Механизмы управления конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью региона к.с.н., доцент кафедры ГМУиС Д.А. Гатиятуллина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качество и доступность медицинской помощи в России Интерактивная карта и рейтинги регионов Москва 2015.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
1 Научный руководитель : Поликарпова М. Г. ГОУ ВПО « Магнитогорского технического университета им. Г. И. Носова » 2- ая Межвузовская студенческая конференция.
Инвестиции
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
2008 г. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ СУБСИДИИ Департамент стратегического.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Июль 2015 О государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации Ханьжина Юлия Борисовна Заместитель директора Департамента стратегического.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Механизм формирования инновационного климата в регионе « ЭКОПРОМ »
Транксрипт:

Механизмы управления конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью региона к.с.н., доцент кафедры ГМУиС Д.А. Гатиятуллина

Освещаемые вопросы: 1. Формы и методы управления конкурентоспособностью и улучшения инвестиционной привлекательности стран и регионов 2. Региональная политика в области повышения конкурентоспособности 3. Региональная инвестиционная политика 4. Состояние и тенденции конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России и ее регионов

Конкурентоспособность - это действие множества факторов

НЕОБХОДИМО: - выделение приоритетов - определение ключевых методов их достижения

Возникают вопросы: Какие действия правительства / региональных властей способны повысить уровень конкурентоспособности страны / региона? Какие действия правительства / региональных властей способны повысить уровень конкурентоспособности страны / региона? Следует ли поддерживать экспортеров? Следует ли поддерживать экспортеров? Необходимо ли придерживаться ценностей свободного рынка? Необходимо ли придерживаться ценностей свободного рынка? Надо ли инвестировать в систему образования, развивать туризм или строить дороги? Надо ли инвестировать в систему образования, развивать туризм или строить дороги? Куда направлять ресурсы? Куда направлять ресурсы?

2 группы факторов, влияющих на экономический рост и конкурентоспособность «Жесткие» факторы «Мягкие» факторы

1. «Мягкие» факторы - количественно трудно измеряемые категории: стабильность общественно-политической ситуации в стране (регионе) стабильность общественно-политической ситуации в стране (регионе) уровень квалификации сотрудников, работающих по найму уровень квалификации сотрудников, работающих по найму региональная структура экономики и отдельных предприятий региональная структура экономики и отдельных предприятий качество системы образования и профессиональной подготовки кадров качество системы образования и профессиональной подготовки кадров присутствие в регионе вузов, технологических центров, исследовательских организаций присутствие в регионе вузов, технологических центров, исследовательских организаций наличие инфраструктуры, ориентированной на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг) наличие инфраструктуры, ориентированной на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг) имидж страны в глазах мирового сообщества имидж страны в глазах мирового сообщества

2. «Жесткие» факторы - количественно измеряемые факторы: связанные с производственными ресурсами (земля, рабочая сила, капитал) связанные с производственными ресурсами (земля, рабочая сила, капитал) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки)

Деятельность по повышению конкурентоспособности осуществляется На национальном уровне На международном уровне

Матрица направлений деятельности и инструментов повышения конкурентоспособности Уровень Национальный уровень Международный уровень Макроуровень или «мягкие» меры повышения конкурентоспособности I Создание институтов предпринимательства Повышение качества государственного управления Совершенствование налоговой политики Повышение уровня человеческого капитала III Территориальный маркетинг Продвижение страны / региона Микроуровень или «жесткие» меры повышения конкурентоспособности II Кластерная политика Развитие современных отраслей и технологий IV Привлечение инвестиций Государственные программы поддержки национальных производителей Защита национальных рынков

I Национальный макроуровень Применяются классические «мягкие» меры повышения конкурентоспособности, носящие универсальный характер и направленные на формирование общих условий, обеспечивающих эффективное функционирование рыночных механизмов на территории страны (региона): - уменьшение уровня коррупции - принятие либеральных законов и контроль за их соблюдением - повышение качества государственного управления - антимонопольное регулирование - защита интеллектуальной собственности - сбалансированная налоговая и денежная политика - регулирование трудовых отношений - создание институтов поддержки предпринимательства и конкуренции - повышение уровня человеческого потенциала и др.

II Национальный микроуровень - поддержка отдельных отраслей или предприятий через планирование, бюджетное финансирование, налоговые льготы и т.д. - кластеризация - выявление перспективных отраслей для создания кластера и государственное стимулирование его развития - приоритетное развитие конкретных отраслей - био- и нанотехнологий, авиастроения, микроэлектроники, а также привлечение в страну технологических лидеров с целью получения доступа к современным технологиям

«Ядро саморазвития» - набор импорт о независимых машиностроительных отраслей, которые способны на современной технологической базе «воспроизводить» себя, а также создавать орудия труда для тех отраслей машиностроения, которые критически важны для обеспечения экономического суверенитета и лидерства.

III Международный макроуровень - сложно завоевывать конкурентные преимущества без положительного образа (имиджа) страны / региона

Территориальный маркетинг - основной инструмент формирования положительного имиджа

Германия - отличное качество и практичность - система профессионального обучения - промышленный опыт - высокий уровень развития технологий - эффективная банковская система

Италия - оригинальный дизайн, при котором любой предмет или пространство превращаются в произведение искусства.

Япония - новые технологии и точность - преданность работников своим корпорациям - способность управлять качеством - достижение предельной эффективности операций

Китай - огромный внутренний рынок - последовательная государственная политика - усердие большого количества упорных и трудолюбивых людей

Великобритания - консерватизм - качественное образование

США - свобода предпринимательства - развитый рынок капитала - высокий уровень производительности - эффективный маркетинг

Индия - йога - слоны - информационные технологии

Цель территориального маркетинга - создание долгосрочного предпочтения страны / региона со стороны его целевых потребителей

Факторы конкурентоспособности оцениваются с точки зрения их важности для потребителей: 1. Приезжие - деловые (бизнесмены, командированные, коммивояжеры) и частные посетители (туристы, путешественники, друзья или родственники) 2. Жители и работающие по найму 3. Отрасли экономики и инвесторы 4. Внешние рынки - отечественные вне региональные и международные рынки

Главная цель программ продвижения территории - внедрение образов, способствующих экономическому развитию.

Основные инструменты территориального маркетинга: 1. Создание визуального ряда, характеризующего страну - герб, абрис региона на карте, географическое положение внутри страны, запоминающийся слоган и т.п. 2. Использование персоналий лидеров - «иконный маркетинг» 3. Управление маркетингом событий - формирование событийного потока, создающего привлекательный образ страны (региона) 4. Создание новых интересных, уникальных объектов истории и культуры

IV Международный микроуровень Конкурентоспособность страны зависит от ее способности успешно завоевывать свою долю на глобальном рынке

IV Международный микроуровень Это возможно только с помощью конкурентоспособной продукции эффективных национальных производителей, повышающих конкурентоспособность страны в целом

IV Международный микроуровень Экономическая политика правительства должна быть направлена на создание условий для укрепления международной конкурентоспособности национальных экономических субъектов.

IV Международный микроуровень Подобная политика подразумевает применение мер государственной поддержки внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных производителей

НО! универсальной стратегии повышения конкурентоспособности страны / региона нет, поскольку страны качественно отличаются друг от друга

Факторы, влияющие на конкурентоспособность: 1. Наличие в стране высокотехнологических отраслей 2. Уровень экономического развития страны (по М. Портеру) 3. Размер экономики страны

1. Наличие в стране высокотехнологических отраслей: - «мягкие» меры для «низкотехнологичных отраслей» (создание благоприятных условий, конкуренция между производителями, рост эффективности) - «жесткая» экономическая политика для «высокотехнологичных отраслей» (долгосрочные инвестиции, реструктуризация предприятий, их технологическая модернизация)

2. Уровень экономического развития страны (по М. Портеру) - «мягкие» методы могут вывести страну на определенный уровень экономического развития, но дальнейшее движение на инновационные рынки затруднено - повысить специализацию страны и простимулировать инновационные отрасли экономики страны призваны «жесткие» методы

3. Размер экономики страны или размер внутреннего рынка - можно выделить: 1. Малые страны 1. Малые страны 2. Средние страны 2. Средние страны 3. Крупные (большие) страны 3. Крупные (большие) страны

3. Размер экономики страны или размер внутреннего рынка Малые страны (Ирландия) - экономическая политика, основанная на использовании некоторых прибыльных ниш. Крупные страны (США, Китай) - могут присутствовать во многих отраслях экономики. Средние страны (Дания, Финляндия, Швеция ) - не могут пользоваться всеми благами специализации, но в то же время они не имеют настолько мощной экономики, чтобы быть успешными в различных отраслях.

3. Размер экономики страны или размер внутреннего рынка В рамках деятельности по повышению конкурентоспособности «мягкие» и «жесткие» методы повышения конкурентоспособности не отрицают друг друга, а должны использоваться комплексно.

Освещаемые вопросы: 1. Формы и методы управления конкурентоспособностью и улучшения инвестиционной привлекательности стран и регионов 2. Региональная политика в области повышения конкурентоспособности 3. Региональная инвестиционная политика 4. Состояние и тенденции конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России и ее регионов

Региональная политика в области повышения конкурентоспособности – это совокупность методов, форм и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы регионального управления воздействуют на участников экономического процесса в целях повышения их конкурентоспособности и решения на этой основе первоочередных задач социально-экономического развития региона

Главные цели такой политики: развитие конкуренции развитие конкуренции стимулирование предпринимательства стимулирование предпринимательства инновационная деятельность инновационная деятельность повышение качества жизни населения повышение качества жизни населения

Мотивационный блок - обеспечивает взаимодействие участников процесса между собой и с внешней средой

Блок информационно-аналитического обеспечения предполагает: мониторинг процесса повышения конкурентоспособности мониторинг процесса повышения конкурентоспособности выявление проблемных ситуаций в ходе реализации политики выявление проблемных ситуаций в ходе реализации политики поиск форм и способов решения проблем поиск форм и способов решения проблем формирование каналов поддержки принятия управленческих решений формирование каналов поддержки принятия управленческих решений

Блок ресурсного обеспечения - включает в себя исследование всех видов ресурсов, которые могут быть вовлечены в процесс повышения конкурентоспособности региона, условий и предпосылок их мобилизации и анализ возможных направлений их использования

Блок правового и методического обеспечения - призван формировать институциональные рамки, благоприятствующие повышению конкурентоспособности региона. Основу блока составляют федеральное законодательство, соответствующие нормативные акты, принимаемые субъектом РФ и муниципальными образованиями, а также методические положения и рекомендации по организации процесса повышения конкурентоспособности

Блок организационного обеспечения - включает создание необходимых организационных структур, обеспечивающих действия по инициации развития и контролю за достижением поставленных целей. Региональный уровень выделяется по своей значимости так, как процесс повышения конкурентоспособности осуществляется на конкретной территории (субъекта РФ), где сталкиваются интересы самого большого количества участников. И от того, насколько четко осуществляется организация региональной политики повышения конкурентоспособности, зависит ее эффективность.

Методы государственного регулирования: Экономические Экономические Организационные Организационные Информационные Информационные Законодательные Законодательные Плановые Плановые

Методы государственного регулирования - экономические: Методы прямого действия Методы косвенного действия Льготное кредитование Льготное кредитование Бюджетное финансирование Бюджетное финансирование Дотации Дотации Субсидии Субсидии Беспроцентные ссуды Беспроцентные ссуды Выпуск займов Выпуск займов Ценовые компенсации Ценовые компенсации Обеспечение государственным заказом Обеспечение государственным заказом Льготное налогообложение Льготное налогообложение Ускоренная амортизация Ускоренная амортизация Стимулирование банков и других финансовых институтов к инвестированию реального сектора Стимулирование банков и других финансовых институтов к инвестированию реального сектора Реструктуризация долгов и платежей предприятий Реструктуризация долгов и платежей предприятий Предоставление гарантий за счет средств бюджета Предоставление гарантий за счет средств бюджета Имущественная поддержка инвесторов Имущественная поддержка инвесторов Регулирование цен и тарифов Регулирование цен и тарифов Финансовое обеспечение подготовки и переподготовки кадров Финансовое обеспечение подготовки и переподготовки кадров Страхование рисков Страхование рисков

Методы государственного регулирования - организационные: Методы прямого действия Методы косвенного действия Создание в системе органов регионального управления специализированного подразделения по вопросам политики повышения конкурентоспособности Создание на территории региона организационной структуры, содействующей оживлению процесса повышения конкурентоспособности, с участием органов управления региона (например, агентство содействия повышению конкурентоспособности) Проведение мероприятий, направленных на формирование и укрепление привлекательного имиджа территории Организация выставок-презентаций проектов Проведение выставок-ярмарок в целях продвижения местной продукции Проведение конференций, семинаров по вопросам повышения конкурентоспособности территории

Методы государственного регулирования - информационные: Методы прямого действия Методы косвенного действия Разработка паспортов региона и составляющих его муниципальных образований Проведение систематической оценки состояния социально- экономической среды и прогнозирование ее развития Формирование баз данных проектов по повышению конкурентоспособности Оказание поддержки при подготовке аналитических справочников организаций Формирование системы оказания консалтинговых услуг

Методы государственного регулирования - законодательные: Методы прямого действия Методы косвенного действия Принятие законодательных актов, регламентирующих политику повышения конкурентоспособности Формирование и дальнейшее совершенствование пакета нормативно- правовых документов с целью создания благоприятного правового поля для политики повышения конкурентоспособности, направленной на: -регламентацию деятельности по повышению конкурентоспособности на инновационной основе -активизацию деятельности собственных и привлеченных инвесторов -развитие инфраструктуры, способствующей повышению конкурентоспособности -формирование конкурентоспособного имиджа территории

Методы государственного регулирования - плановые: Методы прямого действия Методы косвенного действия Разработка процесса реализации проекта Экспертиза реализации проекта Мониторинг проекта

Освещаемые вопросы: 1. Формы и методы управления конкурентоспособностью и улучшения инвестиционной привлекательности стран и регионов 2. Региональная политика в области повышения конкурентоспособности 3. Региональная инвестиционная политика 4. Состояние и тенденции конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России и ее регионов

Инвестиционная политика - система действий, применяемых субъектом инвестиций и направленных на достижение наибольшего эффекта от инвестиционной деятельности

Ключевые принципы: 1. Эффективность - инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами

Ключевые принципы: Инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы

Ключевые принципы: 2. Структурное равновесие - в региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

Ключевые принципы: 3. Целенаправленность - связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

Ключевые принципы: 4. Общенациональная значимость - проведение инвестиционной политики в регионах не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, а ориентируется на концентрацию и общую направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализацию тех или иных программ

Уровни инвестиционной политики: на уровне государства на уровне государства на уровне субъектов РФ и регионов, муниципальных образований на уровне субъектов РФ и регионов, муниципальных образований на уровне предприятий на уровне предприятий

Инвестиционная политика государства - формируется на уровне решения Правительства и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете. Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержатся в посланиях Президента РФ Государственной думе, а также в специальных законах.

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 1 (а). облегчение налогового пресса без сокращения государственных расходов - увеличение прибыли, оставляемой предприятиям, будет способствовать росту производства и увеличению сбора налогов, компенсирующему снижение налоговых ставок. До введения нового налогового законодательства величина налогового пресса достигала порядка 60% ВВП. США и Япония успешно развивались при степени налогообложения немногим более 30%.

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 1 (б). глубокое реформирование бюджетной сферы: реформа пенсионной и жилищно-коммунальной сферы, военная реформа, аграрная реформа

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 2. сокращение дотирования топливно- энергетического комплекса и железнодорожного транспорта

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 3. сокращение количества государственных целевых программ, не обеспеченных средствами, прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных государственных предприятий;

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 4. отказ от практики государственного гарантирования связанных иностранных кредитов и переход к их гарантированию российскими банками. Началом перехода к новой практике послужила сделка между ВТБ и итальянским Mediobanca, которые намерены в ближайшие годы совместно реализовать кредитные линии на 2 млрд. долл. в разных областях российской экономики - нефтехимической промышленности, транспорте и экспорте химических продуктов

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 5. рекапитализация банковской и финансовой сфер, которые не справляются с задачей перелива капитала из капиталоизбыточных в капиталодефицитные сектора. Причиной этого стали высокие риски, отсутствие системы гарантий защиты инвесторов, а также отсутствие эффективных инвестиционных проектов и «непрозрачности» хозяйственной деятельности предприятий. Российские банки дают кредиты на срок не более 3 лет и под %. Поэтому основным источником инвестиций для российских предприятий остаются собственные средства Российские банки дают кредиты на срок не более 3 лет и под %. Поэтому основным источником инвестиций для российских предприятий остаются собственные средства

Приоритетные направления государственной инвестиционной политики: 6. повышение эффективности фондового рынка за счет создания новых инструментов и развития инвестиционных институтов (инвестиционных - в ценные бумаги, акции и облигации, страховых и пенсионных фондов), рассчитанных на консолидацию и перераспределения в реальный сектор сбережений граждан

Региональная инвестиционная политика складывается под воздействием множества процессов, происходящих на микро- и макроуровнях, а также в самих регионах и должна быть направлена на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций и на повышение конкурентоспособности региона.

Инвестиционная деятельность на уровне региона - совокупность организационных, экономических и нормотворческих действий органов власти, хозяйствующих субъектов и физических лиц по формированию необходимых инвестиционных ресурсов, их эффективному использованию в инвестиционных проектах

Региональный механизм регулирования инвестиционной деятельности Инструменты воздействия на материально- техническую базу инвестиционного процесса Инструменты влияния на социально- экономические отношения процесса инвестирования Формы и методы организации работы объектов инвестиционной инфраструктуры Формы организации и координации регионального производства Методы гармонизации инвестиционного комплекса региона Регулирование размещения объектов инвестиционного комплекса региона Формирование мотивов и стимулов инвестиционного процесса региона Оптимизация расчетов и взаимозачетов, схем финансирования и инвестирования Формирование инвестиционного имиджа и климата региона Нормативно-правовая база инвестирования Регламенты, режимы и методы работы инвестиционной инфраструктуры региона Инвестиционные программы, планы привлечения и размещения средств Обоснование социально- экономической эффективности инвестиций

Для повышения активности коммерческих субъектов - необходима система гарантий, страхования, организационного обеспечения, например через: определение приоритетных для региона направлений инвестирования определение приоритетных для региона направлений инвестирования совместное установление администрацией региона и руководством кредитно-финансовой организации качественных критериев отбора проекта в соответствии с их целями и задачами совместное установление администрацией региона и руководством кредитно-финансовой организации качественных критериев отбора проекта в соответствии с их целями и задачами определение ключевых финансовых показателей эффективности инвестиционных проектов и их граничных значений определение ключевых финансовых показателей эффективности инвестиционных проектов и их граничных значений установление рекомендуемых ставок дисконтирования установление рекомендуемых ставок дисконтирования определение гарантийных обязательств администрации определение гарантийных обязательств администрации обеспечение снижения банковских рисков обеспечение снижения банковских рисков

Направления региональной инвестиционной политики: 1. устойчивое развитие реального сектора экономики 2. полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах промышленного производства 3. повышение эффективности уже разработанных, но слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования инвестиционной и производственной деятельности 4. формирование действенных механизмов, призванных обеспечить надежную защиту и гарантии интересов инвесторов 5. создание реальных предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере производства и инвестиции и вывода региона на траекторию устойчивого экономического роста

Освещаемые вопросы: 1. Формы и методы управления конкурентоспособностью и улучшения инвестиционной привлекательности стран и регионов 2. Региональная политика в области повышения конкурентоспособности 3. Региональная инвестиционная политика 4. Состояние и тенденции конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России и ее регионов

Fitch - рейтинг долговых обязательств регионов России: Эмитент Долгосрочный рейтинг в иностранной валюте Долгосрочный рейтинг в национально й валюте Прогноз Краткосрочный рейтинг в иностран ной валюте Рейтинг по национа льной шкале Прогноз по рейтингу по национально й шкале Дата присвоен ия/ последне го пересмот ра Алтайский крайBB ПозитивныйBAA-(rus)Позитивный Астраханская областьB+ СтабильныйBA(rus)Стабильный Волгоградская областьBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Воронежская областьBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный Ивановская областьBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный КазаньB+ НегативныйBA(rus)Негативный Калужская областьBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный Кировская областьBBПозитивныйBBBB+(rus)Позитивный Костромская областьB+ СтабильныйBA(rus)Стабильный Краснодарский крайBB ПозитивныйBAA-(rus)Позитивный КрасноярскBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный Красноярский крайBB+ СтабильныйBAA(rus)Стабильный Ленинградская областьBB ПозитивныйBAA-(rus)Позитивный МоскваBBBВВВСтабильныйF3AAA(rus)Стабильный

Fitch - рейтинг долгосрочных долговых обязательств регионов России: Эмитент Долгосрочный рейтинг в иностра нной валюте Долгосрочный рейтинг в национальной валюте Прогноз Краткосрочны й рейтинг в иностра нной валюте Рейтинг по национа льной шкале Прогноз по рейтингу по национальн ой шкале Дата присвое ния/ последн его пересмо тра Мурманская областьBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный Нижегородская областьB+ ПозитивныйBA(rus)Стабильный Новосибирская областьBB ПозитивныйBAA-(rus)Позитивный Оренбургская областьBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный Республика КарелияBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Республика КомиBB+ СтабильныйBAA(rus)Стабильный Республика Саха (Якутия)BB+ ПозитивныйBAA(rus)Позитивный Республика ТатарстанBBB- СтабильныйF3AA+(rus)Стабильный Республика УдмуртияBB+ СтабильныйBAA(rus)Стабильный Республика ХакасияBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Рязанская областьB+ СтабильныйBA(rus)Стабильный Санкт-ПетербургBBB СтабильныйF3AAA(rus)Стабильный Тамбовская областьBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Тульская областьBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Ульяновская областьBB- СтабильныйBA+(rus)Стабильный Ярославская областьBB СтабильныйBAA-(rus)Стабильный

Fitch - рейтинг долгосрочных долговых обязательств Казахстана и Украины: Эмитент Долгосрочный рейтинг в иностра нной валюте Долгосрочный рейтинг в национальной валюте Прогноз Краткосрочны й рейтин г в иностра нной валюте Рейтинг по национ альной шкале Прогноз по рейтингу по национальн ой шкале Дата присвое ния/ последн его пересм отра КАЗАХСТАН Мангистауская областьBB+ СтабильныйBAA-(kaz)Стабильный УКРАИНА Донецкая областьBBСтабильныйBAA(ukr)Стабильный Днепропетровская областьBBСтабильныйBAA(ukr)Стабильный КиевB- СтабильныйBBBB+(ukr)Стабильный ХарьковBBСтабильныйBAA-(ukr)Стабильный

Рейтинговый консорциум «Эксперт РА - АК&М» - некоторые кредитные рейтинги регионов России Регион Присвоенный рейтинг Прогноз рейтинга Дата присвоения рейтинга г. МоскваА++Стабильный Март 2011 года Калужская областьА+Стабильный Декабрь 2010 года Омская областьА+Стабильный Ноябрь 2010 года Кемеровская область АСтабильный Декабрь 2010 года Пензенская областьAСтабильный Ноябрь 2010 года Смоленская областьAСтабильный Июль 2010 года

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 1 г. Москва Ненецкий автономный округ г. Санкт-Петербург Ямало-Ненецкий автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ Тюменская область Красноярский край Челябинская область Сахалинская область Республика Башкортостан Свердловская область Пермский край Ленинградская область Хабаровский край Республика Коми

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 16 Новосибирская область Московская область Краснодарский край Ростовская область Иркутская область Самарская область Мурманская область Липецкая область Владимирская область Оренбургская область Волгоградская область Приморский край Кемеровская область Ставропольский край Нижегородская область

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 31 Курская область Томская область Алтайский край Республика Хакасия Омская область Ульяновская область Воронежская область Чукотский автономный округ Тульская область Псковская область Белгородская область Республика Саха (Якутия) Новгородская область Амурская область Калужская область

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 46 Еврейская автономная область Ярославская область Магаданская область Смоленская область Курганская область Республика Татарстан Забайкальский край Орловская область Удмуртская Республика Кировская область Пензенская область Республика Бурятия Вологодская область Архангельская область Тамбовская область

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 61 Тверская область Брянская область Республика Адыгея Калининградская область Республика Карелия Саратовская область Рязанская область Камчатский край Ивановская область Чувашская Республика Республика Тыва Астраханская область Республика Марий Эл Кабардино-Балкарская Республика Республика Дагестан

«Эксперт РА - АК&М» - интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ Место в исследовании по итогам 2010 г. Субъект РФ Интегрированный уровень относительной кредитоспособности Место в исследовании по итогам 2009 года 76 Республика Алтай Костромская область Карачаево-Черкесская Республика Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Мордовия Республика Северная Осетия-Алания

АК&M - рейтинг эффективности отраслей промышленности России: Место в рейтинге по итогам 2010 года Отрасль Интегрированный рейтинг Место в рейтинге по итогам 2009 года 1. Производство кокса и нефтепродуктов Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Металлургическое производство Химическое производство Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Производство резиновых и пластмассовых изделий Производство, передача и распределение электроэнергии Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Производство машин и оборудования Производство готовых металлических изделий Текстильное и швейное производство Производство транспортных средств и оборудования Обработка древесины и производство изделий из дерева

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!