Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Попадюк Никита Кириллович, профессор кафедры Государственного и муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5 Становление российской государственности в XV - XVI вв. Схема 5.1. Объединение русских земель в единое государство Историческую роль воссоздания.
Advertisements

Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ И ИХ РОЛЬ В XIV ВЕКЕ. ПОДГОТОВИЛА КОТЕНКО ЕКАТЕРИНА.
Предпосылки объединения русских земель. Предпосылки и причины объединения русских земель предпосылки П р и ч и н ы предварительные условия Почему? Для.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 10» МОСКВА - ЦЕНТР СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ Урок истории в 6 классе презентацию.
Предпосылки феодальной раздробленности на Руси 10 Б класса ©Кузнецов А.В.
Главные политические центры Руси Антонина Сергеевна Матвиенко.
Политический строй при первых Романовых 1.Михаил Федорович (1618 – 1645) и Алексей Михайлович (1645 – 1676) Романовы 2.Государственный строй при первых.
Формирование Древнерусского государства План урока: 1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государства 2.Варяги в Восточной Европе 3.Образование.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины создания государства Государство – это такая организация жизни, при которой существует.
? Факторы объединения Древней Руси (IX-XIвв.) : оборона страны; христианство; сбор дани; единые законы; авторитет Великого Киевского князя речной торговый.
Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо - татарским игом, разделенная на.
Образовательный портал "Мой университет" - universitet.ru Факультет "Реформа образования" - Политическая раздробленность Руси.
Политическая раздробленность на Руси (XII – начало XIIIвв.) Слайд 1.
Объединение монголо-татарских племен в единое государство было явлением прогрессивным. Закончились внутренние междоусобицы, тем самым была создана хорошая.
Начало раздробления Древнерусского государства.. Ярослав Мудрый Изяслав Киев Святослав Чернигов Всеволод Переяславль Правда Ярославичей.
Создание единого русского государства
Управление в Российском государстве в конце XV в. Работу выполнила ученица 10 В класса Степанова Соня «Государь указал, и бояре приговорили»
Монгольское нашествие и борьба с завоевателями в XIII в.
Транксрипт:

тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Попадюк Никита Кириллович, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н.

Становление государственности и управления в Киевской Руси Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Предпосылки образования государственного устройства в Киевской Руси Особенности государственного строя и система управления Роль Крещения Руси в становлении государственности

призыв новгородцами варяжских правителей для наведения порядка в русской земле; комплементарность варягов и восточных славян и славянская модель варяжских княжеств зависимость большинства восточно-славянских племен от выхода по Днепру к Русскому морю становление Киева великим столом путь «из варяг в греки» «реформы» Ольги: установление дани и уроков; деление подвластных территорий на верви и погосты; нормализация сбора дани Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Предпосылки образования государственного устройства в Киевской Руси

Предпосылки образования Древнерусского государства Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) В IX веке большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 году 2 крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI века это государство включало территории древних славянских племен – древлян, северян, радимичей, куличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенами. Во 2-й половине XI – начале XII вв. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества- полу государства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

Особенности государственного строя и система управления Гардарика и земля русская Города дорюриковской Руси и их роль в образовании земель русских Первенство главного города, тяготение к нему пригородов, волостей, весей и сел как механизм защиты Демократизация русских городов и городское вече Взаимоотношения князей и городов/земель «ряды» договоров и прночстьранство свобод князей Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.)

Распределение власти в Древней Руси Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) КНЯЗЬВЕЧЕ ЗЕМЛЯ ПОСАДНИКИ

«Русская правда»- собрание норм обычного русского права и церковно-правового уложения, основанного на трансляции византийского права Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Краткая «Русская правда» Пространная «Русская правда» Новгородская летопись Авторство приписывается Ярославу Мудрому Систематический свод Правды Ярослава Мудрого и его сыновей Княжеские уставы Судебные приговоры, компилирующие византийские правовые тексты (Эклоги, Прохирон и др.) Отражение усложнения сословно- классового состава российского общества и необходимость кодификации нормативно-правовых актов для проведения норм церковно- христианского порядка

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Русская государственность основывалась на: 2-х формах территориальной пространственной организации: Договоры (ряды) Сельские общины (миры, верви) Города и городские поселения крепости, форпосты, торговые центры, пункты пересечения торговых и караванных путей) Под властью князи или феодала Самоуправ- ляющаяся единица (Новгород, Псков) Кремль князья Население В основе: территориально- производственные, а не кровно- родственные связи Роль: раздел и перераспределение земельных участков между членами общины; - организация совместного пользования угодьями (выпасы, леса, воды); - раскладка общинных и государственных повинностей и податей, - контроль за выполнением; Административная власть: волостель

Система государственного управления в Киевской Руси Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Великий князь киевский Старшая дружина Младшая дружина Местные (удельные) князья Посадники, волостели Местная дружина Вече Съезд князей

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Выводы 2. В 70-х гг. XI в. появляется новая форма государственного управления - съезды князей («синема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты. 3. Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе (крупных вотчинников) соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов. 1. Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель – уделов – в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) 4. Окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками – князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами, и управляющими вотчинным хозяйством. 5. Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор («ряд»). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X – начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведения вече и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний Выводы

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) 6. Общинное самоуправление. Основную массу населения в Древнерусском государстве составляли крестьяне- общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений; на севере она именовалась миром, на юге – вервью. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинной самоуправление возглавлялось выборным старостой 7. Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству и отдельным феодалам- вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами волостели, приказчики и иные должностные лица. Выводы

Государственное управление в древнерусских княжествах XII– начало XIII веков: Основные причины распада Киевской Руси Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Предпосылки раздробленности единого государства - Киевская Русь Экономические Сложившаяся система натурального хозяйства Социально- политические Перемещение политического центра Руси на северо-восток в верховья Волги «Оседание дружины на землю», замена десятичной на дворцово- вотчинную систему управления Внешнеполитичес кие факторы Вторжение татаро- монголов Исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки»

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими Киев, страдавший от набегов кочевников и княжеских усобиц, постепенно утратил свое значение. На протяжении почти всего XII в. на него по традиции продолжали смотреть как на главный город Руси, но фактически он превратился в столицу небольшого Киевского княжества, расположенного в среднем Поднепровье Наиболее важное значение на рубеже XII – XIIIвв. приобретают: Галицко- Волынское княжество Новгородская земля (1136 г. -окончательное отделение от Киева) Они становятся политическими центрами соответственно: Северо- восточная Русь Юго-западная Русь Северо- западная Русь Владимиро- Суздальское княжество

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Формы государственного правления: Княжеская монархия Княжеско-боярская монархия Боярская республика Почти полное воспроизведение системы управления Киевской Руси Княжеская власть то усиливалась, то ослабевала при наличии сильной боярской оппозиции Государственный строй Новгородской боярской республики Князь Общегородское вече Кончанские вечевые сходы Совет господ Тысяцкий Посадник Архиепископ Пригород Пятина Пригород Пятина Пригород Пятина Пригород Пятина Пригород Пятина

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Управление русскими землями под властью Золотой Орды Предпосылки возникновения Золотой Орды На курултае 1235 г. было принято решение об организации крупного военного похода в Восточную Европу. Во главе общемонгольского войска был поставлен внук Чингисхана – хан Батый. В гг. монголы покорили Волжскую Болгарию, русские княжества, вторглись на территорию Польши, Венгрии, Чехии, Сербии, Дунайской Болгарии и Валахии. Вернувшись из похода, Батый обосновался в низовьях Волги, где обосновал свою столицу – город Сарай-Бату. Государство, созданное Батыем, получило в русских источниках название Золотой Орды. Укрепление государственного устройства Первое время Золотая Орда зависела от Монгольской империи и великого хана, ставка которого находилась в Каракоруме. В х гг. ХIII в. Золотая Орда фактически становится самостоятельным государством, ее ханы начинают чеканить монеты со своими именами. Наибольшего расцвета Золотая Орда достигает в первой половине XIV в. при хане Узбеке ( гг.).

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Структура государственного управления в Золотой Орде Курултай – съезд знати Придворная знать в управлении различными учреждениями Совещательные функции при хане Выбор ханапланировани е походов Управление территориями - улусами Центральные учреждения – диваны, в т.ч. Глава правительств а - визирь Снабжени е войск - бакоул палаты во главе с секретарям и темники – командиры десятитысячных отрядов « Улус» - административно-территориальная единица (в XIV в., делились примерно на 70 областей, состоящих из районов) во главе – у лусбек (эмир) области (провинции ) тысячники районы даруги – начальники провинций, баскаки – представители хана Верховный правитель - ХАН в войне

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) После похода Батыя русские княжества и земли были вынуждены признать свою зависимость от Орды – стали ее данниками. Однако, в отличие от других покоренных монголами стран, Русь сохранила свою государственность. Старшим князем в Северо-Восточной Руси по-прежнему считался великий князь Владимирский. Но теперь он был обязан получать ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды. Другие князья также должны были получать ярлыки, подтверждавшие их владетельные права в своих княжествах. Выдача ярлыка превратилась в важное политическое орудие золотоордынских ханов, которые сталкивали таким образом русских князей друг с другом. Разжигая княжеские усобицы, Золотая Орда укрепила свое господство над Русью. Для контроля за деятельностью русских князей ханы посылали своих специальных представителей – баскаков. По их доносам «провинившийся» князь мог быть вызван в Орду и лишен княжества. В отдельные княжества время от времени организовывались карательные походы. Влияние ордынского ига на Русь

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Выводы Позднее, в Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства. Татаро-монгольское завоевание сильно ослабило рост и деятельность русских городов. В связи с этим сильно ослабло влияние и авторитет городских собраний – вече. Против вечевой демократии выступали как монгольские ханы, так и русские князья. Было распущено городское ополчение. Демократический элемент русской политической системы сохранился только в Новгороде и Пскове. Ордынское иго имело серьезные последствия для Руси. Оно стало одной из причин ее отставания от европейских стран, способствовало дальнейшему усилению политической раздробленности, и, самое главное, сыграло решающую роль в определении характера будущей российской государственности, укрепив «азиатские», деспотические начала в ее развитии. СПРАВКА: По данным археологов, из 74 русских городов 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла, а еще 15 превратились в села.

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Выводы При этом жесткий контроль в сфере администрирования, налогообложения и военной мобилизации, установленной ордынскими ханами, использовался и русскими князьями. Власть великого князя вытесняла старые политические институты (вече, выборность, договор князя с народом и т.п.), опираясь на новые служилые группировки, преданные князю. Аристократический боярский совет не смог приобрести на Руси статуса, подобного тому, что был закреплен в Англии для парламента «Великой хартией вольности» или в Германии для рейхстага «Золотой булавой». Он остался совещательным органом при князе, который, будучи защищенным ханским ярлыком на правление, пресекал любые политические амбиции аристократического боярского совета или демократического народного собрания. Княжеские дворы периода ордынского ига становились центрами отдельных государств-княжеств, а придворные – главами органов государственного управления. К концу ХIV в. русский великий князь фактически превратился в автономного правителя, используя в своих целях созданную монголами административную и военную машину. (Продолжение)

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Выводы В основном князья в период монгольского владычества всю свою управленческую деятельность сосредоточивали на внутренней административной и судебной деятельности. Придворные чины княжеского двора приобретали значимость чинов государственных. Именно в период феодальной раздробленности на Руси получила развитие система управления, которая будет названа дворцово-вотчинной. Сам князь в период ордынского ига был существенно ограничен в своих полномочиях властью хана: он мог иметь лишь собственную вооруженную свиту, судить своих подданных. Когда хан предоставил князьям право самостоятельно собирать налоги (часть которых оседала в казну самого князя), княжеская компетенция расширилась. (Продолжение)

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Становление российской государственности в XV - XVI вв. Объединение русских земель в единое государство Историческую роль воссоздания единого государства и освобождения от монголо-татарского ига взяла на себя Московская Русь. Объединение земель вокруг Москвы начинается в конце XIII в. и заканчивается в конце XV- начале XVI вв. Однако политический аппарат централизованного государства складывается только во второй половине XVI века. Предпосылки объединения. Преодоление раздробленности- естественный процесс развития феодализма, обусловленный многими факторами: интенсификацией сельскохозяйственного производства, развитием городов и связанных с этим необходимостью упразднения таможенных барьеров. Дальнейшее развитие экономики было возможно после урегулирования феодальных конфликтов. Политическим фактором объединения была необходимость защиты от внешних врагов, особенно против монголо-татарского ига.

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Процесс образования единого Московского государства Основные направления Объединение русских земель вокруг Москвы Формирование общегосударственных органов управления Борьба за свержение ордынского ига

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) 1. Возвышение Москвы первая половина XIII в. 2. Превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарскими завоевателями (вторая половина XIV- начало XV вв.) 3. Феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть 15 в.) 4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (время правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III ( гг.) 4 этапа образования единого государства

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Структура государственного управления в сословно–представительской монархии в России в середине XVI века Царь Боярская Дума Митрополит Земской Собор Земские избы Губные избы

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Процесс формирования приказов (Центральных органов управления) «ПРИКАЗ» (разовое поручение) « ПУТЬ» (постоянное поручение, «отрасль» управления) «ИЗБА» (канцелярия) «ПРИКАЗ» (центральное государственное учреждение)

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Определение и предпосылки Смуты Смута – период острого общественного кризиса на Руси, для которого были характерны нестабильность, многочисленные народные восстания, иностранная интервенция, временное разрушение привычных органов власти. Основные предпосылки возникновения Смуты: – протест крестьянства против политики их закрепощения, которая усилилась при позднем Иване Грозном и Борисе Годунова; – недовольство дворянства засилием бояр; – трехлетний голод на Руси; – подрывная деятельность иностранных государств, соперничавших с Русью; – сомнение в обществе в законности воцарения Бориса Годунова; – вера народа в чудо и «доброго царя», желание революционных перемен.

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Смута делится на три основных периода Первый период ( гг.) – начало крестьянских бунтов, появление на Руси «царя Дмитрия» (Лжедмитрия I), свержение Бориса Годунова и его династии, воцарение «Дмитрия Иоанновича». Второй период ( гг.) –свержение Лжедмитрия I, приход к власти бояр и «боярского царя» Василия Шуйского, крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова; многочисленные крестьянские и дворянские бунты, повторное объявление «царя Дмитрия» (Лжедмитрия II) и его правление, начало полномасштабной иностранной интервенции Польши и Швеции, свержение Василия Шуйского. Третий период ( гг.) – оккупация Руси Польшей, народная война против оккупантов, воцарение Романовых, урегулирование отношений с Польшей и Швецией.

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) В результате Великой Смуты: – революционным путем были разрушены устаревшие органы власти; – произошло обновление сословно-представительной монархии; – избрана новая царская династия, укрепилось дворянство, был найден компромисс между боярами и дворянами и их группировками; Россия понесла крупные территориальные потери: – был потерян выход к Балтике и исконно русский Смоленск; – продолжилось закрепощение крестьян. Смута считается окончанием средневекового периода истории Руси. После Смуты страна стала все чаще именоваться, по-новому, – Россия (через сто лет это название станет официальным). Справка:

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Алексей Михайлович Мария Милославская Наталья Нарышкина Федор Софья (правительница) Иван V Екатерина I Петр I Евдокия Лопухина Анна Ивановна Екатерина Анна Леопольдовна (правительница) Иван VI Антонович Анна Елизавета Петровна Алексей Петрович Петр III Екатерина II Петр III Павел I Романовы на российском престоле (вторая половина XVII-XVIIIв.)

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Приказная система Российского государства в середине XVII в. ЦАРЬ Боярская дума Приказ тайных дел Разрядный приказ Поместный приказ Разрядный приказ Административ- ные и судебно- полицейские приказы Областные (территориаль- ные) приказы Военные приказы Финансовые приказы Дворцовые приказы Разбойный приказ Земский приказ Казанский приказ Сибирский приказ Стрелецкий приказ Пушкарский приказ Счетный приказ Приказ Большого прихода Приказ Большого дворца Казенный приказ

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Административ- ные и судебно- полицейские приказы Областные (территориаль- ные) приказы Военные приказы Финансовые приказы Дворцовые приказы Панихидный приказ Ямской приказ Московский судный приказ Владимирский судный приказ Приказ сыскных дел Челобитный приказ Приказ что на «сильных» бьют челом Приказ Великой России Малороссий- ский приказ Приказ Вел. Кн. Литовского Приказ Вел. Кн. Смоленского Приказ Лифляндских дел Бронный приказ Ствольный приказ Приказ городового дела Приказ каменных дел Оружейная палата Рейтарский приказ Приказ Большой казны Приказ денежных сборов Приказ сбора стрелецких денег Приказ сбора запросных и пятинных денег Приказ сбора доимочных денег Постельничий приказ Конюшенный приказ Сокольничий приказ Ловчий приказ Дворцовый судный приказ

Тема 3 Формирование и развитие управления в Российском государстве (IX-XXвв.) Административ- ные и судебно- полицейские приказы Военные приказы (Продолжение) Патриарх Патриаршие приказы Патриарший дворцовый приказ Патриарший казенный приказ Патриарший разрядный (судный) приказ Записной приказ Холопий приказ Монастырский приказ Печатный приказ Приказ приказных дел Приказ сбора ратных людей Приказ сбора даточных людей Приказ полковых денег Полоняничий приказ Иноземский приказ Финансовые приказы Владимирская четверть Устюжская четверть Галицкая четверть Новая четверть Приказ денежной раздачи Аптекарский приказ Хлебный приказ