Организация работы социального педагога с неблагополучной семьей социальный педагог МАОУ СОШ 28 Котельникова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
Advertisements

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы.
Критерии оценки степени социального благополучия семьи 1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
«Построение на основе полученных данных социально – педагогической и коррекционной работы с несовершеннолетними и их семьями»
Основные подходы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей Социальный педагог Христиченко Л.В. МОСШ п.Сосновка.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка.
Роль социального педагога в становление и развитии современной школы. Опыт и перспективы работы с семьей Социальный педагог МБОУСОШ 13 Захарцева А.Ю.
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей это разрешение кризисных ситуаций Кроме того, следует обратить внимание и на.
Неблагополучная семья, как фактор формирования девиантного поведения детей. Направления психической помощи этим детям.
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ «Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия в семье» М.И. Буянов Социальный педагог.
ТОГОУ «Рассказовская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования»
Семья – объект социально – педагогического сопровождения Социальный педагог Доронина Ирина Алексеевна.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьёй.
Неблагополучные семьи.. Что такое неблагополучная семья?
ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Социальный педагог ЗСОШ 1 Овчаренко Е.В. Тема: «Работа с неблагополучной семьёй. Документация.»
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Транксрипт:

Организация работы социального педагога с неблагополучной семьей социальный педагог МАОУ СОШ 28 Котельникова Н.В.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья и т.п. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей

Неблагополучная семья Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»

психическое(угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д. физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают) социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым) Проявление неблагополучия

По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают: усталость на работе неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) 2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия Семьи с алкогольной зависимостью. Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью»

Конфликтные семьи Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия

Внутренне неблагополучные семьи(скрытая форма) Недоверчивая семья Легкомысленная семья Хитрая семья Семья, ориентированная на успех ребенка Семья известных людей Семья состоятельных людей

Пограничные семьи Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно. Семьи с недееспособными членами Семьи с детьми-инвалидами Семьи с нарушением структуры семейных ролей Неполные семьи и их типы (разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка)

Ребенок в семье разведенных родителей Статистика (в период и после развода родителей): 37,7% снижается успеваемость в школе, 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% детей требуют особого внимания, 8,7% детей убегают из дома, 6,5% возникают конфликты с друзьями,

Цель работы социального педагога Содействие созданию благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Социальный паспорт школы

Этапы работы с неблагополучными семьями установление контакта с членами семьи; выявление существа семейных проблем и причин их возникновения; определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи; реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; патронаж семьи, если оно необходимо.

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус). 2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье). 3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена). 4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие). 5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь). 6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами). Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: 1. образовательную, 2. психологическую, 3. посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж может проводиться со следующими целями:

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (социальная диагностика семей) 2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи 3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни 4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод. 5. Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

6. Изучение личностных особенностей членов семьи. 7.Составле 6 ние карты семьи (паспорта семьи) 8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, медицинские учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, отдел опеки,, инспекция по делам несовершеннолетних, КДН иЗП и т.д.) 9. Составление программы работы с неблагополучной семьей (ИПС) 10. Текущие и контрольные посещения семьи, просвещение родителей по вопросам воспитания детей 11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

План работы школы с неблагополучными семьями (по направлениям) Социально – правовое Социально – медицинское Социально – психологическое Социально – педагогическое Социально - досуговое

Таким образом, в школе функционирует система, позволяющая планомерно снизить уровень семейной дезадаптации, решать вопросы профилактики негативного, асоциального поведения обучающихся, включить семью в социально значимые виды деятельности, которые позволяют детям научиться организовывать свой внеурочный досуг, восстановить утраченные связи семьи и школы, внутрисемейное благополучие и получить представление о положительной модели семейных отношений. В нашем быстро меняющемся мире только семья остаётся незаменимой ценностью. Создавая атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, семья для ребёнка станет не только источником психологического благополучия, но и эталоном своей семьи в будущем.

Литература 1. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988 г. С Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988 г. С Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001 г. С.43

4. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания // Педагогика.- М., Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005 г. С.12 Литература