассуждения, комплексный анализ текста, стилистический анализ текста. Методы и приёмы обучения: лингвостилистический анализ и эксперимент; анализ примеров авто редактирования писателей- классиков, стилистической правки текста на основе определения классификационного характера речевых ошибок и способов их устранения; метод наблюдения за языковыми средствами в тексте;

Методы и приёмы обучения виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устного сообщения, доклада); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

Виды деятельности учащихся на уроке оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; взаиморецензирование; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное;

Виды деятельности учащихся на уроке аудирование; информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста с использованием цитат, переложение текста, продолжение текста, составление тезисов.; создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

Виды деятельности учащихся на уроке участие в дискуссии; создание письменных текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; продуцирование текстов по аналогии с использованием заданных языковых средств, имеющих определенную стилистическую нагрузку; наблюдение примеров авто редактирования писателей- классиков; саморедактирование; взаиморедактирование;

Виды деятельности учащихся на уроке редактирование текстов, подготовленных учителем; рецензирование; аннотирование; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами (в том числе предоставленными в электронном виде), справочной литературой, словарями, средствами массовой информации.

Недостатки учебника не включает современные материалы мультимедиа- поддержки; недостаточное количество текстов публицистического стиля; мало материала для работы в разделе «Лексика» ; недостаточно материала для работы в разделе «Морфемика». Отзывы педагогов и методистов, опубликованные в Интернете.

Недостатки учебника отсутствуют дидактические единицы, предписанные федеральным компонентом ГОС: «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения»; в календарно-тематическом планировании не предусмотрены уроки развития речи по написанию сочинений по тексту публицистического стиля.

Достоинства учебника универсальность; отвечает требованиям коммуникативной направленности в обучении русскому языку; задания, вопросы по темам побуждают учащихся к поисковой деятельности; наличие приложений «Говори правильно», «Пиши правильно»; раздел "Культура речи", знакомящий учащихся с нормами литературного языка; в полном объёме представлены орфографические и пунктуационные правила;

Достоинства учебника подача материала крупными блоками позволяет представить русский язык как систему, а разделы науки о языке как взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этой системы; практическая направленность; вариативность и дифференцированность заданий к упражнениям дают возможность отработать разнообразные умения и навыки (правописные, навыки грамматических разборов, коммуникативные умения) с учетом индивидуальных способностей каждого обучающегося; позволяет совершенствовать общие учебные умения и навыки; формировать навыки продуктивного учебного труда;

Достоинства учебника включены новые для обучающихся темы: «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация»; подборка текстов разных жанров и стилей позволяет разнообразить формы и виды работы учащихся, способствует дифференциации и индивидуализации на уроке; воспитывает бережное отношение к языку; включён раздел «Из истории русского языкознания». изложение материала в учебнике строится в соответствии с принципами научности и системности и на основе последних достижений науки о языке и методики обучения русскому языку.

Таблица результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников 11-х классов МОУ СОШ 289 (учитель Е.П. Малахоева) Год Часть А средний балл Часть В средний балл Часть С средний балл Средний балл за ЕГЭ

Благодарю за внимание!