Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося « Век живи – век учись»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование мнения о пользе самовоспитания и самообразования Практическая помощь в разработке программ самовоспитания и самообразования Оказание помощи.
Advertisements

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Образование через всю жизнь…»
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Структура школьной методической службы в переходный период введения ФГОС Семинар-практикум для зам.директоров «Сопровождение школьной методической службы.
ПОЗНАЙ СЕБЯ. Качества личности, которые, с вашей точки зрения, необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Стефанова Л. М., руководитель объединённого МС Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «РЦО» г. Сыктывкар, 2013 г. Совершенствование педагогического мастерства.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Тенденции и особенности самообразования учителя в современных условиях развития образования.
Сопровождение деятельности педагогов в ДОУ Система работы.
ГБОУ СОШ 1307 Методическая работа как один из способов повышения качества образования.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический совет Самообразование педагогов – одно из условий успешного перехода школы к деятельностно- компетентностному образованию ФГОС.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Транксрипт:

Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося « Век живи – век учись»

Приоритетная задача развития нашего общества, условие его выживания, это – восстановление, возрождение духовности и гуманитарной культуры, в чем совершенно исключительная роль принадлежит образовательным учреждениям. Каким должен быть выпускник современной школы? Модель выпускника современной школы: самосовершенствующаяся, самовоспитывающаяся, саморазвивающаяся личность.

Какой же он – человек будущего ? Личность с доминантой на самосовершенствование, постоянно занимающийся самообразованием, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни. Здоровый физически и психически, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Образованный, воспитанный, интеллигентный человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Компетентный, социально зрелый, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Деловой, трудолюбивый, самостоятельный, конкурентоспособный. Высоконравственный и духовно культурный, живущий интересами ноосферного развития, участвующий в межнациональном общении. Творческая личность, постоянно совершенствующая самоё себя. Гражданин, патриот, семьянин, Человек Мира, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи предков, их веру.

Кто может воспитать Человека будущего? По рекомендациям ЮНЕСКО современный выпускник должен иметь шесть основных ключевых компетентностей: умение работать с числовой информацией; коммуникативные умения; владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе; открытость новому знанию, навыки саморазвития и самообразования; умение сотрудничать, работать в команде; умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Может ли учитель, сам не обладающий этими компетенциями, научить им детей?

5 Самовоспитание - процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно- нравственного, социального и творческого развития. (Г.К.Селевко) Селевко Г.К., к.п.н., профессор, зав.лабораторией развивающих технологий Ярославского областного института развития образования.

6 Самообразование - целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. ( Г.К.Селевко )

Под самообразованием и самовоспитанием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека); во-вторых, управляется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека и сам человек это осознает.

8 Направления самообразования и самовоспитания Самообразование и самовоспитание Формирование мнения о пользе самообразования и самовоспитания Практическая помощь в разработке программы самовоспитания и самообразования Оказание помощи в уяснении сущности самовоспитания и самообразования

9 Факторы, влияющие на процесс самообразования и самовоспитания формирование общественных идеалов; притязания личности на признание себя в коллективе; ориентация на положительные примеры; создание обстановки здоровой критики и самокритики; внесение в работу атмосферы состязательности.

10 Методы самовоспитания самоприказ, самообязательство,само принуждение, самоубеждение; самовнушение,самопоощрение,самонаказание, самоутешение, самокритика; самоконтроль,самооценка,корректировка плана деятельности; эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека (эмпатия), сопереживание; само инструктирование, само подчинение, само напоминание.

11 Самоорганизация (самоконтроль, самоотчет, самоанализ) Самоинфор- мирование Самопобуждение (самоприказ, самопринуждение, самоубеждение) Методы самообразования

Структура процесса самообразования и самовоспитания Самовоспитание и самообразование Потребность изменить себя, усовершенствовать свою личность Самоанализ Самооценка Определение цели, программы и плана деятельности Деятельность, направленная на самосовершенствование Методы, приемы, средства деятельности по самообразованию и самовоспитанию

Признаки, характеризующие процесс самообразования и самовоспитания Осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку Имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач Умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имеет их Требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознает необходимость самообразования и самовоспитания Знает методики самообразования и самовоспитания Знает средства и способы работы над собой, владеет ими Конкретно действует в одном или нескольких направлениях своего развития Имеет результаты в самовоспитании и самообразовании

Самообразование учителя - Основная форма повышения его профессиональной квалификации, заключающаяся в совершенствовании знаний и обобщении педагогического опыта путем целенаправленной самостоятельной работы над литературой и методическими материалами. Формы самообразования: -коллективные ( на курсах -индивидуальные повышения квалификации, (самостоятельное в МО, лекториях, на педсо- изучение методик, ветах, методических сове- форм и приемов щаниях и т.п.). обучения и др.). Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя.

Самообразование и самовоспитание педагога будут продуктивными, если: Реализуется потребность педагога к собственному развитию, самообразованию и самовоспитанию Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта (понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает своё несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений). Педагог обладает развитой способностью к рефлексии Программа профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

16 Технология - субъективно освоенная и профессионально отрефлектированная воспроизводимая система последовательных действий педагога, направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов воспитания.

Технология управления самовоспитанием ученика Диагностика самовоспитания учащихся. Исследования личности (психологические; анализ социума; анализ условий семьи; анализ потребностей; анализ ценностей и ценностных ориентаций). Анализ уровня воспитанности и выявление проблем. Постановка целей самовоспитания (от исправления своих поступков и поведения в начальной школе, самовоспитания воли, характера в среднем звене к ответственности и принципиальности в старших классах). Составление плана самовоспитания: - познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение); - эмоционально-волевые качества (аутотренинг, выработка полезных привычек); - коммуникативные умения (общение «учитель-ученик», групповая работа, тренинги, упражнения, наблюдения). Прогнозирование результатов самовоспитания учащихся. Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование, самообязательство,самоприказ, самовнушение и др.).

Выработка критериев успеха и неудачи: - соответствие результата поставленной цели; - удовлетворение потребностей. Стимулирование (опора на положительные эмоции, радость творчества, состояние вдохновения; стимулы, вызывающие успокоение, снятие напряжения, тревоги, страха).Создание условий, способствующих воспитанию тех или иных качеств ( в семье, в школе ). Реализация плана самовоспитания: - найти наставника ( родители, сверстники, друзья, учителя, психолог ); - моральная поддержка ( члены семьи и добрые знакомые, клубы по интересам и др.); - соревнование ( сравнение себя с самим собой ); - самообязательства ( посильные и выполнимые на уровне оптимальной трудности); - самоприказ ( не должно быть насилия); - использование «стимулов-орудий» (записная книжка, записки самому себе, дневники и др.); - соблюдение принципов последовательности; - опора на положительные эмоции; Промежуточная диагностика. Корректировка изменений. Анализ эффективности результатов работы и прогноз на будущее.

Технология управления самообразованием ученика Побуждение к самообразованию через переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса ( занимательные задачи, софизмы, головоломки, проблемное изложение материала, различные пути решения проблемной ситуации, различные методы решения задач ). Диагностика (самодиагностика) актуального уровня развития учащихся с выходом на результат осознание собственных гностических способностей (индивидуальная диагностика ( я=имидж, я=память); анализ способностей и выявление имеющихся проблем; диагностика ЗУН учащихся; анализ учебных проблем, затруднений; определение зон ближайшего развития). Движение к самообразованию через промежуточные и близкие конкретные цели: - составление плана самообразования : а) на ближайшую перспективу – на неделю, на несколько дней; б) на среднюю перспективу – на летние каникулы; в) на дальнюю перспективу – на год, на несколько лет; - обучение способам обучения; - создание условий для проявления навыков самообразования; - оказание своевременной помощи; - оценка, похвала, поощрение.

Определение показателей, по которым необходимо определить успешность выполнения деятельности: - анализ результатов самообразовательной деятельности; - определение направлений самообразования на будущее; - составление плана самообразования на будущее ( цели, задачи и т.д.). Ребенок – это зодчий, возводящий структуры собственного интеллекта. Ж.Пиаже

План самообразования, который составил для себя Л.Н.Толстой в 16 лет. Изучить курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете. Изучить практическую медицину и часть теоретической. Изучить языки: французский, английский, русский, немецкий, латинский, итальянский. Изучить сельское хозяйство как практически, так и теоретически. Изучить историю, географию, статистику. Изучить математику, гуманитарный курс. Написать диссертацию. Достигнуть средней ступени совершенства в музыке и живописи. Написать правила для домашнего поведения. Получить некоторые знания в естественных науках. Составить сочинения из тех предметов, которые буду изучать. Преодолеть вялость, инертность, пассивность путем развития воли. Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени. Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки. Добиться высокого качества выполняемой работы.

План саморазвития ( составлен нашим современником – 11-летним подростком ) Цель: стать интеллигентным человеком. Пути достижения цели: - определить, для чего это надо; - определить ограничения, которые могут встретиться на пути; - определить способы достижения цели и выстроить иерархию их осуществления. Для этого: - составляю перечень тех качеств, которые я должен развить у себя, чтобы добиться цели; - составляю перечень тех отрицательных качеств в себе, которые я должен преодолеть; - намечаю серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.

Образованность ПорядочностьГражданственность Для чего мне это надо? Чтобы находить ответы на все мыслимые вопросы мироздания Чтобы ощущать себя человеком Чтобы улучшить не только свою жизнь, но и окружающих меня людей, потому что все мы тесно связаны в обществе Ограничения Возможность получить 1-2 специальных образования. Семейный бюджет не резиновый - на освоение всех культурных ценностей средств не хватит. Недостаток свободного времени. Собственные недостатки: честолюбие, склонность к компромиссу, вспыльчивость От меня ещё ничего реально не зависит Способы Чтение, просмотр телепрограмм, походы в театры, музеи, занятия физической культурой, Интернет Поступать по совести, т.е.так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобою, не лгать, узнать и освоить правила общения с людьми, преодолеть нерешительность, стать сдержанным Выработать жизненные принципы, говорить что думаешь, ставить общественное вровень с личным

Технология самообразования учителя Побуждение к самодиагностике. Самодиагностика учителя : - когнитивный уровень ( «Я знаю, что я ничего не знаю»); - коммуникативный уровень (самооценка; стиль преподавания); - эмоциональный уровень (психоэмоциональное состояние). Анализ состояния по проблеме : - результативность обучения; - результативность собственной деятельности; - затруднения педагога; - потребности педагога. Разработка программы самообразования: а)определение цели и формулирование задач деятельности; б)определение форм и методов работы по самообразованию; в)выработка критериев для определения успешности самообразования; г)прогнозирование результатов. Корректировка плана. Итоговая диагностика. Закрепление достигнутых результатов. Определение более сложных задач на будущее.

Технология самовоспитания учителя Самодиагностика ( ревизия личностных качеств, профессиональных затруднений ); Самоанализ деятельности учителя: - учебной деятельности; - методической работы; - воспитательной деятельности. Анализ состояния по проблеме: - потребностей; - способностей; - ценностных ориентаций; - условий существования. Осознание необходимости самовоспитания. Определение целей и задач. Определение основных направлений в самовоспитании: - этикет; - культура общения; - самореабилитация; - самопрезентация и т.д.

Изучение литературы по проблеме (знакомство с программами самовоспитания великих, знаменитых личностей). Создание программы по самовоспитанию. Разработка критериев качественных изменений в процессе самовоспитания. Выбор форм и методов самосовершенствования ( соревнование, самообязательство, самоприказ, самовнушение и др.). Стимулирование ( опора на положительные эмоции; радость творчества; состояние вдохновения). Деятельность учителя по выполнению программ: - проведение, взаимопосещение уроков; - проведение воспитательных мероприятий; - курсы повышения квалификации; - участие в школьных, городских мероприятиях. Подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования фиксировать свои результаты, так как потребность в самореализации – ведущая потребность человека.

Технология стимулирования процесса самообразования и самовоспитания учителя Провести самоанализ и диагностику мотивации педагогической деятельности. Организовать психологическую диагностику учителей с целью выявления творческих способностей, профессиональных личностных качеств и т.д. Определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей. Обеспечить условия для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности. Установить условия целесообразности и эффективности тех или иных форм самовоспитания и самообразования: - проанализировать результаты собственной деятельности за истекший период; - сделать запрос и провести собеседование с психологом; - разработать модульный проект по индивидуально-личностному развитию. Обеспечить библиотеку литературой по психологии, методической литературой, современными периодическими изданиями.

Создать методический кабинет в школе. Обеспечить технологическую базу (компьютеры, Интернет, ксерокс) для индивидуальной работы учителей по исследовательским, творческим темам. Разработать систему административного поощрения учителей, занимающихся исследовательской работой. Оказание помощи учителям в публикации и рецензировании исследовательских работ. Установить четкий график заседания кафедр (МО) для обсуждения новейших образовательных технологий, обмена опытом и представления результатов перед всем педагогическим коллективом. Обеспечение мобильности, гибкости, вариативности расписания уроков с целью предоставления всем учителям участвовать в городских мероприятиях по проблеме. Составить программу совершенствования психологической культуры учителя (обучающие семинары по приобретению психологических знаний, тренинги социальных навыков и личностного роста). Разработать систему мер, обеспечивающих благоприятную психологи- ческую атмосферу в коллективе, отказ от мелочного контроля, поощрение инициативности, демократический стиль, совместное создание традиций педагогического коллектива (не для учеников) для учителей.

Разработать программу обмена опытом всех учителей как своего, так и других образовательных учреждений. Создать методическую службу в школе. Разработать график посещения уроков методической службой с целью оказания помощи в эффективном планировании уроков. Обеспечить методическую помощь педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег. Разработать программу семинаров и педагогических советов по тематике «Личность учителя и эффективность педагогического труда». Реализация проекта по индивидуально-личностному развитию: - проинформировать близких людей о предстоящем проекте; - провести «ревизию» собственного информационного поля; - повысить компьютерную грамотность, выработать умение пользо- ваться Интернетом; - непрерывно повышать профессиональную компетентность; - разработать системы диагностики и мониторинга реализации проекта. Разработать положения о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной деятельности педагогов.

Формы и методы стимулирования Поддержка, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием и самовоспитанием. Стимулы профессионального развития учителей: мотивы самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности; мотивы самоутверждения, достижения социального успеха; мотив стабильности; мотив состязательности; демонстрация результатов в форме диаграмм, плакатов и т.д. на производственном совещании, методическом совете; объявление благодарности; публикация опыта в печати; вручение грамоты; привлечение к разработке наиболее важных проблем; поощрение авторов наиболее оригинальных решений назначением на руководящие должности подразделений; поздравление с праздниками, днем рождения; предоставление дополнительных дней отдыха к отпуску; поощрение педагогов санаторно-курортными путевками.

Технология стимулирования самообразования и самовоспитания ученика Психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе над собой. Психологическая диагностика (индивидуальная, коллективная, групповая; первоначальная характеристика детского коллектива, отдельного учащегося; формирование перспективы; составление плана достижения цели). Определение целей самовоспитания и самообразования. Совместная деятельность педагога и ребенка по достижению поставленных целей. Пути взаимодействия: совместные классные вечера, коллективные творческие уроки, тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности. Организационно-деятельностный подход: планирование и осуществление программы развития творческой личности с учетом возраста, мотивации и самооценки ребенка; создание условий, способствующих проявлению способностей; оказание своевременной помощи. Пути взаимодействия: ролевая игра, дискуссия, тренинг, творческий отчет, классный театр, летопись классных дел, пресс- конференция.

Результативно-закрепляющий и стимулирующий этап: анализ успехов и неудач; закрепление потребности; постановка более сложных задач. Пути взаимодействия: работа с подшефным классом; каждому - дело по душе; каждое дело – творчески; факультативы; предметные кружки; совместный анализ. Самоконтроль, повторная диагностика ( что изменилось ). Виды поощрений: - перед классом; - на линейке; - объявление благодарности; - публикация в печати; - вручение грамоты; - награждение ценным подарком; - привлечение для разработки наиболее важных школьных дел.

«Всякое настоящее образование достигается путем самообразования» Н.Рубакин «Всякое воспитание в конечном счете есть самовоспитание» Л.Выготский Презентация разработана Сарахман И.Д., зам.директора по ВР МОУ СОШ 8 г.Моздока