Рабочеостровская муниципальная общеобразовательная средняя школа краеведческий кружок Исследовательская работа Поморские женские и девичьи головные уборы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карельский национальный костюм Женский костюм. Цели Познакомить с карельским национальным женским костюмом Дать представление об особенностях костюма.
Advertisements

Вышивка была издавна едва ли не основной формой народного декоративного творчества карельских женщин. Вышитыми узорами карелки украшали одежду: женские.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Цели и задачи проекта: Изучение традиций народного творчества. Сохранение художественного наследия карельского народа, важной составной части его культуры.
Из истории века На основе традиционного женского рукоделия развился также вышивальный промысел, которым к началу 20 века в 4 уездах края занимались.
КОСТРОМСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Что такое «традиционный» костюм? Одежда костромских крестьянок Мужской костюм Детский костюм Путешествие в Костромской.
ПОМОРЬЕ (СОВРЕМЕННЫЕ БЕЛОМОРСКИЙ И КЕМСКИЙ РАЙОНЫ) КУКЛА изделия современных мастеров.
Павловская А.Я. учитель технологии МОУ средняя школа 7 г. Няндома.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Подготовила: учитель технологии МОУ КСОШ 1 г. Кувшиново Тверской обл. Иванова Нина Алексеевна.
Народный праздничный костюм Автор: Гришин Михаил Александрович. 8 класс МОУ «СОШ С.Аряш» Номинация: «История национального костюма» Учитель : Сатвалдиева.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
РУССКАЯ КРАСАВИЦА. КРАСОТА ЛИЦА Русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, сурьмили брови. Использовали на Руси натуральную.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Исследовательская работа (проект) по теме: История Русского Народного Костюма Выполнили: Учащиеся 9 а класса Сысоева Мария Гавриленко Екатерина 2011 г.
Транксрипт:

Рабочеостровская муниципальная общеобразовательная средняя школа краеведческий кружок Исследовательская работа Поморские женские и девичьи головные уборы Авторы: ученица 9 а класса Палысаева Татьяна Евгеньевна ученица 9 б класса Попова Елена Николаевна ученица 10 а класса Югарова Елена Руководитель: Пилипенко Светлана Петровна – учитель «Карельского прикладного искусства», заведующая школьного музея. Консультант: Сонников Геннадий Степанович – историк музей «Поморье». Консультант по вышивке: Бедоева Людмила Ивановна – учитель обслуживающего труда Республика Карелия Кемский район поселок Рабочеостровск 2004 г.

Цель исследования: изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах Русского Севера; собрать материал о головных уборах Поморья, исследуя поморские села: Вирма, Шуерецкая, Летнюю речку; на основе рассказов и собранного материала создать фольклорный образец поморского праздничного женского головного убора «Латушка». Задачи: Изучить технологию изготовления поморских женских головных уборов, повойников, кокошников, шалях; девичьих: лента, перевязка, повязка, свадебная повязка невесты, на основе изученной литературы и рассказов жителей. Актуальность и значимость выбранной темы состоит в том, что мы подробно исследуем и создаем поморский головной убор нашего края – «катушка».

На Поморском берегу от Кеми до Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения. В свое время ученые отдали дань этому удивительному краю, собрав его песни, обряды, традиции. Но постепенно исчезают деревни, уходят из жизни люди – хранители традиционных ремесел. Подобного допустить нельзя, ведь у поморов было все свое, - необыкновенное, особенное: ладьи, иконы, наряды. Больше нигде на Севере женщины не носили также роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Накопленные веками традиции поморов имеют большую ценность как составляющая часть культуры России. Карта Карелии

В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать. Не случайно вокруг ярмарок монастырей, где имелось сырье для изделий, в том числе речной жемчуг, получили в крае развитие две ветви вышивальных занятий ремесла и промыслы. Особенно славился вышивальщицами Сумской посад. Соловецкий монастырь Шуньга (ярмарка) Сумский посад

В реках Поморья – Кеми, Керети, Умбе, Варгузе, Куземке и других добывался жемчуг. Особенно славился жемчуг, добываемый в Кемском уезде. Для города Кеми 4 октября 1788 года был утвержден следующий герб, как символ одного из основных промыслов. Вот описание этого герба: «В голубом поле сделанный из жемчуга венок, в знак того, что из протекающих рек от лапландских гор вынимается много раковин и из них довольное количество жемчуга».

Предметы поморских рукодельниц, вышитые золотом, жемчугом, нитками обменивались через Соловецкий монастырь на заморские товары первой необходимости и хлеб.

В совершенстве владели мастерицы золотошвейным и жемчужным шитьем. Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика.

В фонде школьного краеведческого музея имеются предметы украшенные вышивкой золотом. Повойник село Шуерецкое Повойник село Вирма

Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края. Один из определяющих признаков народного костюма – его комплектность, каждому костюмному комплексу соответствовали и свои головные уборы. Комплексность народного костюма связана с территориальным делением и с возрастными градациями. Различали женские и девичьи головные уборы, которые строго отличались друг от друга.

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма. Он являлся отражением древнейших народных представлений о защитной силе волос. Для замужней женщины считалось большим грехом оставлять свои волосы непокрытыми головными уборами. Девушка могла открывать свои волосы, в этом не виделось никакого зла. Девичьими головными уборами были ленты, повязки. Лента была своеобразным символом девичества, - «вольной волюшки девичьей». Девичья коса украшалась множеством лент. На затылке завязывался большой бант, прикрывая место скрепления головных уборов.

Девичьим головным убором была повязка («перевязка», «перевес точка»). Убор, обхватывая голову вокруг, оставлял ее верх, макушку, затылок открытым. В Поморье самыми распространенными были повязки на твердой основе и мягкие, сложенные в виде обруча из шелковой косынки. Поверх шелковой повязки украшались нитки с нанизанным жемчугом или бисером, имевшие название жемчуг, жемчужная нитка (фото 1), головная нитка, перо (фото 2), налобник. Фото 1 Фото 2

Самыми красивыми были свадебные повязки.

Традиционным головным убором поморской женщины были шали. Они покрывали или голову поверх повойников или носили на плечах, закрепляя на груди брошью (фото 1), (фото 2).

В результате исследования специальной литературы и из рассказов жителей поморских сел Вирма, Летняя река, Шуерецкая мы познакомились с технологией выполнения и сделали головной убор нашего края «катушка». Головной убор исполнила Палысаева Татьяна.