сегодня МОУ – СОШ 2 города Армавира представляет собой систему взаимодействующих модулей (перспективно реализуемых систем работы администрации школы, педагогического коллектива, учащихся и их родителей), включенных в Программу развития школы на 2006 –2010 годы по теме: «Обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательного процесса». Именно постоянное, управляемое и координируемое, системное взаимодействие всех модулей – залог успешности реализации любой программы развития и образовательный продукт МОУ – СОШ 2, созданный ею в течение последних 5 лет работы.
Все субъекты образовательного процесса в школе должны быть включены в реализацию целей и задач Программы развития. Как это сделать? Выделить подсистемы, создать механизм их работы и взаимодействия: каждой подсистеме определить цели и задачи работы, связанные между собой темой Программы развития. Сама Программа развития школы должна отвечать при этом социальному заказу и потребностям конкретного социума.
Администрация (цель работы модуля – обеспечение эффективности управления образовательным учреждением в новых социально- экономических условиях): повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования; мониторинг результатов профессиональной деятельности педагогов; создание систем, обеспечивающих безопасность учреждения образования; информатизации школы; привлечение спонсорских средств для развития учреждения, повышения качества материально-технической базы школы.
Системная работа модуля «Администрация школы»: изменение функционала руководящих работников образовательного учреждения – руководство инновационными изменениями; включение в региональные и Всероссийские эксперименты (предпрофильная подготовка и профильное обучение; ЕГЭ и государственная итоговая аттестация в новой форме; подушевое финансирование; краевая экспериментальная площадка - Реализация третьего направления КПМО – внедрение новых организационно- финансовых механизмов обеспечения нового качества образования); делегирование управляющих функций Совету школы; расширение сферы работы Методического совета школы; обучение на курсах повышения квалификации в ККИДППО и АФ ГОУ ККИДППО; участие в постоянно действующих семинарах для руководителей образовательных учреждений; осуществление контроля качества образования школьников путем мониторинга результатов профессиональной деятельности педагогов.
Педагоги (цель работы модуля – обеспечение повышения качества образования): совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; мониторинг обученности учащихся; непрерывное самообразование и повышение квалификации; участие в программах распространения накопленного опыта работы.
Системная работа модуля «Педагогический коллектив школы»: поэтапное освоение новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных: работа педагогов школы в составе проблемных творческих групп; участие в работе постоянно действующих семинаров как школьного, так и муниципального уровней; обучение на тематических курсах повышения квалификации; обязательный мониторинг обученности учащихся по результатам промежуточного контроля знаний учащихся, контрольных работ образовательного учреждения, краевых диагностических работ, по результатам аттестации в новой форме и ЕГЭ, а также мониторинг достижений учащихся в предметных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; подготовка и проведение мастер-классов, семинаров, издание методических пособий, отражающих достигнутые результаты в работе конкретного педагога и коллективы в целом.
Учащиеся (цель работы модуля – мотивация успешности образовательной деятельности и самообразования, для последующей социализации): предпрофильная подготовка и профильное обучение; организация научно-исследовательской деятельности; создание системы ученического самоуправления.
Системная работа модуля «Ученический коллектив школы»: осознанный выбор курсов предпрофильной подготовки, осуществляемый путем многократного анкетирования в течение 8-го класса, последующий осознанный выбор профиля обучения; приобретение навыков самообразования, навыков исследовательской работы, формирование потребности учения путем участия в работе клуба любознательных «Поиск» сначала в 3 – 4-х классах для младших школьников, затем для старших школьников, посещение спецкурса «Основы исследовательской деятельности»; участие в олимпиадном движении, в конкурсах предметной и творческой направленности – формирование портфолио своих достижений; самореализация в широкой сети дополнительного образования как в самой школе, так и в учреждениях дополнительного образования – включение в систему «Одаренные дети»; социализация в деятельности ученического самоуправления от детской организации «Парус» до Школьного Парламента – включение в систему «Школьный город».
Родители (цель работы модуля – привлечения в процессы управления и жизнедеятельности образовательного учреждения): постоянное взаимодействие в процессе воспитания и образования учащихся; участие в жизни социума микрорайона школы; создание и работа Совета школы, в перспективе Управляющего совета.
Системная работа модуля «Родительский коллектив школы»: от родительских комитетов, Советов отцов, Советов профилактики к Совету школы, без одобрения которого не решаются глобальные и конкретные вопросы – от участия в ПНПО до приобретения оборудования; в перспективе создание Управляющего совета учреждения; активное участие в работе регулярных тематических общешкольных и городских родительских собраний; постоянное сопровождение процесса обучения и воспитания своих детей: присутствие на классных, школьных мероприятиях; активное участие в облагораживании микрорайона школы; спонсорская помощь школе.
Модель системной работы по организации научно- исследовательской деятельности учащихся в школе
Схема
В школе в 2006 – 2007 учебном году была создана модель ученического самоуправления и избран Школьный Парламент. Проект «Школьный город» задуман в качестве одного из направлений Программы развития МОУ – СОШ 2 на 2006/2010 годы, реализуется в течение 2007/2008 и 2008 – 2009 учебных годов. Этот проект основан на создании с применением игровых технологий развитой структуры ученического самоуправления и служит развитию правового сознания школьников.
законодательный орган власти (школьный Парламент); губернатора и правительство, в котором будут работать председатели различных комитетов (комитета по об разованию (всеобуч), комитета по культуре, комитета финансов, комитета правопорядка, комитета по СМИ, музейного комитета, спорткомитета и других структур самоуправления школьного города); школьный арбитр (мировой судья). У школьного города есть свой пресс-центр, на основе учрежденной и выпускаемой в течение трех лет школьной газеты «Пестрый глобус».
Учебная деятельность Средний балл успеваемости учащихся (фактический по классам) Наличие положительной динамики в сравнении по четвертям учебного года Работа с одаренными детьми, подготовка учащихся к олимпиадам зонального и краевого уровней Проектная и исследовательская деятельность учащихся Внеклассная работа по предмету Индивидуально-дифференцированная, коррекционная работа с отстающими учащимися
Воспитательная и внеурочная деятельность Наличие всей социальной документации о классе Наличие портфолио класса или классного руководителя Размещение сведений об учащихся в школьном банке одарённых учащихся Разработка авторской воспитательной программы, проекта, мероприятия Организация родительского лектория, школы всеобуча для родителей Подготовка учащихся к участию в школьных и городских социальных проектах Подготовка к городским и региональным конкурсам внеурочной деятельности Участие в профессиональных конкурсах воспитателей Развитие навыков самопроектирования у учащихся
Научно-методическая деятельность Участие в реализации проектов в рамках Программы развития школы Индивидуальная работа над научно-методической темой Участие в профессиональных конкурсах учителей Подготовка публикаций статей, открытых уроков Создание методических пособий, КИМов, авторских учебных программ Выступление на городской, региональной конференции педагогов Проведение методического семинара, мастер – класса Разработка системы формирования ключевых компетенций и оценки достижения, учащихся на основе компетентностного подхода
Опытно-экспериментальная деятельность Организация образовательной деятельности с использованием ИКТ Организация образовательной деятельности с использованием интерактивного оборудования Активное использование сайта школы (размещение информации для учащихся, родителей, коллег)
Повышение квалификации, распространение педагогического опыта Посещение семинаров в ЦРО Посещение школ педагогического мастерства, организованных ЦРО Обучение на курсах в АФ ГОУ ККИДППО Обучение на курсах ГОУ ККИДППО Обучение на краткосрочных ПДС Освоение новых педагогических технологий Работа по накоплению и систематизации дидактического и методического материала в кабинете Обобщение собственного профессионального опыта, уровень обобщения, перспективные планы Наличие полностью сформированного портфолио достижений педагога
Здоровьесберегающая деятельность Разработка учебных программ, тематического планирования на основе здоровьесберегающих технологий, интеграция здоровьесберегающего компонента в содержание учебных программ Разработка уроков на основе здоровьесберегающих форм и методов Здоровьесберегающая воспитательная деятельность
Задачи программы «Одаренные дети»: учет психолого-педагогических особенностей одаренных школьников при организации их обучения; развитие способностей детей через предоставление более широких возможностей для участия в олимпиадах и конкурсах, соревнованиях; подготовка педагогов и других категорий заинтересованных лиц для работы с одаренными детьми; организация контроля за развитием способных и одаренных учащихся