Микроэкономика Микроэкономика Автор: к.э.н., доцент Карамова О.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Advertisements

Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Институциональная экономика Институциональная экономика Автор: к.э.н., доцент Карамова О.В.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Микроэкономика. к.н.э., проф. Т.С. Ковалева, СПБгАУ2 Тема 2: Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения и его применение 1. Рыночные операции:
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема 5. Вопросы : 1. Эластичность спроса : экономическое содержание, показатели измерения. Факторы, влияющие на эластичность.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
1. Основы теории спроса и предложения [12 марта]. 2. Эластичность спроса и предложения [20 и 28 марта]. 3. Равновесие рынка. Излишки потребителей и производителей.
Транксрипт:

Микроэкономика Микроэкономика Автор: к.э.н., доцент Карамова О.В.

Рыночное равновесие Лекция 4

План лекции 1. Рыночное равновесие 2. Рыночное равновесие по Вальрасу и Маршаллу 3. Сложные варианты рыночного равновесия

1. Рыночное равновесие

Вари- анты Цена за 1 кг яблок Спрос в тыс. кг в месяц Пред- ложе- нее Пред- ложе- нее Давле - нее на цены Соотно - шенее D и S A50120Вниз B40318 C30515 D Нейтра- льно E10205Вверх

Вари- анты Цена за 1 кг яблок Спрос в тыс. кг в месяц Пред- ложе- нее Пред- ложе- нее Давле - нее на цены Соотно - шенее D и S A50120ВнизS>D B40318S>D C30515S>D D Нейтра - льно S=D E10205ВверхD>S

Р Р Q Q S S D D Крест Маршалла Е Е equilibriu m РЕРЕ РЕРЕ QЕQЕ QЕQЕ

Рыночное равновесие Характеризует совпаденее интересов продавцов и покупателей. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Характеризует совпаденее интересов продавцов и покупателей. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Функции равновесной цены стимулирующая

2. Рыночное равновесие по Вальрасу и Маршаллу

Равновесие по Вальрасу Q D,S = f(P)

Р Р Q Q S S D D Избыток Р0Р0 Р0Р0 Q0Q0 Q0Q0 Дефицит

Объясняет установленее равновесия за счет колебания цен и проявляется в Объясняет установленее равновесия за счет колебания цен и проявляется в краткосрочном периоде краткосрочном периоде Объясняет установленее равновесия за счет колебания цен и проявляется в Объясняет установленее равновесия за счет колебания цен и проявляется в краткосрочном периоде краткосрочном периоде Равновесие по Вальрасу

Равновесие по Маршаллу P = f(Q D,S )

Р Р Q Q S S D D P S >P D Равновесие по Маршаллу Р0Р0 Р0Р0 Q0Q0 Q0Q0 P D >P S

Складывается под влиянеем колебания объема спроса и предложения. Складывается под влиянеем колебания объема спроса и предложения. Актуально в долгосрочном периоде. Актуально в долгосрочном периоде. Складывается под влиянеем колебания объема спроса и предложения. Складывается под влиянеем колебания объема спроса и предложения. Актуально в долгосрочном периоде. Актуально в долгосрочном периоде. Равновесие по Маршаллу

Рассмотренные модели относятся к статическим моделям, т.к. в них не учитывается фактор времени. Рассмотренные модели относятся к статическим моделям, т.к. в них не учитывается фактор времени.

3. Сложные варианты рыночного равновесия

Паутинообразная модель Учитывает фактор времени – относится к динамическим моделям Учитывает фактор времени – относится к динамическим моделям Условие: объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванеем (пример: отрасли с/х производства, биржевой рынок ценных бумаг и валюты) Условие: объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванеем (пример: отрасли с/х производства, биржевой рынок ценных бумаг и валюты) Учитывает фактор времени – относится к динамическим моделям Учитывает фактор времени – относится к динамическим моделям Условие: объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванеем (пример: отрасли с/х производства, биржевой рынок ценных бумаг и валюты) Условие: объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванеем (пример: отрасли с/х производства, биржевой рынок ценных бумаг и валюты)

Q P PtPt P2P2 P3P3 P1P1 E Q 1 QtQt Q2Q2 Система стремится к равновесию

Отсутствие равновесия Отсутствие равновесия

Р Р Q Q S S D D Свободное благо QDQD QDQD P0P0 P0P0 QSQS QSQS Q S> Q D

Свободное благо Предложенее больше спроса при всех неотрицательных ценах. Предложенее больше спроса при всех неотрицательных ценах. Свободное благо может превращаться в экономическое благо. Свободное благо может превращаться в экономическое благо.

Р Р Q Q S S D D Отсутствие равновесия P0P0 P0P0 РS >РDРS >РD РS >РDРS >РD P1P1 P1P1

Цена производителя больше цены покупателя при всех объемах. Цена производителя больше цены покупателя при всех объемах. Для возникновения равновесия необходимо вмешательство государства. Для возникновения равновесия необходимо вмешательство государства.

Неединственность равновесия

Р Р Q Q S S D D Рыночное равновесие Р Р Q0Q0 Q0Q0

Равновесие по объему Равновесие по объему Возможны колебания цены при неизменном объеме. Возможны колебания цены при неизменном объеме. Рынок товаров и услуг первой необходимости. Рынок товаров и услуг первой необходимости.

Р Р Q Q S S D D Рыночное равновесие Q Q P0P0 P0P0

Равновесие по цене Равновесие по цене Возможны колебания объема при неизменной цене. Возможны колебания объема при неизменной цене.

Р Р Q Q S S D D Сложное равновесие P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 Эффект замещения Эффект дохода

Неединственность равновесия Кривая предложения – загибающаяся против часовой стрелки (кривая предложения труда). Кривая предложения – загибающаяся против часовой стрелки (кривая предложения труда).

Р Р Q Q S S Р0Р0 Р0Р0 Q0Q0 Q0Q0 Q1Q1 Q1Q1 S'S' S'S' D D Р1Р1 Р1Р1

Логическая цепочка S Q; P S Q; P

Р Р t t Устойчивость равновесия P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 PEPE PEPE Колебания затухающие

Р Р t t Устойчивость равновесие P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 PEPE PEPE Относительно устойчивое равновесие

Р Р t t Устойчивость равновесия P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 PEPE PEPE Абсолютно устойчивое равновесие

Стабильность равновесия Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянеем лишь своих внутренних сил. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянеем лишь своих внутренних сил. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулированее рынка представляется необязательным. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулированее рынка представляется необязательным. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянеем лишь своих внутренних сил. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянеем лишь своих внутренних сил. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулированее рынка представляется необязательным. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулированее рынка представляется необязательным.

Р Р t t Неустойчивость равновесия P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 PEPE PEPE Колебания равномерные

Р Р t t Неустойчивость равновесия P0P0 P0P0 P1P1 P1P1 PEPE PEPE Колебания взрывные

Излишек потребителя и излишек производителя Р Q D S Р Потреби- тельский излишек Излишек производителя На рынке потребитель и производитель получают определенную выгоду ( gain )

Потребительский излишек - это разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель и той рыночной ценой, которую он заплатил фактически

Излишек производителя - это разница между ценой, которую производитель фактически получил на рынке и той минимальной ценой, за которую был готов продать товар

ТЕСТ-ПАУЗА 1. При данной величине спроса технический прогресс в производстве продукта А повлечет за собой: А) увеличенее равновесной цены на продукт А и увеличенее равновесного количества; Б) увеличенее равновесной цены и уменьшенее равновесного количества; В)уменьшенее равновесной цены и уменьшенее равновесного количества; Г) уменьшенее равновесной цены и увеличенее равновесного количества. 2. При перепроизводстве товара: А) величина спроса превышает величину предложения; Б) товаров произведено больше, чем нужно всем людям; В) товаров много у спекулянтов и мало в магазинах; Г) величина спроса меньше величины предложения; Д) спрос меньше предложения. 3. Увеличенее спроса и предложения одновременно: А) приведет к росту цены равновесия; Б) оставит цену равновесия без изменений; В) снизит цену равновесия; Г) может привести к любому из вышеперечисленных последствий.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1В 1В 3 А 3 А 2 Г 2 Г 4 Д 4 Д

Бизнес-проблема: определенее кривой спроса фирмы Рынок – это ненаблюдаемая реальность»Рынок – это ненаблюдаемая реальность» Дж. Дэй, американский экономист

Определенее линии тренда Qd=b0+b1 х P P QdQd

Методы сбора данных Пассивные методы сбора информации Пассивные методы сбора информации Активные методы сбора информации Активные методы сбора информации

Пассивные методы сбора информации Использованее уже имеющихся у фирмы или ее консультантов данных Использованее уже имеющихся у фирмы или ее консультантов данных Общее достоинство: дешевизна (деньги нужны только для анализа данных) Общее достоинство: дешевизна (деньги нужны только для анализа данных)

Активные методы сбора информации

Лабораторный эксперимент Для группы потенциальных потребителей товара создается искусственная ситуация выбора Интервью Постановка вопросов перед реальными или потенциальными потребителями товаров Рыночный эксперимент Измененее условий продажи на ограниченных сегментах рынка

Достоинства и недостатки активных методов Достоинства : Достоинства : Экспериментальная природа (возможность повторения исследования и уточнения условий ) Недостаток Недостаток - Дороговизна применения - Относительная оторванность от реальности

Контролируемые переменные Четыре «П» Четыре «П» Цена, Цена, реклама, реклама, товар и его качество, товар и его качество, сбытовая сеть сбытовая сеть p rice, p romotion, p roduct, p lace of sale p rice, p romotion, p roduct, p lace of sale

Принципы управления спросом Принципы управления спросом Управленее спросом Возможность до некоторой степени воздействовать на спрос Возможность до некоторой степени воздействовать на спрос

Контролируемые переменные Сравнительная эластичность контролируемых переменных Сравнительная эластичность контролируемых переменных Использованее тех переменных, которые при равных затратах дают наибольший прирост спроса Использованее тех переменных, которые при равных затратах дают наибольший прирост спроса

ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? С полной неопределенностью никогда неизвестно, где проходят границы рынка каждого продаваемого товара С полной неопределенностью никогда неизвестно, где проходят границы рынка каждого продаваемого товара Рынки – сложные, нечеткие и быстроменяющиеся объекты Рынки – сложные, нечеткие и быстроменяющиеся объекты (в основе перемен: появленее лучшего конкурирующего товара, измененее моды, ухудшенее или улучшенее финансового положения покупателя, неудачная или очень содержательная реклама, надоеданее одного и того же, или появленее новинок и пр. ) (в основе перемен: появленее лучшего конкурирующего товара, измененее моды, ухудшенее или улучшенее финансового положения покупателя, неудачная или очень содержательная реклама, надоеданее одного и того же, или появленее новинок и пр. ) !!! В распоряжении менеджера есть лишь отрывочная информация об отдельных точках кривой спроса, причем не нынешего спроса, а того, каким он был где-то и когда-то. Спрос на производимый фирмой товар необходимо оценивать хотя бы приблизительно. !!! В распоряжении менеджера есть лишь отрывочная информация об отдельных точках кривой спроса, причем не нынешего спроса, а того, каким он был где-то и когда-то. Спрос на производимый фирмой товар необходимо оценивать хотя бы приблизительно.

Методики оценки спроса Простые (основаны на интуиции менеджера, который оценивает прежнее показатели и корректирует в зависимости от складывающейся ситуации) Простые (основаны на интуиции менеджера, который оценивает прежнее показатели и корректирует в зависимости от складывающейся ситуации) Сложные (основаны на использовании математических моделей, где информация о факторах представляется в виде системы уравнений) Сложные (основаны на использовании математических моделей, где информация о факторах представляется в виде системы уравнений)

Этапы оценки спроса Определенее основных переменных, от которых зависит спрос на производимый фирмой товар Определенее основных переменных, от которых зависит спрос на производимый фирмой товар Сбор данных о динамике интересующих переменных за определенный период времени Сбор данных о динамике интересующих переменных за определенный период времени Определенее формы модели, иначе говоря, выбор уравнений, которые отражают характер действия выявленных переменных на спрос Определенее формы модели, иначе говоря, выбор уравнений, которые отражают характер действия выявленных переменных на спрос Проведенее регрессионного анализа – примененее метода, используемого в эконометрике для выведения уравнений и интерпретации полученных результатов Проведенее регрессионного анализа – примененее метода, используемого в эконометрике для выведения уравнений и интерпретации полученных результатов

Определенее переменных Творческий процесс, требует от менеджера глубокого знания рынка Творческий процесс, требует от менеджера глубокого знания рынка Факторы, значимые в одном случае, могут не играть никакой роли в другом (например, ставка банковского процента значима при покупке недвижимости, а не повседневных товаров ) Факторы, значимые в одном случае, могут не играть никакой роли в другом (например, ставка банковского процента значима при покупке недвижимости, а не повседневных товаров ) Возможно использованее разных переменных при определении спроса разных слоев населения Возможно использованее разных переменных при определении спроса разных слоев населения Открытие новой переменной в конкретном бизнесе может предопределить коммерческий успех товара (например, индустрия «фаст фуд») Открытие новой переменной в конкретном бизнесе может предопределить коммерческий успех товара (например, индустрия «фаст фуд»)

Определенее общего вида функции спроса Q D = f(P, I, A) Q D = f(P, I, A) Определенее направленее влияния факторов на качественном уровне. Например, взаимосвязь спроса Определенее направленее влияния факторов на качественном уровне. Например, взаимосвязь спроса С ценой (P) – обратная (отрицательная) С ценой (P) – обратная (отрицательная) С доходом (I) – прямая (положительная) С доходом (I) – прямая (положительная) С расходами на рекламу (А) – прямая (положительная) С расходами на рекламу (А) – прямая (положительная)

Принципиальная схема временного ряда Принципиальная схема временного ряда Позволяет видеть к каким переменным спрос более чувствителен Позволяет видеть к каким переменным спрос более чувствителен Недостаток: за длинный отрезок времени могут измениться не учтенные исследователями факторы, а выявленные взаимосвязи окажутся недостоверными Недостаток: за длинный отрезок времени могут измениться не учтенные исследователями факторы, а выявленные взаимосвязи окажутся недостоверными ГОД Q D, шт. P, руб. I, руб А, тыс. руб

Принципиальная схема структурного анализа Данные об уровне спроса в определенный момент времени представляются с разбивкой по регионам или группам населения («срез» структуры спроса на какую- то дату Данные об уровне спроса в определенный момент времени представляются с разбивкой по регионам или группам населения («срез» структуры спроса на какую- то дату Достоинство – нет неучтенных факторов, накопившихся с теченеем времени Достоинство – нет неучтенных факторов, накопившихся с теченеем времени Удобен, когда переменные различаются в разных регионах Удобен, когда переменные различаются в разных регионах Недостаток: несопоставимость данных по регионам (регионы могут различаться по многим параметрам, в том числе трудноуловимым) Недостаток: несопоставимость данных по регионам (регионы могут различаться по многим параметрам, в том числе трудноуловимым) Регион СпросШт. Р, руб I, руб. А, тыс. руб 1……..……..……..…….. 2……………………………… 3……..……..……..……… 4……………………….………. 5……………….……….……….

Выбор уравнений Если взаимосвязь объемов спроса и значений независимых переменных носит линейный характер, то уравненее имеет вид: Если взаимосвязь объемов спроса и значений независимых переменных носит линейный характер, то уравненее имеет вид: Q d =b 0 +b 1 P+b 2 I+b 3 A Q d =b 0 +b 1 P+b 2 I+b 3 A где b 0 - постоянная величина где b 0 - постоянная величина b i – коэффициенты b i – коэффициенты Возможно использованее нелинейных функций спроса Возможно использованее нелинейных функций спроса

Регрессионный анализ Выясняет зависимость некоторого показателя (величины спроса) от нескольких независимых переменных (регрессоров) Выясняет зависимость некоторого показателя (величины спроса) от нескольких независимых переменных (регрессоров) Проводится на компьютерах с помощью специальных программ Проводится на компьютерах с помощью специальных программ Идеи регрессионного анализа: в поиске линии тренда, показывающей взаимосвязь переменных Идеи регрессионного анализа: в поиске линии тренда, показывающей взаимосвязь переменных

Формула спроса применительно к задачам фирмы по управлению им Частично поддающиеся Частично поддающиеся воздействию переменные воздействию переменные Q d = f(P, F,C,O, P n *,A n *,C n *,O n *, W,I,M *, G,N, …) Фирма Конкуренты Потре- бители Прочие Контролируемые (стратегические) переменные Неконтролируемые переменные

Обозначения Q D - объем спроса на продукцию фирмы Q D - объем спроса на продукцию фирмы P – цена P – цена А – реклама и другие меры по продвижению товара А – реклама и другие меры по продвижению товара С – качественные характеристики товара С – качественные характеристики товара О – сбытовая сеть О – сбытовая сеть P n - цена P n - цена A n – реклама и другие меры по продвижению товара A n – реклама и другие меры по продвижению товара С n – качественные характеристики товара С n – качественные характеристики товара O n –сбытовая сеть O n –сбытовая сеть Е – ожидания потребителей Е – ожидания потребителей I – доходы потребителей I – доходы потребителей T – вкусы и предпочтения потребителей T – вкусы и предпочтения потребителей G – государственная политика G – государственная политика N – численность населения N – численность населения Данной фирмы Конкури- рующих фирм

Неконтролируемые переменные Усилиям фирмы противостоят четыре стратегические переменные, подвластные фирмам-конкурентам Усилиям фирмы противостоят четыре стратегические переменные, подвластные фирмам-конкурентам Благополучие конкурентов может быть разрушено в результате действий данной фирмы Благополучие конкурентов может быть разрушено в результате действий данной фирмы Поведенее потребителей, государства и влиянее прочих факторов специально не направлено против данной фирмы. Внешнее сдвиги могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными Поведенее потребителей, государства и влиянее прочих факторов специально не направлено против данной фирмы. Внешнее сдвиги могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными

Общий принцип управления спросом Оптимально использовать четыре контролируемые стратегические переменные для достижения его желательного объема Оптимально использовать четыре контролируемые стратегические переменные для достижения его желательного объема Стремиться так влиять на частично поддающиеся воздействию переменные, чтобы не допустить их измененее в нежелательную для фирмы сторону. В случае невозможности этого хотя бы предвидеть динамику этих переменных и принимать соответствующие защитные меры Стремиться так влиять на частично поддающиеся воздействию переменные, чтобы не допустить их измененее в нежелательную для фирмы сторону. В случае невозможности этого хотя бы предвидеть динамику этих переменных и принимать соответствующие защитные меры Прогнозировать развитие прочих неконтролируемых переменных и строить в соответствии с прогнозом политику фирмы Прогнозировать развитие прочих неконтролируемых переменных и строить в соответствии с прогнозом политику фирмы

Заданее: Бизнес-проект «Управленее спрoсом» Сформировать группы по человек Сформировать группы по человек Выбрать экспертную комиссию – 5 человек Выбрать экспертную комиссию – 5 человек Каждая группа разрабатывает проект и готовит его презентацию Каждая группа разрабатывает проект и готовит его презентацию

Требования к проекту: Определить направленее деятельности фирмы в сфере образования Определить направленее деятельности фирмы в сфере образования Определить основные переменные, от которых зависит спрос на предлагаемый фирмой товар, установить характер этой зависимости Определить основные переменные, от которых зависит спрос на предлагаемый фирмой товар, установить характер этой зависимости Определить способ, который будет избран для сбора данных (будут ли проводиться эксперименты, интервью и пр.) Определить способ, который будет избран для сбора данных (будут ли проводиться эксперименты, интервью и пр.) Установить, какие переменные являются контролируемые, какие неконтролируемые Установить, какие переменные являются контролируемые, какие неконтролируемые Обосновать стратегию управления спросом на продукцию своей фирмы Обосновать стратегию управления спросом на продукцию своей фирмы