Организация учебного процесса Лекция по педагогике на основе ментальных карт Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методы преподавания информатики в младших классах.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Методы и формы организации учебного процесса. Метод (от греч. «методос» - путь) - это способ реализации целей обучения и воспитания; способ взаимосвязанной.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Оптимальная классификация методов обучения и их эффективность Выступление МО учителей физической культуры.
Методы и средства обучения.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Методы,формы обучения, используемые учителем в учебном процессе. Учитель Ягодинской СОШ, Кондинского района, ХМАО Рогоева Л.В.
« ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » 27 февраля 2007 г.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Транксрипт:

Организация учебного процесса Лекция по педагогике на основе ментальных карт Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы 2

Цель Цель Метод Приёмы Метод (др.-греч. methodos) – способ, путь к цели. Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, позволяющая достичь поставленной цели обучения. Приём обучения – часть метода, отдельное действие. 3

Словесные Наглядные Практические Источник обучения Источник обучения Слово, речь Наглядный образ Наглядный образ Практический опыт Практический опыт рассказ беседа лекция учебная дискуссия демонстрация иллюстрация упражнение лабораторная работа практикум Традиционная классификация методов обучения Применение каждого метода основано на взаимодействии учителя и ученика Особенности деятельности учителя и ученика в методе обучения рассмотрим на примере следующей классификации ? 4

Исследовательский 5 Объясняет и даёт установку на повторение, запоминание Излагает учебный материал как путь решения проблемы Организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску новых знаний Создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент в изучаемом материале Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический (частично- поисковый) Многократно повторяют, запоминают Следят за ходом мысли учителя, получают образец построения логических рассуждений Ищут недостающую часть, осмысливая уже известные элементы и связи Самостоятельно добывают новые знания Выработка навыков Выработка умений самоорганизации познания Формирование логики познания Формирование умений обнаруживать связи, зависимости Объясняет, организует восприятие и осмысление учебного материала Объяснительно- иллюстративный Воспринимают, осмысливают Высокая скорость изучения материала познавательная самостоятельность Методы МетодыУчитель УчительУченики УченикиЭффективность Эффективность Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

6 цели содержание материала Выбор методов обучения У внешние У словия материально- технические временные У У чебный материал особенности учебного предмета У У ченики уровень подготовленности возрастные особенности У У читель уровень педагогического мастерства личностные особенности индивидуальные особенности образования воспитания развития социально- психологические особенности прочие

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы По источнику Другие Классификации По характеру УПД Словесные Наглядные Практические Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский 7

8 Активизации УПД Структуризации учебного материала Применения дидактических средств Организационные Привлечения внимания Постановки задач Объяснения заданий Оценивания Организации самостоятельной работы Проблемный вопрос Переадресация вопроса Занимательное задание Организации обсуждения Организации игровых моментов Создания ситуаций успеха Использования наглядности Использования дидактического материала Работы с учебником Работы с таблицами, схемами, словарями, справочниками Визуализации мыслительного процесса Построения структурно- логических схем Построения таблиц Отбора ключевых понятий Приёмы обучения Другие

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы По источнику Другие Классификации По характеру УПД Словесные Наглядные Практические Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский Активизации УПД Структуризации мат-ла Другие 9

Материализованные Материальные Средства обучения (дидактические средства) – это предметная поддержка учебного процесса: объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. Речь Мимика и жесты Деятельность Учебник, учебная книга Наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.) Дидактический материал Технические средства обучения Лабораторное оборудование Рассказ Беседа Лекция Демонстрация Иллюстрация Упражнение Лабораторная работа Средства обучения ? 10

Компенсаторная облегчают процесс обучения, компенсируют обучающимся нехватку опыта, экономят время и силы помогают приспособить учебный материал к возрастным и индивидуальным особенностям детей являются непосредственным источником информации или способствуют передаче информации объединяют в себе различные свойства изучаемых предметов и явлений, позволяют рассматривать их многосторонне Функции средств обучения Адаптивная Информативная Интегративная Средства обучения… 11

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы По источнику Другие Классификации По характеру УПД Функции Виды Словесные Наглядные Практические Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский Материальные Материализованные Активизации УПД Структуризации мат-ла Другие Речь Деятельность Компенсаторная Адаптивная Информативная Интегративная 12

Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. 13 Лекция Демонстрация Иллюстрация Рассказ Беседа Другие Одна из распространённых форм организации учебного процесса – лекция Интерактивная доска Ментальная карта Структурно-логические схемы Речь Жесты, мимика Видеоролик Аудиозапись Активизации внимания Стимулирования мышления Применения дидактических средств Структуризации учебного материала Методы Лекция Средства Приёмы (основной) Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма учебного занятия способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

Классификация И.Н. Казанцева и Б.П. Есипова по основной цели и месту в системе уроков Урок-путешествие Интегрированный урок Урок-аукцион Урок-исследование Театрализованный урок Урок-игра Урок-дискуссия Другие Традиционные Нестандартные Объяснения нового материала Закрепления изученного Выработки умений и навыков Контроля Обобщения и систематизации Комбинированный Уроки Уроки Уроки стандартной, устоявшейся структуры Уроки нетрадиционной структуры Обязательные элементы любого урока: организационное начало и подведение итогов Разнообразие, увлекательность, развитие интереса к предмету, к учению 14 Оптимизация структуры Однообразие Неотработанность структуры Урок – основная форма обучения

На уроке учитель один, а учеников много. Как организовать их учебно-познавательную деятельность? Фронтальные Формы организации учебно- познавательной деятельности (УПД) Индивидуальные Групповые Учебный процесс может осуществляться и вне урока. Внеурочные формы разнообразны, но в их организации также используется фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Учебный процесс может осуществляться и вне урока. Внеурочные формы разнообразны, но в их организации также используется фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. 15

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы Уроки Внеурочные Учебно-позн. деят. (УПД) По источнику Другие Классификации По характеру УПД Функции Виды Групповые Индивидуальные Фронтальные Нестандартные Традиционные Конкурс Олимпиада Кружок Другие Викторина Словесные Наглядные Практические Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский Материальные Материализованные Активизации УПД Структуризации мат-ла Другие Речь Деятельность Компенсаторная Адаптивная Информативная Интегративная 16

17 Программированное Модульное Видеообучение Интернет-обучение Развивающее Проблемное По ведущим формам По ведущей концепции По ведущим методам Репродуктивное (догматическое) Эвристическое Объяснительно- иллюстративное (сообщающее) Классно-урочное Лекционно-семинарское Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию По ведущим средствам Индивидуальное Фронтальное Групповое Коллективное Виды обучения По условиям Школьное Внешкольное Домашнее Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения

18 Классно- урочная класс единое планирование УЗ: урок один предмет на одном УЗ чередование учебных занятий (УЗ) и перемен педагогическое управление УПД разнообразие видов УПД на УЗ Лекционно- семинарская группа единое планирование УЗ: лекция один предмет на одном УЗ чередование учебных занятий (УЗ) и перемен педагогическое управление УПД виды УПД зависят от типа УЗ виды УПД зависят от типа УЗ поток УЗ: семинар самоуправление УПД Лекционно- семинарская группа единое планирование УЗ: лекция один предмет на одном УЗ чередование учебных занятий (УЗ) и перемен педагогическое управление УПД виды УПД зависят от типа УЗ виды УПД зависят от типа УЗ поток УЗ: семинар самоуправление УПД Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса Помимо общепризнанных систем обучения, есть авторские системы обучения, созданные на основе оригинальной идеи или авторской концепции

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы Уроки Внеурочные Учебно-позн. деят. (УПД) По источнику Другие Классификации По характеру УПД Функции Виды Классно-урочное Лекционно-семинарское Дистанционное Заочное Домашнее Другие Групповые Индивидуальные Фронтальные Нестандартные Традиционные Конкурс Олимпиада Кружок Другие Викторина Словесные Наглядные Практические Развивающее Проблемное Индивидуальное Дифференцированное Программированное Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский Материальные Материализованные Активизации УПД Структуризации мат-ла Другие Речь Деятельность Компенсаторная Адаптивная Информативная Интегративная 19

Вопросы к семинару 1. Понятие о методе и приёме обучения. 2. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения. 3. Средства обучения. 4. Урок – основная форма обучения. Типология и структура уроков. 5.Фронтальные, индивидуальные и групповые формы организации учебно-познавательной деятельности. Темы для индивидуальных заданий 1. Формы и системы организации обучения. Классно-урочная система. 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. 3. Домашняя работа учащихся. 4. Внеурочная работа по предмету. 5. Авторские школы. 20 Уточним задания

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы ? 21 Подведём итог

Организация учебного процесса Формы Методы Приёмы Средства Виды, системы Уроки Внеурочные Учебно-позн. деят. (УПД) По источнику Другие Классификации По характеру УПД Функции Виды Классно-урочное Лекционно-семинарское Дистанционное Заочное Домашнее Другие Групповые Индивидуальные Фронтальные Нестандартные Традиционные Конкурс Олимпиада Кружок Другие Викторина Словесные Наглядные Практические Развивающее Проблемное Индивидуальное Дифференцированное Программированное Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический Исследовательский Материальные Материализованные Активизации УПД Структуризации мат-ла Другие Речь Деятельность Компенсаторная Адаптивная Информативная Интегративная ? 22 Подведём итог