Исследовательская работа «Употребление обращений в художественных текстах» ( на примере произведений А.С. Пушкина ) Цель исследования: определить типы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель литературы МБОУ СОШ 2.
Advertisements

В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА А.С. Пушкин. Стихотворение «Туча»
Б А Вывод ? Предложения СложныеПростые СоюзныеБессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые.
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ.
Мельникова Н.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Шадринская СОШ»
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ 4» города Ржева Тверской области.
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной глазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом.
Времена года. А.С. Пушкин. Весна Весна, весна, пора любви Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Все, что ликует.
Сиразетдинова Суфия Амирхановна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Канабековская ООШ»
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. ( А. С. Пушкин.
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА Презентация Соломко Юлии – ученицы 10 класса.
«Отечество нам – Царское Село». Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью.
Пушкин в моей жизни. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт – 1837 гг)
Выполнила: ученица 8 «А» класса Лепетуха Карина. Проверила: Ляшенко Елена Александровна год. Обращения из сказки А.С.Пушкина « Золотая рыбка»
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Изображение природы в творчестве А. С Пушкина. А. С. Пушкин ( ). «Природа - творец всех творцов.» И. В Гёте.
Проект на тему: «Обращения в литературных произведениях». Подготовила: Тарико Т. Учитель: Наливайко Г.Н г.
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Нет, весь я не умру…
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись.
Транксрипт:

Исследовательская работа «Употребление обращений в художественных текстах» ( на примере произведений А.С. Пушкина ) Цель исследования: определить типы и функции обращений в художественных текстах Работа ученицы 8 класса Кондрашовой Кристины Руководитель проекта Кузьмичёва Наталья Константиновна

Александр Сергеевич Пушкин ( 1799 – 1837 )

Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому язык

Звательная функция обращений Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. муз. Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

Обращение к конкретному лицу Иван Иванович Пущин Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. А.С. Пушкин.

С помощью обращений автор выражает своё отношение к адресату речи Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя, Одна в глуши лесов сосновых Давно-давно ты ждёшь меня. Арина Родионовна Памятник А.С.Пушкину и Арине Родионовне в Пскове Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу…

Сказка о рыбаке и рыбке Воротился старик ко старухе, У старухи новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?

– Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он [Савельич] с глубоким вздохом. – Барин, не прикажешь ли воротиться? – спросил ямщик. – Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся. – Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем. – Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? – Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал. – Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину?

Обращения вводят нас в обстановку XVIII века, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».

Обращения в письмах ( фольклорные обращения ) «Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.... Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева

Обращения к неодушевлённым предметам, явлениям Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, И черных скал вершины. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

Употребление при обращении согласованные и нессогласованные определений, приложения, использует ряды однородных обращений. Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней!

Обращения, распространённые приложениями Весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье…

Обращение-перифраз Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… ( «Медный всадник» )

Обращения участвуют в создании олицетворения Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега... Ты затопил, освирепев, Свои брега. А.С. Пушкин. Обвал

В художественном тексте обращение может представлять собой центральную часть сообщения и организовывать текст в целом: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. А.С. Пушкин. Туча

Похожие синтаксические конструкции Москва! Москва! Люблю тебя как сын… – предложение с обращением Вот и Москва! назывное предложение Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... – именительный представления

Выводы исследования по проблеме «Использование обращений в художественных текстах» Обращения называют собеседника автора; помогают понять отношение автора к адресату речи; рисуют исторический фон; обращения помогают понять характеры персонажей; изображают круг интересов автора; служат для усиления выразительности речи; являются средством образования текста.

Обращение имеет следующие признаки: называет того, к кому обращаются с речью может стоять в начале, в середине, в конце предложения имеет форму именительного падежа выделяется запятыми или восклицательным знаком не является членом предложения бывает нераспространённое и распространённое

Игра «СЛОВА ПОТЕРЯЛИСЬ…» 1. Пушкин, мне, певучесть, дай, свою 2. Пушкин, «Няне», стихотворения, автор

Слова нашлись! 1. Дай, Пушкин, мне свою певучесть. 2. Пушкин – автор стихотворения «Няне».

Употребление обращений в художественных текстах Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то - то, то - то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. А.С. Пушкин. - Кн. П.П. Вяземскому

Сделать синтаксический разбор предложения Мой друг отчизн.. посв..тим Души пр..красные порывы! ( «К Чаадаеву» )

Сделать синтаксический разбор предложения Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! ( «К Чаадаеву» ) ( Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, полное, распространённое, полное, осложнено обращением)

Дай, Пушкин, мне свою певучесть! Пушкин – автор этого стихотворения.

Составление кластера 1 – называет того, к кому обращаются с речью; 2 – не является членом предложения; 3 – бывает нераспространённое и распространённое; 4 – имеет форму именительного падежа; 5 – может стоять в начале, в середине, в конце предложения; 6 – выделяется запятыми или восклицательным знаком

Главная функция обращений – звательная. Друзья мои, прекрасен наш союз Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.

Записать предложение, объяснить знаки препинания и орфограммы Друзья мои Прекрасен наш союз писал А.С. Пушкин в послании 19 октября 1825 года обращаясь к лицеистам.

Сказка о рыбаке и рыбке

Через обращения автор изображает характер героя, отношения между персонажами. Простакова: - А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтобы ты кафтан пустил шире! Скажи, болван, чем ты оправдаешься! Тришка: - Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. * * * Простакова: - Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Обращения-метафоры Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он. «Евгений Онегин»

В художественном тексте обращение может представлять собой центральную часть сообщения и организовывать текст в целом Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. «Туча»