Урок риторики в 5 классе. Презентация Соболевой Т.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое риторика? Как она возникла? Куда уходят её корни?
Advertisements

РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Назовите тему нашей встречи? Тема занятия: « Королевская осанка»
В V в. до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так.
Демосфен Выполнила студентка группы ДНМ-501 Батырова Алина.
Отдых: Пальминг Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же.
Дыхательная гимнастика для детей.
Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Левую ногу заведи за спину так, как показано на фото, удерживая.
Афины при Перикле. После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 г. до н.э. афиняне в первый раз избрали.
Столица искусств Эллады. Хронологические задания Мог ли Перикл (495 – 429 гг. до н.э.) участвовать в торжествах в честь победы греков в Марафонской битве?
5 класс Афинская демократия при Перикле Презентацию подготовила Сургутскова С. В., учитель МБОУ СОШ 2 г. Ханты - Мансийска.
Устный журнал «Искусство владения словом». Посмотрите вокруг И вы увидите Множество вещей, Созданных руками человека.
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Древняя Греция».
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Древний Египет Древний мир Сделать упражнение для бровей (поднять, опустить) Хорошо потянуться Несколько раз широко раскрыть глаза и рот Крепко зажмуриться.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Дыхательная гимнастика в логокоррекционном процессе Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с КВ 14 «Тополек» Федоренкова Е.Г.
#81 9 : Земледельцы, ремесленники, рыбаки – это… Demos (народ) Управление, Она есть у царя Kratio (власть) Демократия – власть народа Демократия.
Демосфен Выполнила студентка Группы 512 Баянова Виктория.
Транксрипт:

Урок риторики в 5 классе. Презентация Соболевой Т.С.

Черным - черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами, Ее никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык. Как вы поняли смысл стихотворения? Почему ворону распознали в стае?

470 или до н.э.) древнегреческий философ. 470 или до н.э.) древнегреческий философ.

АФОРИЗМЫ Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.человек Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.больше Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло - невежество. добрознаниезлоневежество

( до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель.

Без истинной дружбы жизнь - ничто. Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать. Даже у разбойников есть свои законы. Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен ( гг.).

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы – говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого. Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

* Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. * Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер. * Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался. * Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным. * Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея. * За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз. * Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой. Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер. Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он решил тренировался каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра. Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки. А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело. Он советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы свободно держаться перед публикой.

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить. Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей. Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства. Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком. Демосфен постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»). Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили – отравился.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

Благозвучный Чистый Ясный В меру громкий Интонационно выразительный Летящий Гибкий Устойчивый Выносливый

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ: УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ: Потянитесь, расправьте позвоночник. Опустите голову вниз, наклоните ее как можно ниже. Вернитесь в исходное положение, не спеша разгибая позвоночник, потягиваясь. Перекатите голову по кругу. Поочередно поднимите и опустите плечи. Совместно поднимите и опустите плечи. Запрокиньте голову и произнесите шепотом «хава, хава». Поднимите голову и произнесите шепотом «ха-ха- ха». Уроните голову вперед и произнесите «хи-хи». Крикните оглушительно во весь голос «ХЕЙ!». Упражнения на развитие подвижности мышц лицевой мускулатуры: Зажмурьтесь (у-у-у), удивитесь (АХ!), улыбнитесь, вытяните губы в трубочку. Повторите три раза. Давайте посмеемся (ха-ха-ха). Сделайте глубокий вдох через нос, выдох через рот. Сделайте глубокий вдох через рот, выдох через нос. Повторите три раза. Ровно положите язык на нижнюю губу, успокойте его, плавно подышите. Упражнения, направленные на изменение силы голоса: Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. Поднимаем руки в стороны и вверх, постепенно изменяем силу голоса на примере гласного звука (А, О) с низкого к высокому звучанию а-а-а-А-А-А Затем от высокого к низкому звучанию А-А-А-а-а-а Руки согнуты на уровне талии, поднимаем руки вверх и увеличиваем силу голоса о-о-о-О-О-О Опуская руки в исходное положение, понижаем силу голоса О-О-О-о-о-о Руки согнуты на уровне груди. Выполняем волнообразные движения соединенными ладонями, изменяя при этом силу голоса У-У-у-у-У-У-у-у Руки согнуты на уровне груди, кулаки вместе. Резко выбрасываем руки вперед - громко произносим слог «ПА»; слегка встряхиваем кулачками - тихо произносим слог «па». Упражнения повторять 2-3 раза.

«Пожалуйста, примите удобную для себя позу, расслабитесь. Глубоко вдохните и выдохните. Прислушайтесь к звучанию голоса природы. Вам легко, вы чувствуете себя свободно и непринужденно. Отягощающие вас мысли улетают далеко. Откройте глаза, выпрямитесь, потянитесь. Кто хочет, может встать».