Медведева Т. Г. ГОУ СОШ 81 Санкт - Петербург. Что надо знать о I и II спряжении Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Advertisements

Стихотворение А. С. Пушкина « У лукоморья дуб зелёный …» ( Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила »)
« У лукоморья дуб зелёный …» Подготовила Спиридонова Н. Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 17 р. п. Юрты.
1 и 2 спряжения глаголов настоящего времени 1 и 2 спряжения глаголов настоящего времени.
Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе.
1. Личное окончание глагола ударное? НЕТДА 2. Ставлю в инфинитив. Оканчивается на –ИТЬ? ДА НЕТ II спр. И АТ (ЯТ) 3. Глаголы брить, стелить? НЕТДА 3. Глаголы.
Александр Сергеевич Пушкин. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы.
Классификация глаголов 1 спряжение 2 спряжение инфинитив Все остальные на – ить 3 лицо мн.ч. - ут (-ют) - ат (-ят) личные окончания Е И.
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю -Ешь -Ет -Ем -Ете -Ут -Ют -у -ю -Ишь.
А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Безударные окончания глаголов. Учитель начальных классов Замалетдинова Г. А. Г. Зеленодольск,
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Презентация к уроку (литература, 5 класс) на тему: Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право - песнь заводит, Налево – сказку говорит.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Спряжение глагола Цель урока: Научиться определять спряжение Правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Урок русского языка в 5 классе «Путешествие по Лукоморью» Автор разработки: Бекарюкова Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Утевка.
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, - …
Транксрипт:

Медведева Т. Г. ГОУ СОШ 81 Санкт - Петербург

Что надо знать о I и II спряжении Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают. Спряжение – постоянный признак глагола. В зависимости от того, какие личные окончания имеет глагол, он относится к I или ко II спряжению. Спряжениепостоянный признак глагола личные окончанияглаголIII спряжению Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

Глаголы I спряжения изменяются по числам и лицам так : Глаголы I спряжения числам лицам я пишу читаю смеюсь ты пишешь читаешь смеёшься он пишет читает смеётся мы пишем читаем смеёмся вы пишете читаете смеётесь они пишут читают смеются

Глаголы II спряжения изменяются по числам и лицам так : Глаголы II спряжения числам лицам Я спешу говорю учусь ты спешишь говоришь учишься он спешит говорит учится мы спешим говорим учимся вы спешите говорите учитесь они спешат говорят учатся

Пиши правильно ! Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить глагол в форму 3- го лица множественного числа : спряжение глагола глагол форму 3- го лица множественного числа если окончание ударное : окончание ударное – - ут / - ют – глагол I спряжения : жить – они живут, петь – они поют ; глагол I спряжения – - ат / - ят – глагол II спряжения : лежать – лежат, лететь – летят ; глагол II спряжения

если окончание глагола безударное стр Оить – строй ? т, то спряжение определяется по неопределённой форме : окончание глагола безударное спряжение неопределённой форме – глаголы на - ить относятся ко II спряжению : стройить, поить. глаголыII спряжению – глаголы с другими гласными перед - ть относятся к I спряжению : горевать, сеять, бороться, обуться. глаголы гласнымиI спряжению

Исключения : – 11 глаголов II спряжения : слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, смотреть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть ; глаголов II спряжения – 2 глагола I спряжения : брить и стелить. глагола I спряжения

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения : Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на "- ить ", Кроме слов " стелить " и " брить ". А ещё : " смотреть ", " обидеть ", " Слышать ", " видеть ", " ненавидеть ", " Гнать ", " дышать ", " держать ", " терпеть " И " зависеть " и " вертеть ".

смотреть : я смотрю - он смотрит - они смотрят видеть : я вижу он видит они видят слышать : я слышу он слышит они слышат ненавидеть : я ненавижу он ненавидит они ненавидят дышать : я дышу он дышит они дышат держать : я держу он держит они держат обидеть : я обижу он обидит они обидят терпеть : я терплю он терпит они терпят - зависеть : я завишу он зависит они зависят

. Выпишите из текста глаголы в прошедшем времени, проверьте написание гласной перед - л. Свет ты мой - Красно солнце отвечало, - Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где - нибудь её да встретил Или след её заметил.

4. Запишите глаголы по памяти, выделите окончания, определите спряжение. У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том, И днём и ночью кот учёный Всё … по цепи кругом, … направо – песнь …, Налево – сказку … Там чудеса, там леший … Русалка на ветвях … Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей Избушка там на курьих ножках … без окон, без дверей. Там лес и дол видений полны, Там о заре … волны На брег песчаный и пустой, И 30 витязей прекрасных Чредой из вод … ясных И с ними дядька их морской.

1) Утки чуют опасность и прячутся в камышах. 2) В тайге стройятся новые города, прокладываются дороги. 3) Скоро заколышутся хлеба, застрекочут жатки, покатят машины с зерном. 4) Повеют осенние ветры, осыплются поблекшие листья. 5) Слышишь, как трепещут листья на осине. 6) Едва выглянет солнце защебечут птицы. 7) Где - то рядом валят лес и отвозят бревна.

1) Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова. 2) Где трудно дышится, где горе слышится будь первый там. 3) Ликует день, щебечут птицы, красою блещут небеса. 4) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. 5) Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят - колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут. 6) Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей. 7) Сосны вершинами машут приветно, кажется, шепчут, струясь незаметно, волны под сводом зеленых ветвей.

. К данным глаголам подобрать видовую пару, определить вид, спряжение каждого из глаголов : поручу св., II спр., поручать н. в., I спр. Заставлять, отделиться, прекращать, расшириться, сражаться, разобраться, повысить, обращаться, исполняется, определит, смущает, улучшит, обновляет. 2. Подобрать к глаголам неопределенную форму, указать вид. 1) Ребята отправляются в лес, и ты отправишься с ними. 2) Получаешь журнал получишь и приложение. 3) Выйдете из леса выходите прямо на шоссе. 4) Он всегда привозит книги привезет и сегодня. 5) Мальчик утешает сестренку, но никак не утешит. 6) Он никого не обижает, не обидит и тебя. 7) Машины очищают от снега железнодорожные пути, когда они их очистят, двинутся поезда.

3. От данных глаголов образовать неопределенную форму, указать вид, спряжение. Уточню уточняю, заполню заполняю, нарушу нарушаю, отличу отличаю, примусь принимаюсь, сменю сменяю, ударю ударяю, отойду отхожу, уеду уезжаю, толкаю толкну, везу вожу, лягу ложусь, столкнусь сталкиваюсь, сошлюсь ссылаюсь, отложу откладываю, ношу несу.

4. Придумать предложения с данными глаголами, поставив их в форме 3- го лица единственного числа. Поправиться, поправляться ; позволить, позволять ; прийти, приходить ; расстаться, расставаться. 5. Поставить глаголы в форме 3- го лица множественного числа, подобрать видовую пару и составить словосочетания : продолжать продолжают работу ; продолжить продолжат разговор. Отпустить, уступить, кончить, ударять, объявить, отправляться, отклониться, проводить, отстать, выступить, начинать, совершить, исчезнуть, разрушить, намечать, догонять, исправлять, доверять.

1) Он краска … тся, не может не краскаяться. 2) Браконьеры охот … тся там, где охотиться запрещено. 3) Сме … шься, а смеяться : не над чем. 4) Вид … шь то, что хочешь видеть. 5) Ты не зря наде … шься, на него можно надеяться. 6) Когда услышу … шь или увидишь кое - что новое и любопытное, то захочу … шь услышуать и увидеть продолжение.