Урок-семинар Тема: Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней.
Advertisements

Гражданская лирике Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина 9 класс.. Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании.
Роза Где наша роза? Друзья мои! Увяла роза, Дитя зари!.. Не говори: Вот жизни младость, Не повтори: Так вянет радость, В душе скажи: Прости! жалею...
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Пророк»
Конспект урока по литературному чтению. МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа Разуваева Татьяна Юрьевна.
(6 июня 1799 года – 10 февраля 1837 года). Пушкин – самый великий и самый любимый поэт нашей родины. Русский народ гордится своим национальным поэтом,
Арина Родионовна Матвеева. Краткая биография Ари́на Родио́новна (в официальных документах Ирина Родионовна Матвеева (дев. Яковлева)) (10 апреля
Пяткина Антонина Ивановна Учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Бакуры Екатериновского района Саратовской области.
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать.
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. А. Н. Островский.
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин «К морю» Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село.
Александр Сергеевич Пушкин.. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 26 мая в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и его.
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Арина Родионовна – няня поэта « Это была старушка чрезвычайно почтенная. Лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца »
Транксрипт:

Урок-семинар Тема: Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

"Разнообразны перевоплощения все поэта Пушкина... От шалости до молитвы, от шутки до гимна в этом протекает жизнь, и это звучит в поэзии Пушкина". Ю.Эйхенвальд Эпиграф

Я вижу в праздности, в неистовых пирах, В безумстве гибельной свободы, В неволе, бедности, изгнании, в степях Мои утраченные годы.

Словарь Ж анр это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания

Выбор жанра определяется выбором творческого метода (сентиментализм, романтизм, реализм). Выбор жанра определяется тематикой произведения (гражданская тематика, тема любви, дружбы, философская лирика, тема поэта и поэзии). Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы. Алгоритм раскрытия темы

Определить жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина, влияние творческого метода и тематики произведений на выбор жанра. Определить значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы русской поэзии. Оценить гениальную одаренность поэта в области жанра. Продолжить развитие умения определять жанровую тональность произведения. Цели

Политическая лирика (патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина) Тема дружбы и любви (самая глубокая и преданная дружба- дружба, выросшая на основе общих идейных интересов; любовные стихи Пушкина- целая «поэма» о подлинной любви, пробуждающей в человеке лучшие качества) Пейзажная лирика. Тема поэта и поэзии, мотивы смерти и бессмертия. Философская лирика (размышление поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия). Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Влияние поэтики классицизма на жанровое своеобразие творчества Пушкина. Влияние сентиментализма. Романтический период. Реалистический период. (Приложение 1) Ход семинара 1.Доклады:

Гражданская тематика (гимн, гражданское послание, ода, памфлет, эпиграмма). Тема любви (элегия, послание, мадригал). Тема дружбы (дружеское послание, дружеская эпиграмма). Философская лирика (стансы, легенда, элегия). Тема поэта и поэзии (послание, легенда, ода, эпиграмма, диалог). (Приложение 2) 2. Выступления групп

…Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем.

Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец…

Гениальность А.С. Пушкина отразилась не только в темах его творчества, не только в гуманистическом звучании лирики поэта, но и в многообразии и расширении жанровой системы русской поэзии; не было до и не будет после поэта, который так легко и свободно использовал всю жанровую систему, созданную до него. Поэт легко стер жанровые границы, введя совершенно новое понятие лирического стихотворения. На этом не заканчивается новаторство Пушкина в области жанров. Он первым в русской литературе создал новый лиро-эпический жанр роман в стихах энциклопедию русской жизни. Обобщение

Михайловское Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в Истине блаженство находить, Свободною душой Закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой Мольбе И не завидовать судьбе Злодея иль глупца - в величии неправом…

1. Вчера был день разлуки шумной, Вчера был Вакха буйный пир, При кликах юности безумной, при громе чаш, при звуке лир. Так! Музы вас благословили. Венками свыше осеняя, когда вы, други, отличили Почетной чашею меня. Мини-контроль по теме урока Определите жанр стихотворения

2. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Определите жанр стихотворения

3. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Определите жанр стихотворения

4.Свет-Наташа! Где ты ныне? Что никто тебя не зрит? Иль не хочешь час единый С другом сердца разделить? Ни над озером волнистым, Ни под кровом лип душистым Ранней-позднею порой Не встречаюсь я с тобой. Определите жанр стихотворения

5. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках Определите жанр стихотворения

6. В сиянье, в радостном покое, У трона вечного творца, С улыбкой он глядит в изгнание земное, Благословляет мать и молит за отца. Определите жанр стихотворения

7. Я видел смерть; она в молчанье села У мирного порога моего; Я видел гроб; открылась дверь его; Душа, померкнув, охладела... Покину скоро я друзей, И жизни горестной моей Никто следов уж не приметит; Последний взор моих очей Луча бессмертия не встретит, И погасающий светильник юных дней Ничтожества спокойный мрак осветит. Определите жанр стихотворения

8. Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Определите жанр стихотворения

Ответы 1.Послание, «Друзьям»(1822) 2.Легенда,"Пророк" (1826) 3.Элегия,"К морю" (1824) 4.Мадригал, «К Наташе»(1815) 5.Послание,"Няне" (1826) 6.Эпитафия, «Эпитафия младенцу»(1828) 7.Элегия,"Элегия" (1816) 8.Ода,«Вольность»(1817)

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что жанровое многообразие поэзии Пушкина безмерно. Еще ничего не было сказано о фольклорном жанре песен, а у Пушкина их несколько, в том числе знаменитые "Песни о Стеньке Разине" и "Песнь о вещем Олеге". А.С. Пушкин не только использовал известные с Античности классические жанры, но расширил и изменил жанровую систему. Он объединил некоторые жанры, допуская жанровые смешения, например, "Деревня" 1-я часть пастораль, 2-я поэтический памфлет, или "К Чаадаеву" соединение гражданского и дружеского в послании. Более того, во многих стихах поэта вообще происходит стирание границ между жанрами лирических произведений и появляется новая форма лирическое стихотворение. ОБОБЩЕНИЕ

Вывод Гений Пушкина проявился не только в содержании, но и в форме, в великом многообразии использования жанров и их смешений.