Учебные ситуации, типовые задачи, учебное сотрудничество МБОУ Староаннинская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Advertisements

- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Технология «Учебная ситуация». Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Учитель начальных классов: Егель Ольга Анатольевна МБОУ «Школа 1 имени Б.В.Волынова» г.Прокопьевск,2014 г.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Транксрипт:

учебные ситуации, типовые задачи, учебное сотрудничество МБОУ Староаннинская СОШ

Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Структура деятельности: мотивация целеполагание деятельность результат Оценивание, рефлексия Зона актуального развития Зона ближайшего развития потребность

Как испечь печенье? Зона актуального и ближайшего развития Папа, как ты печешь печенье? Тебе надо… обучаемый родители Как Вы печете печенье ? Тебе надо… обучаемый учитель Как ты печешь печенье? Тебе надо… обучаемый друг Надо взять… обучаемый компьютер Как печь печенье? Теперь я знаю как печь печенье!

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Деятельностный подход: следствие для системы оценки Деятельностный подход: следствие для системы оценки (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия (УУД)

Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения; Подбор, разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), выполнение которых обеспечит формирование универсальных действий.

Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

-организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; - от саморегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

Универсальные учебные действия Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знака-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

УУД Познавательные РегулятивныеКоммуникативные Личностные Уроки Внеурочная деятельность Организация форм учебного сотрудничества: Решение типовых задач Создание учебных ситуаций Применение СОТ: Рефлексия Тренинги Приемы доказательства Разновозрастное сотрудничество Дискуссии Совместная деятельность Технология развития критического мышления через чтение и письмо Метод исследования Метод проектов Проблемное обучение ИК технологии Уровневая дифференциация

Технологии развития УУД Условия и средства формирования УУД

Технологии развития УУД

Формы организации учебной деятельности Деловые игры Исследования Практикумы Самостоятельная поисковая работа Работа с различными источниками информации Проведение эксперимента Работа с учебными моделями

16 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ проблемных ситуаций ) Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

17 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

18 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,

19 Исследовательская деятельность Базовые образовательные технологии технологии Развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д), Умение презентовать полученные результаты.

20 Технология дискуссий Базовые образовательные технологии технологии Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)

21 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией

22 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают.

Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной задачи, продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения

Учебная задача Учебная ситуация Мотивация

Учебные ситуации: предметномнадпредметном Построены на содержании Типология учебных ситуаций: Ситуация - проблема Ситуация - иллюстрация Ситуация - оценка Ситуация - тренинг

Ситуация - проблема Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на ТВ и в Интернет? Придумайте названия этим передачам и сериалам. Обществознание, 7 класс

Ситуация - иллюстрация А.И.Кравченко Обществознание, 8 класс Тема «Конфликты в обществе» - Как характеризует иллюстрация суть конфликта?

Ситуация - иллюстрация Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Троя». -Определите историческую ошибку во фрагменте. История Древнего мира, 5 класс.

Ситуация - оценка Ребята составляли список проектов, принять участие в которых будет интересно и полезно всему классу. Чтобы выбрать темы для совместной работы, они решили начать с обсуждения тех работ, которые каждый из них выполнил самостоятельно. Учитель просил всех внимательно прослушать презентацию каждой работы и высказать свое мнение об этой работе, придерживаясь следующих правил. Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы. Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы. В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить или продолжить начатую работу, подходит ли эта тема для совместной работы. Придерживаясь установленных правил, выскажи свое мнение о работе Игоря на тему «Зачем нужны гласные?». И у меня, и у многих моих одноклассников много орфографических ошибок. Я решил разобраться, что это за ошибки и откуда они берутся. Я проанализировал наши письменные работы и установил, что большая часть ошибок приходится на буквы гласных. Но в одной книге я прочитал, что многие народы древности писали без букв гласных. И я подумал, что если мы на письме будем опускать гласные, мы сократим ошибки и потратим высвободившееся от изучения правил правописания время на что-нибудь более интересное. Но возникает вопрос: а можно ли понять текст, если слова писать без букв гласных? Я попробовал переписать несколько текстов, опуская гласные, а потом прочитать их снова. Полученные мной результаты говорят: понять можно чуть более половины текста, так как, если убрать буквы гласных, многие слова будут писаться одинаково, кроме того, сложно расшифровать слова, в которых гласных больше, чем согласных. Поэтому вот вывод, который я сделал: в русском языке на письме не обойтись без букв гласных, а значит, придется учить их правописание.

Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы: а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи; б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания: «А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»; в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему – проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных». Ситуация - оценка Русский язык, 4 класс

Ситуация - тренинг Берем интервью у героя После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Русский язык, 4 класс работа с печатным текстом

Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: – возраста ребенка, – специфики учебного предмета ( учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), – меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя), - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ

Типовые задачи Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия: Регулятивные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.

Развитие регулятивных УУД через учебные задания: Индивидуальные ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; Групповые подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников; подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентации: написание сочинения, подготовка сценария и создание видеоклипа, создание компьютерной анимации, создание макета объекта с заданными свойствами, проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т. п.

Задание «Любимые передачи» Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы). Возраст: лет Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально- гуманитарного цикла) Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек. Описание задания: перед учащимися ставится задача -исследовать любимые передачи. Учащимся для этого надо составить план исследования: -решить, кого будут опрашивать; -продумать вопросы; -опредлить сроки сбора информации; - проанализировать собранную информацию; - сделать выводы; -подготовить презентацию ; -представить презентацию классу; Познавательные действия- формируется умение проводить эмпирические исследования

Инструкция: Написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует выполнять моральную норму» (привести 5 аргументов в пользу того, что моральную норму следует выполнять) Телеканал назвал моральные нормы: справедливость, забота, равноправие… Необходимо дополнить список по числу групп Время работы групп – 10 минут Презентация проекта социальной рекламы (текст, игра, символы, плакат и др.) в течение 5 минут

Типовая задача «Придумай заголовок» Учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Текст должен быть новым, небольшим по объему (до 1 страницы). Инструкция для учащихся: прочитайте текст, выделите его основную идею. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Затем аргументируйте свое предложение. Задание учителям: Сформулируйте цель задания. Определите, для какого предмета могло бы подойти данное задание Продумайте критерии оценивания Какое УУД формируется с помощью данного задания

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смыловое ядро текста. Возраст: лет Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология) Критерии оценивания: Адекватность подбора заголовка; Умение выделить и определить основную идею текста; Умение аргументировать свой выбор. УУД: познавательные УУД, задачи на смысловое чтение.

Условия и средства формирования УУД

Учебное сотрудничество Основные составляющие совместного действия: распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность); коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность операции действия вербальные и невербальные средства операции действия вербальные и невербальные средства Обмен: преобразование, перестройка позиции личности преобразование, перестройка позиции личности

Совместная деятельность Цели организации работы в группе: создание учебной мотивации; пробуждение в учениках познавательного интереса; развитие стремления к успеху и одобрению; снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Комплектация групп Высокий уровень интеллектуального развития С низким уровнем познавательной активности С недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете На основе пожеланий учащихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям… Группы формирует педагог

Распределение ролей в группе: Распределены учителем Роли смешаны Участники группы сами выбирают себе роли Работа в парах: Выполнение самостоятельно задания с последующей проверкой результатов друг друга Поочередное выполнение общего задания Обмен заданиями: выполнение заданий, подготовленных другими учащимися

Дискуссия: Устные формы учебного диалога Письменные формы диалогического взаимодействия - письменная дискуссия

Доказательство это процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения. Суждение Реальное положение вещей Суждения, истинность которых, уже доказана соотнесение

Любое доказательство включает: тезис суждение (утверждение), истинность которого доказывается; аргументы (основания, доводы) используемые в доказательстве уже известные удостоверенные факты, определения исходных понятий, аксиомы, утверждения, из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса; демонстрация последовательность умозаключений рассуждений, в ходе которых из одного или нескольких аргументов (оснований) выводится новое суждение, логически вытекающее из аргументов и называемое заключением; это и есть доказываемый тезис.

При подготовке занятия на системно- деятельносной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов. Какие учебные действия ученикам необходимо освоить? Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)? Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач? Какие методы преподавания наиболее подходят для этого? Какой учебный материал для этого нужен?

Проектируемый учителем порядок действий учащихся по решению учебных задач Общее представление об изучаемой теме; Ознакамление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в её определении (Что узнаю? Что я научусь делать?) Проблемная ситуация, которая приводит к осознанию границ своего знания и незнания, то есть превращению проблемной ситуации в учебную; Что надо сделать, чтобы решить проблему? Формулировка с помощью учителя учебной задачи; Что получится в результате решения учебной задачи? Какой образовательный продукт будет получен?(Составим план, заполним таблицу…) По каким критериям будем оценивать образовательный продукт? Планирование действий; Исполнение; Оценка и самооценка; Рефлексия. Что получилось, что не получилось? Задачи на будущее.