МОУ Сетовская средняя общеобразовательная школа Структура программы «Одаренные дети» 1. Паспорт программы. 2. Пояснительная записка. 3. Концепция программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Advertisements

Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Направления работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы в 6 классе Курсовой проект Авторы и разработчики: Бараковская Т.И. МБОУ «СОШ.
МАОУ Сетовская средняя общеобразовательная школа.
Актуальность проблемы: На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ Дмитриева Анна Владимировна Учитель английского языка МАОУ Улу-Юльской СОШ.
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого.
Проект «Талант». Пояснительная записка. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
МОУ «Ихальская средняя общеобразовательная школа» Программа «Одарённые дети»
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Оптимизация возможностей ЦДТТ для поддержки одаренных детей. Составитель: Марина Ю.А. – педагог-психолог ЦДТТ.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

МОУ Сетовская средняя общеобразовательная школа

Структура программы «Одаренные дети» 1. Паспорт программы. 2. Пояснительная записка. 3. Концепция программы. 4. Цели и задачи работы с одаренными детьми. 5. Система работы коллектива над реализацией программы. 6. Организационно и социально психологическое обеспечение программы. 7. Научно-методическое обеспечение программы. 8. Контрольно-диагностическое обеспечение программы. 9. Материально-техническое обеспечение программы. 10. Сетевой план реализации программы. 11. План работы педагогического коллектива на текущий год. 12. Стратегия работы с одаренными детьми. 13. Принципы выявления одаренных детей. 14. Система диагностики детской одаренности в общеобразовательном учреждении. 15. Условия успешной работы с одаренными детьми. 16. Мониторинг реализации программы. 17. Ожидаемые конечные результаты.

Паспорт программы «Одаренные дети» Наименование программы Школьная программа «Одаренные дети» Основные разработчики программы Школьный методический совет, руководители МО Цели программы 1. Выявление одаренных детей. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Ожидаемые конечные результаты 1. Увеличение числа одаренных детей. 2. Совершенствование системы работы с одаренными детьми. 3. Повышение качества подготовки, переподготовки кадров, работающих с одаренными детьми. Срок реализации годы Объем и источники финансирования Исполнители мероприятий программы Администрация школы, руководители МО, НОУ, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования

Пояснительная записка Модернизация системы образования определили необходимость развития интеллектуального, духовного потенциала учащихся. Ориентация современной школы на гуманистические, индивидуально ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение педагогов к ученикам. Рядом с такими навыками, как образованность и узко специальная компетентность, над формированием которых работает школа, особое значение предается сегодня выработке в ребенке умения самостоятельно и нестандартно мыслить, выдвигать нестандартные идеи и прогнозировать, проявлять творческий подход в какой-либо деятельности. На смену старой унифицированной школе, ориентированной, прежде всего на среднего ученика, приходит новая система альтернативного обучения, направленного на эффективное развитие одаренных детей. Одаренные дети – это особый мир детства, поэтому задача педагогов – понять этот мир. Исходя из этого, вопрос организации учебно-воспитательной работы с одаренными учащимися и создания оптимальных условий для их самореализации, раскрытия творческого потенциала педколлектив рассматривает как один из приоритетных. Понятие одаренности ученые трактуют по-разному. Л. Выготский, С.Рубенштейн, Л. Вагнер и другие считают, что одаренность проявляется, как правило, в очень высоком уровне умственного развития ребенка, самостоятельности, нестандартности выполнения задач и умственной деятельности в целом. Изучая специальные исследования педагогов и психологов: А. Проскуры, З. Мирошника, А. Матюшкина, Дж. Дж. Гилфорда, В.Лоуенфельда, К. Бейттелла, учителя нашей школы пришли к единому мнению: рассматривать одаренность как совокупность природных и интеллектуальных способностей, которые способствуют глубокому пониманию окружающего мира, обеспечивают высококачественное обучение и творчество учащихся. Имея многолетний опыт работы с одаренными детьми, педагоги отмечают наличие определенных педагогических и психологических трудностей, обусловленных разнообразием видов одаренности, особенно наличием возрастной и скрытой одаренности, большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно готовых к работе с одаренными детьми. Возникла проблема, решение которой и вызвало необходимость создания программы «Одаренные дети», в задачи которого входит разработка психолого-дидактических методов и учебных материалов, способствующих повышению уровня развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей учащихся.

Алгоритм содержания программы

Концепция программы *Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. *Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Цели и задачи работы с одаренными детьми *Выявление одаренных детей. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми Обучение педагогов через методическую учебу, педсоветы, самообразование; Накопление библиотечного фонда по данному вопросу; Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. *Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу; Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена; Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

Система работы коллектива над реализацией программы Анализ уровня обученности Ведущая концептуальная идея школы Диагностика способностей учащихся Разработка Программы «Одаренные дети» Развитие учащихся средствами учебных предметов Научно- методическое обеспечение программы Организация научно- исследовательской работы Развитие учащихся через систему дополнительного образования Материально- техническое обеспечение программы

Организационно и социально психологическое обеспечение программы Разработка пакета документов (тесты, анкеты, др.) с целью определения и оказания необходимой помощи творчески одаренным детям. Создание банка данных с характеристиками учащихся. Разработка и внедрение индивидуальных учебно- воспитательных программ. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными учащимися. Создание психолого – развивающего пространства как наиболее способствующего для реализации программы в семье, коллективе. Обучение одаренных детей навыкам психологической стабильности и психорегуляции. Формирование умений адаптации в социально значимой среде (семье, группе ровесников, классном коллективе и т.п.) без снижения потребности в реализации одаренности. Овладение навыками как лидера, так и исполнителя, а также навыками общения на продуктивном уровне. Формирование навыков творческого саморазвития. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышения уровня психологической подготовки. Целевое информационное обеспечение программы.

Научно-методическое обеспечение программы 1. Совершенствование модели «Одаренность» на основе экспериментальных данных результатов психолого-педагогических исследований. 2. Согласование авторских программ по учебным дисциплинам, факультативов и спецкурсов как основного содержания интеллектуального развития учащихся. 3. Разработка, апробация и внедрение учебно- воспитательных педагогических технологий, которые соответствуют возрастным особенностям, творческим способностям учащихся и специфике деятельности школы. 4. Полное использование возможностей кабинетной системы как научно-методического центра изучения отдельных дисциплин. 5. Работа библиотеки по реализации программы (создание тематических картотек, подбор литературы, т.п.) 6. Информационное обеспечение программы, широкое использование СМИ по пропаганде результатов работы. 7. Проведение психолого-педагогического анализа результатов реализации программы. 8. Изучение перспектив в дальнейшей работе с одаренными учащимися.

Материально-техническое обеспечение программы Комплектование библиотеки, методического кабинета, учебных кабинетов соответствующей учебной и научно-методической литературой, необходимыми средствами обучения (видеоаппаратура, музыкальные центры, эпи-, графо-, слайд-проекторами и др.) Установление компьютерных систем в методическом кабинете с целью создания информационного банка данных. Обеспечение необходимым оборудованием и материалами работы дополнительного образования Создание сети спонсорского финансирования с целью реализации программы. Создание школьного материального фонда, одна из задач которого – поощрение юных талантов. Разработка программ перспективного индивидуального развития каждого одаренного ребенка. Планирование материальных затрат на : 1. поощрение педагогов, работающих над подготовкой учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам ; 2. приобретение новой литературы; 3. курсовую переподготовку педагогов; 4. реализацию программ перспективного индивидуального развития каждого одаренного ребенка

Сетевой план реализация программы Основные мероприятия СрокиОтветственный Научно-методическая работа: Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; Целенаправленная педагогическая диагностика; Создание банка данных по одаренным детям, методикам работы с ними; Разработка и внедрение системы работы с родителями одаренных детей; Разработка и внедрение системы мероприятий по поддержке здоровья одаренных детей. Ежегодно (в рамках метод. работы) Ежегодно Зам.дир.УВР- Сидорова Н.А. Психолог – Федорова Н.Л. Учителя- предметники Кл. руководители Развитие учащихся средствами учебных предметов: Конкурсы, интеллектуальные игры; Школьные предметные олимпиады; Районные предметные олимпиады; Зональные предметные олимпиады; Областные предметные олимпиады; Конкурс «Ученик года»; Олимпиады по основам наук в УРФО. Ежегодно Февраль- март Педагог-организатор Учителя- предметники Зам. дир. по УВР Директор Организация научно-исследовательской деятельности: Работа НОУ; Участие в научно-исследовательских проектах; Участие в конференциях «Шаг в будущее» и др. Ежегодно Учителя- предметники Зам. дир. по УВР Руководители НОУ Развитие учащихся через систему дополнительного образования: Участие в фестивалях детского художественного творчества; Участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Ежегодно Педагоги дополнительного образования

План работы педагогического коллектива на уч.год п/п Основные мероприятия Сроки выполнения Ответственные Показатели реализации 1. Научно-методическая работа 1.1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; октябрь декабрь январь Сидорова Н.А.Протоколы методсовета, педсовета, 1.2. Педагогическая диагностика учащихсясентябрь, октябрь уч.-предметники, кл. руководители Банк данных 1.3. Диагностика одаренности, подбор методик работы с одаренными сентябрь, октябрь Сидорова Н.А., кл. руководители Банк данных, Мет. материалы 1.4. Планирование работы с родителямисентябрь, октябрь Сидорова Н.А., кл. руководители План работы на уч.год 1.5. Разработка системы мероприятий по поддержке здоровья сентябрь, октябрь Сидорова Н.А., педагог- организатор План мероприятий 1.6. Разработка положений школьных предметных олимпиад сентябрь, октябрь Сидорова Н.А., руководители МО Положения 2. Развитие учащихся средствами учебных предметов 2.1. Школьные предметные олимпиады /9-11 класс/ октябрь, ноябрь Сидорова Н.А., руководители МО Протоколы олимпиад 2.2.Районные, зональные предметные олимпиады ноябрь, декабрь Сидорова Н.А., уч.-предметники Протоколы олимпиад 2.3. Школьные предметные олимпиады /начальные классы/ декабрь Сидорова Н.А., руководитель МО Протоколы олимпиад 2.4. Олимпиады по основам наук в УРФОфевраль- март Сидорова Н.А., уч.-предметники Протоколы олимпиад 2.5. Школьный конкурс «Ученик года- 2007»сентябрь- апрель Сидорова Н.А., педагог- организатор Положение о конкурсе

План работы педагогического коллектива на уч.год 3. Организация научно-исследовательской деятельности 3.1. Проверка и утверждение образовательных программ руководителей НОУ Июнь-август 2006 года Сидорова Н.А., уч.-предметники Образовательные программы, протокол методсовета 3.2. Презентации НОУсентябрь, октябрь уч.-предметники План работы 3.3.Комплектование, организационные мероприятия сентябрь, октябрь Сидорова Н.А., уч.-предметники Списки уч-ся, мет. материалы 3.4. Начало работы НОУ, определение направлений, выбор тематики проектов октябрь, ноябрь Руководители НОУ План работы на уч.год 3.5. Планирование и организация научно- исследовательской работы ноябрь- август Руководители НОУ Календарно- тематическое планирование 3.6. Участие в школьной, районной научно- практической конференции март-апрель Сидорова Н.А., руководители НОУ Положение 4. Развитие учащихся через систему дополнительного образования 4.1. Проверка и утверждение образовательных программ Июнь-август 2006 года Сидорова Н.А., педагоги ДО Обр. программы, протокол мет.сов 4.2. Презентации кружковсентябрь, октябрь педагоги ДОПлан работы 4.3.Комплектование, организационные мероприятия сентябрь, октябрь педагоги ДОСписки уч-ся, мет. материалы 4.4. Работа кружков Октябрь - август педагоги ДОПлан работы кружка на уч.год 4.5. Творческий конкурсмарт Сидорова Н.А., педагог- организатор Положение о конкурсе 4.6. Итоговая конференцияиюньпедагоги ДОФотоматериалы, летопись

Стратегия работы с одаренными детьми I этап - Аналитический. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с данной категорией учащихся в начальной школе. Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. II этап – Диагностический. На этом этапе в 5-9 кл. проводится большая работа учителей-предметников по индивидуальной оценке творческих возможностей и способностей ребенка. Поэтому учитель должен профессионально грамотно владеть современными педагогическими технологиями, способным к научной и творческой деятельности. III этап – Формирования, углубления и развития способностей учащихся. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей парадигмы. На этом этапе стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Реализация данной задачи возможна благодаря профилизации старшей школы, индивидуализации обучения и воспитания, расширение системы дополнительного образования.

Условия успешной работы с одаренными учащимися 1. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы. 2. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 3. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

Принципы выявления одаренных детей Принцип комплексного оценивания Принцип долговременности Принцип использования тренинговых методов и заданий Принцип учета потенциальных возможностей ребенка Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики Принцип участия разных специалистов Принцип участия детей в оценке собственной одаренности

Формы работы с одаренными учащимися /художественная деятельность/ Важный фактор в развитии одаренности- система воспитательной работы: Традиционные конкурсы и фестивали /«Класс года», «Ученик года», «Трудовое лето», КВН, Агитбригад, волонтерского движения и др./ Творческие конкурсы юных талантов /Рисунки, декоративно-прикладное искусство, вокал, танцы, стихи и др./

Формы работы с одаренными учащимися /интеллектуальная сфера/ Развитие учащихся средствами учебных предметов /профильное обучение, погружение в предмет, динамические пары, опыты, наблюдения, работа над учебным проектом и др./ ; Организация научно-исследовательской работы в НОУ, предметных кружках, элективных курсах / выполнение заданий экспериментального и исследовательского характера, посещение научных учреждений, встречи с людьми науки, посещение выставок, встречи со студентами ВУЗов и др.; Активное участие в конкурсах, предметных олимпиадах, конференциях различного уровня;

Формы работы с одаренными учащимися /сфера общения и лидерства/ Традиционные мероприятия : День дублера, День самоуправления и др.; Активное участие в работе органов самоуправления школы и класса; Дежурство в сводных отрядах по школе; Дежурство в классе; Традиционный конкурс «Ученик года»; Творческие конкурсы, викторины, смотры и др.; Занятия в кружках, спортивных секциях, НОУ и др.; Традиционные собрания ученического коллектива по секциям ;

Формы работы с одаренными детьми /двигательная сфера/ Использование группового подхода к обучению и тренировке / организация учебных занятий физической культурой, работа танцевальных кружков, спортивных секций /; Индивидуальный и дифференцированный подход /индивидуальные занятия спортом и танцами, тренировки/; Организация коллективных соревнований и конкурсов; Организация спортивных состязаний в личном первенстве; Диагностика уровня общей физической подготовки; Военные сборы; Отдых в спортивно-оздоровительных лагерях.

Результативность программы «Одаренные дети» Медалисты: 1992 г.- Быкова Н. / серебряная медаль / 1994 г.- Распопова Е. / серебряная медаль/ Тимофеева М. / серебряная медаль/ 1995 г.-Осадчива Е. / серебряная медаль/ Потапова М.. / серебряная медаль/ 1996 г.- Красиков И. / серебряная медаль/ 1999 г.- Космынин А / серебряная медаль/ 2000 г.- Юркин А /золотая медаль/ Бодрова Е. /серебряная медаль/ 2003 г.- Ермакова Е. /золотая медаль/, Фомина Е. /серебряная медаль/, Сидорова Л. /серебряная медаль/ 2004 г.- Самарина Т /серебряная медаль/, Исаева Е. /серебряная медаль/ 2006 г.- Саморокова Е. /серебряная медаль/

Результативность программы «Одаренные дети» п/ п Участие в олимпиадах уч.год уч.год уч.год 1Количество участников школьной олимпиады 2Количество призовых мест 3Количество участников районной олимпиады Количество призовых мест Количество участников зональной олимпиады Количество призовых мест 37 7Количество участников областной олимпиады -3 8Количество призовых мест -1 Отличительной особенностью школы является обязательное участие в смотрах знаний, конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, соревнованиях по общеобразовательным предметам районного и областного уровня. Основными целями и задачами для педагогического коллектива школы в этой связи являются: пропаганда научных знаний и развитие у школьников интере­са к научной деятельности создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации; обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; постоянная учебная работа с конкурсными, и заданиями, решение олимпиадных задач в процессе очной и заочной подготовки школьных команд; моральное и материальное стимулирование педагогов и учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности.

Результативность программы «Одаренные дети» Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство. Поэтому школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на формирование как личности, так и определенных профессиональных способностей. Поступление выпускников в ВУЗы доказывает положительный результат деятельности педагогического коллектива.

Система диагностики детской одаренности в общеобразовательном учреждении. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Психологический профиль одаренного ребенка. Этот раздел включает методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях. Раздел предоставляет возможность определить психологический профиль одаренного ребенка, черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности. Диагностика особенностей когнитивной сферы. Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Творческий потенциал одаренного ребенка. Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Социальные условия реализации одаренности. Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации. Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. Интеллектуальная одаренность. На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития.