Цель: знакомство с одним из способов образования сложных прилагательных Задачи: Сопоставить сложные способы образования существительных и прилагательных;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правописание сложных имен прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных Слитно Через дефис.
Advertisements

Министерство народного образования Республики Узбекистан Кашкадарьинская область. Разработка урока На тему: Как описать предмет по внешнему виду Учительницы.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- Сложные слова с ПОЛ- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы Л, с гласной, а также с большой буквы. В.
М АЛЕНЬКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное».
Правописание сложных имен прилагательных. Прочитайте и проанализируйте предложения. 1)(Ярко) белая вспышка молний прорезала ночное небо. 2)Нам предстояла.
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"
Правописание прилагательных Н и НН в именах прилагательных Правописание суффиксов –К и -СК в именах прилагательных НЕ с именами прилагательными Правописание.
Правописание сложных имен прилагательных. Прочитайте и проанализируйте предложения. 1)(Ярко) белая вспышка молний прорезала ночное небо. 2)Нам предстояла.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Цели: 1. Повторить и углубить знания об образовании сложных слов; 2. Научиться различать слитное и.
МЕНЯ ЗОВУТ ЗНАТОШКА! РАСПРЕДЕЛИТЕ ПО ТРЁМ ГРУППАМ СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Оттенки цветов Стороны света Сочетание независимых слов Добродушно- весёлый,
Правописание сложных имен прилагательных. Найти лишнее, определить способ образования слов: 1. Луноход, атомоход, птицелов, водопровод. 2. Земледелец,
Обозначает Изменяется Член предложения Разряды Орфограммы Признак предмета По родам, числам, падежам Сказуемым, определением Качественные, относительные,
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области 2010 год Урок русского языка в 6 классе Дефисное и слитное.
Обобщение Правописание сложных слов. Сложные слова Слова, имеющие в своём составе 2 или более корней : Собственно сложные слова : железнодорожник, северо.
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания Урок русского языка в 10 классе Учитель: Малицкая И.Г.
Учебные материалы к урокам русского языка в 6 классе по темам: «Написание сложных имен прилагательных.» НЕ с прилагательными» Составила Чернова Л.Н., учитель.
Урок русского языка Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не ошибается тот, кто ничего не делает. У меня всё получится. У меня всё получится. Рядом со мной – мои друзья.
Транксрипт:

Цель: знакомство с одним из способов образования сложных прилагательных Задачи: Сопоставить сложные способы образования существительных и прилагательных; Повторение правила правописания соединительных гласных в сложных словах.

- Запишите слова: Хлеборезка, диван-кровать, пароход, самолет, водавоз, землекоп, рыболов, земледелие, радиофизик, киноактер, телетокументалист, фотограф. - Каким способом образованы данные имена существительные?

Прилагательные могут быть образованы следующими способами: 1. Путем сложение основ: Русско-немецкий словарь, вагоноремонтный завод; 2. Путем сложения слов с соединительной гласной (о, е): древнерусский, западноевропейский; 3. Образование от подчинительных словосочетаний: Народное хозяйство – народнохозяйственный, литьё чугуна – чугунолитейный; 4. Образование от сочинительных словосочетаний(между словами можно вставить союз и): Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный), желто-зелёные листья (жёлтые и зелёные)

1. Если прилагательное образовано от подчинительного словосочетания, то оно пишется СЛИТНО: железнодорожный путь (железная дорога), средневековый замок (средний век) 2. Если сложное прилагательное образовано от сочинительного словосочетания, то оно пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС: плодово- ягодный джем, шахматно-шашечный турнир. 3. Также через дефис пишутся: -сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: тёмно-зелёный, жёлто-коричневый; - сложные прилагательные, обозначающие стороны света: юго- западный район, северо-восточный ветер; - сложные прилагательные, образованные от существительных, имеющих дефис: алма-атинский поезд (Алма-Ата).

-Сравните данные слова, имеющие одинаковое или близкое значение, но отличающиеся структурными особенностями (наличием-отсутствием суффикса в первой части): Выводы: 1. Есть суффикс в первой части – пишем через дефис; 2. Нет суффикса в первой части – пишем слитно Картофелеовощной Товаропассажирский Фруктоягодный Хлебобулочный северорусский Картофельно-овощной Фруктово-ягодный Товарно-пассажирский Хлебно-булочный Северно-русский

Упражнение 360 Распределительный диктант (Светло)голубой, (багрово)красный, (темно)коричневый, (вода)проводной, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зеленый, (тепло)возный, (верто)летный, (лето)школьный.

Слитно Водопроводной Сельскохозяйственный Тепловозный, вертолетный летошкольный Через дефис Светло-голубой Багрово-красный Темно-коричневый Серебристо-белый Иссиня-зеленый

-Что нового узнали? -Что было легким, а что сложным? - Расскажите о правописании сложных существительных

1) § 107, 2) упражнение 359