Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предметная область : обучение грамоте, литературное чтение, логопедия. Участники проекта: обучающиеся первых классов (7 – 8 лет) МОУ СОШ 3 г. Киренска,
Advertisements

«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Учитель– логопед высшей квалификационной категории ШАФЕЕВА Каринэ Владимировна ГБОУ Школа 2114, ЮЗАО структурное подразделение 1071.
фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
Транксрипт:

Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска

Вариативность процесса овладения чтением

Актуальность проблемы предупреждения трудностей овладения чтением: чтение - базовый учебный навык, без освоения которого эффективное обучение затруднено или просто невозможно. Цель исследования: показать необходимость знания причин трудностей обучения чтению, проведения специальных мероприятий по коррекции процессов чтения с учетом выявленных причин. Предмет исследования - нарушение чтения младших школьников. Объект – процесс коррекции трудностей формирования чтения у обучающихся первого класса. Задачи исследования Изучение причин трудностей обучения чтению. Разработка направлений работы по предупреждению и коррекции ошибок чтения у младших школьников.

Трудности обучения чтению Трудности обучения чтению затрудняется в слиянии букв затрудняется в слиянии букв плохо запоминает буквы плохо запоминает буквы наблюдаются перестановки букв при чтении наблюдаются перестановки букв при чтении Рекомендации педагога Рекомендации педагога учите буквы больше читайте медленный темп чтения без продвижения в течение года медленный темп чтения без продвижения в течение года чтение с ошибками разного характера чтение с ошибками разного характера

Сложности начального этапа обучения чтению Трудности запоминания конфигурации букв и соотнесение их с конкретными звуками Трудности запоминания конфигурации букв и соотнесение их с конкретными звуками Трудности различения буквенных знаков, смешение букв Трудности различения буквенных знаков, смешение букв Затруднения при слиянии букв в слоги Побуквенное чтение Несформированность высших психических функций Несформированность высших психических функций

Операции процесса декодирования при обучении чтению: Определение буква - звуковых соответствий; Слогослияние; Воссоздание звукового облика целого слова. Теория фонологического дефицита (недоразвитие устной речи). Условия успешного овладения грамотой на начальном этапе : Дифференциация звуков речи и на слух, и артикуляционно. Представление о звуковом составе слогов и слов, умение объединить звуки в слоги, слоги в слова

Виды ошибок чтения на начальном этапе обучения Возможные причины, связанные с недоразвитием речи Трудности соотнесения буквы с конкретным звуком Недостатки дифференциации звуков речи и на слух, и артикуляционно недоразвитие фонетико – фонематического анализа Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова Низкий уровень синтеза звуковых элементов Недостатки в развитии звуко – буквенных ассоциаций Побуквенное чтение Несформированность процесса синтеза звуко – буквенных элементов Трудности артикуляции Смешение букв по акустическим или артикуляционным признакам Не упрочены звуко-буквенные ассоциации Недостаточное развитие фонематического анализа Недостатки произношения

Следовательно, уровень речевого развития ребенка определяет успешность овладения чтением. А основные трудности обучения чтению на начальных этапах связаны с фонетико – фонематическим недоразвитием Следовательно, уровень речевого развития ребенка определяет успешность овладения чтением. А основные трудности обучения чтению на начальных этапах связаны с фонетико – фонематическим недоразвитием

Являются ли дефекты устной речи и, в частности, «фонематическое недоразвитие» ведущей причиной трудностей обучения чтению

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой При диагностике фонетико – фонематической стороны речи изучались: Звукопроизношение (повторение различных звуков, слогов, слов и предложений); Фонематическое восприятие (повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация слов – паронимов); Звуковой анализ (выделение звуков в начале, середине и конце слова, определение количества звуков и слогов в словах); Звуковой синтез (составление слов из изолированных звуков, данных в правильном и нарушенном порядке); Звуко – слоговая структура слова (воспроизведение слов разной слоговой структуры).

Результаты обследования фонетико – фонематической стороны речи

Полученные данные означают, что недоразвитие устной речи и нарушения фонематического восприятия в частности не являются основной причиной трудностей обучения чтению Полученные данные означают, что недоразвитие устной речи и нарушения фонематического восприятия в частности не являются основной причиной трудностей обучения чтению

Нарушение устной речи – это лишь одна из предпосылок нарушения чтения, но не единственная. Нарушение устной речи – это лишь одна из предпосылок нарушения чтения, но не единственная. Процент детей с речевыми нарушениями среди обучающихся испытывающих трудности обучения чтению.

Теория зрительного дефицита при трудностях овладения навыком чтения. Функциональную базу зрительных операций чтения составляют следующие компоненты: Зрительное узнавание; Зрительное запоминание; Зрительное внимание; Зрительно – пространственная ориентировка; Зрительно – моторные координации.

Виды ошибок чтения Возможные причины, связанные со зрительным дефицитом Плохо запоминает конфигурацию букв. Недостаточная сформированность зрительно пространственного восприятия. Недостаточная сформированность зрительной памяти. Трудности различения буквенных знаков. Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа буквы. Затруднения в зрительном узнавании оптически сходных букв Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие пространственных отношений. Побуквенное чтение (трудности слияния букв). Недостаточная сформированность зрительного образа букв, недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия. Перестановки букв при чтении Недостаточная сформированность зрительного восприятия. «Зеркальное» чтение, при котором оно осуществляется в направлении справа налево. Несформированность однонаправленности считывания слева направо. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности её прослеживания взглядом Неточное развитие анализа пространственных отношений Челночное чтение (чтение с возвратом). Несформированность однонаправленности считывания слева направо. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

Исследование состояния зрительно-пространственной функции: Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела). Ориентировку в окружающем пространстве. Состояние зрительных функций. Оперативное поле зрения.

Рассмотренные трудности могут возникать не только в результате речевых нарушений, они могут быть обусловлены особенностями формирования зрительных функций. Рассмотренные трудности могут возникать не только в результате речевых нарушений, они могут быть обусловлены особенностями формирования зрительных функций. Следовательно, проанализировав трудности, возникшие у конкретного ребёнка и изучив состояние речи и зрительных функций, можно выявить причину трудностей формирования чтения и составить индивидуальную программу помощи. Следовательно, проанализировав трудности, возникшие у конкретного ребёнка и изучив состояние речи и зрительных функций, можно выявить причину трудностей формирования чтения и составить индивидуальную программу помощи.

Направления работы по предупреждению и коррекции ошибок чтения у младших школьников.

Основные задачи коррекции трудностей чтения на начальных этапах обучения, обусловленных ФФН и СНР: Формирование точной дифференциации фонем русского языка; Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова; Закрепление навыков звуко – слогового анализа и синтеза речевых единиц; Коррекция дефектов звукопроизношения. Цель работы - развитие и коррекция всех сторон устной речи.

Основные задачи развития и коррекции зрительных моторных функций: Формирование зрительно-пространственных представлений; Выработка зрительно-моторных координаций; Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз; Формирование стратегий сканирования. Цель коррекционной работы обучение ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения. Последовательность предъявления картинного материала Цветной, реалистический Черно –белый Силуэтный Контурный Буквенный материал Основные задачи развития и коррекции гностических зрительных функций: Развитие произвольного зрительного внимания; Развитие навыков зрительного анализа и синтеза; Развитие зрительной памяти.

Результаты коррекционной работы Перспективы работы Изучение влияния сформированности процесса внимания, умения планировать деятельность и самоконтроля на трудности овладения чтением. Изучение причин трудностей овладения синтетическим чтением, наличия аграмматизмов, ошибок в чтении окончаний и ошибок угадывания.

Список литературы. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт – Петербург. Речь Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. Санкт – Петербург. КАРО Дефектология Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва 2003 г. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Начальная школа

Спасибо за внимание!