Правописание корней с чередованием Обобщающий урок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правописание безударных гласных в корне 1. Выделите корень слова 2. Можно ли подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением? да-нет.
Advertisements

Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
проверяемые ударением чередующиеся гласные непроверяемые ударением колосья – колос бер – бир пер – пир дер – дир тер – тир мер – мир стел – стил кас-кос.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Богданова Алёна Викторовна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа 63»
1. -кос-//-лаг- пишутся если после корня стоит суффикс А -кос-//-лож- пишутся если после корня нет суффикса А Например: косаться, коснуться, полагать,
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Кто «командует» корнями ? Выполнила: Лихарева Светлана Анатольевна, учитель МОУ СОШ 5 г. Киржач МОУ СОШ 5 © КИРЖАЧ 2008.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
11 1 Орфографическая зоркость – это способность пишущего видеть орфограммы в читаемом тексте. Чтобы развить в себе орфографическую зоркость при написании.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Правописание чередующихся гласных в корне слова 5 класс.
Перед какими согласными пишется гласная А? -Р СТ- -Р СТ- -Р Щ- -Р Щ- -Р С- -Р С-
Транксрипт:

Правописанио корней с чередованием Обобщающий урок

Вспомним корни с чередованием гласных в корне и запишем их в виде опорного конспекта, сгруппировав в зависимости от «правил» 1. От ударения: гар-гор;клан-клон;твар-твор зар-зор; плав-плов (искл:зоревать, пловец, пловчиха, выгарки, изгарь, пригарь 2. От значения: равн-ровн; мак-мок; крап- кроп (искл: равнина, поровну, ровесник, уровень,)

3. От конечного согласного корня: РОС- РАСТ- РАЩ ЛОЖ- ЛАГ СКОЧ- СКАК ИСКЛЮЧЕНИЯ: Ростов; Ростислав; росток; подростковый; выростковый; ростовщик; отрасль Полог Скачок -скачу

От чего еще зависит правописанио таких корней? От последующего согласного или суффикса – а-. Это самая многочисленная группа корней. Вспомним ослика И-А Или девчонку по имени

Запишем словосочетания, объясняя орфограммы: Ур повешенный человек, р внешние на середину, отр слевое производство, в сч данные минуты, З ревать на берегу реки, возг ранние газа, одухотв ревность, обмакнуть в воду, лестное растение, красивая р внина, поиск –чить от неожиданности. Ключ к упражнению: Ураповешенный, равнешние отраслевое в счиданные минуты зоревать возгоранние одухотворённость обмакнуть растение равнина поискочить Проверь и поставь оценку: 0 ошибок- 10; 1 ош- 9; 2 ош-8.

Можно ли говорить, что в словах развитие вать, пол о а скать, ум а о лять, осв е я жить происходит чередование? Нет. Почему? Это омонимичные корни, их значение можно понять только в контексте, например, развивать силу, скорость; поласкать собачку; умолять о пощаде; освежить фонарем; освяжить храм.

Нет ли ошибки в слове растелиться? Есть ошибка, так как в этом слове корень –стел-(постелить),значит, слово пишется расстелиться Нет ошибки. Возможно, здесь корень -тел- (теленок), поэтому растелиться, отелиться.

Объясните правописанио следующих видовых пар: Опоздать-опаздывать Уколоть- укалывать Усвоить – усваивать Глотать – проглатывать Это корни с безударной гласной, но видовые пары нельзя проверять глаголами на –ыва-

Вспомним примечание к правилу! Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: Обусловить – обуславливать Уполномочить – уполномочивать Оспорить – оспаривать Вариант с буквой - а –разговорный стиль; с буквой – о- книжный.

Не будем забывать! Чередование –а(я)\\им, а(я)\\ин сохраняется и в производных формах, даже если после корня не следует суффикс –а-, например: Подниму, сниму,подними, сними.

Найди третье лишнее, объясни и приведи свои примеры Прик сниться Кас ться Прик основание К сатка К санио к сниться

В корнях кас – кос в безударном положении пиши А, если за корнем следует суффикс А В корнях лаг-лож в безударном положении пиши А, если за корнем следует суффикс А

Подведем итоги Перечислим правила корней с чередованием! Эти корни надо знать «в лицо» Их нельзя проверять ударением Нужно понимать лексическое значение как слов с безударной гласной, так и корней с чередованием

Напишем объяснительный диктант Разгоралась (на корень не падает ударение)поздняя заря (на корень не падает уд.).Был легкий мороз, ветви деревьев блистали ( ) инеем.Снег, озаренный ( ) на равнине розовыми лучами, в сочетании с голубым небом казался блестящим убором зимней природы. Продолжите описанио природы, используя корни с БГК и чередованием.

Текст диктанта для 10 класса Долго перед нами простирается одна голая долина и уже начинает раздражать своей пустотой и ограниченностью. Из растительного мира видна лишь густая трава да мелкая кустарниковая поросль в стороне. Но зато справа и слева – всюду видна степная ширь и воля. В полдень мы приказали кучеру остановиться и дать отдых лошадям и расположиться на берегу степного ручья. Солнце не угасало т одолевало жарой и томительной жаждой. Обнаженное тело изнемогало и просило хоть малейшего ветерка. Ребятишки самого разного возраста: совсем еще малыши и дети постарше – загорали, купались, и ныряли, и плескались в воде. Мы с удовольствием к ним присоединились.