ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Тема: «Прости меня, прости, Россия, за всё, что сделали с тобой…». Вид урока: литературно-музыкальная композиция. Урок –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БИОГРАФИЯ Константин Дмитриевич Бальмонт
Advertisements

Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 г. в городе Мары (Туркмения), в армянской семье. ДЕТСТВО Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий.
БИОГРАФИЯ БУНИНА Подготовил ученик 7 « А » класса Егоров Владимир.
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Константин Бальмонт( ). Детство -Родился с. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семерых сыновей. -Читать научился в 5 лет,подсматривая.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Биография Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) Презентацию подготовил: учитель истории МКОУ «Артюховская СОШ» Ковалёва Екатерина Михайловна.
«Мне пришлось быть…». Зинаида Егоровна родилась 11февраля 1948 года в провинциальном городе Новомосковске, в котором провела она и своё детство. Там она.
МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ( ). Маршак Самуил Яковлевич ( ), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Книги о детях военной поры Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка?
Выполнил: ученик класса 7 б Асланян Давид. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 в Воронеже, в семье обедневшего.
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г.г.)
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
Эдуард Аркадьевич Асадов Родился 7 сентября 1923 года в Туркмении, в городе Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий.
Подготовил ученик 8 а класса Yusifov Rout. Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками.
Транксрипт:

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Тема: «Прости меня, прости, Россия, за всё, что сделали с тобой…». Вид урока: литературно-музыкальная композиция. Урок – презентация в 11 «В» классе

Ход урока Около сцены два столика. Вокруг сидят учащиеся. Кафе. Звучит музыка. На сцене появляется дама в черном, она читает стихи: Черные вороны-воры играли над нами. Каркали. День погасал. Темными снами Призрак наполнил мне белый бокал. И, обратившись лицом к погасающим зорям, Пил я, закрывши глаза, Видя сквозь бледные веки – Дороги с идущим и едущим сгорбленным Горем. Вороны вдруг прошумели, как туча, И вмиг разразилась гроза, Словно внезапно раскрылись обрывы. Выстрелы, крики, и вопли, и взрывы. Где вы, друзья?

Звучит романс «Поручик Голицын» в исполнении А.Малинина. На сцену выходит дама в черном, она читает стихи М.Волошина «Гражданская война»: Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!» А я стою один меж них В ревущем пламени и в дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

Дама в черном продолжает: - А может, вернетесь, поручик Голицын, зачем вам, поручик, чужая земля? Нет, они не вернулись. Они уезжали, проклиная нас: мы звали всех на бой кровавый… Сын против отца, брат против брата, друг против друга, нация против себя. После октябрьского переворота 1917 года Россию покинуло около миллиона человек. Эмигранты…. Кто они были? Почему покинули родину? Россию покидали не только активные участники белого движения, но и рабочие, крестьяне, творческая интеллигенция бежавшая от ужасов военного коммунизма. В мировой истории нет подобного по своему объему, численности и культурному значению явления, которое может быть сравнимо с русским зарубежьем.

1-й ведущий. Русская зарубежная литература ХХ века – почти не исследованная область русской национальной культуры. А ведь это одна из талантливейших страниц отечественной культуры, созданная художниками слова, оказавшимися в силу тех или иных обстоятельств в эмиграции после 1917 года. 2-й ведущий. Уже в годы эмигрантская литература была объявлена идеологически враждебной нашему мировоззрению: произведения писателей- эмигрантов исчезли из библиотек. Лишь после 80-х годов начинается более или менее систематическая публикация писателей русского зарубежья. 1-й ведущий. Куда бежали они, где искали землю обетованную, устремляя затуманенный от слез и горя взгляд к берегу, который еще вчера называли Родиной? (Здесь может прозвучать «Романс генерала Чарноты» Розенбаума) 2-й ведущий. Они уезжали поэтапно: в 1920 году из Новороссийска в Азию на восток, в Европу, в 1931 году – в Китай – Харбин, Шанхай. В 1922 году в Константинополь. 1-й ведущий. Париж, Варшава, Берлин, София, Прага стали литературными центрами русской эмиграции. Опустела такая щедрая литературная нива России. Огненный смерч поднял и развеял по миру золотой фонд русской культуры. Но семена не пропали. Упав однажды, пусть и не на родную землю, они дали миру фантастические по форме и содержанию плоды.

2-й ведущий. Всего с 1917 по 1967 год вышло 3182 зарубежных литературных издания русской эмиграции. Особенно много романов было посвящено революции и жизни русских эмигрантов. Большим спросом пользовались поэтические сборники Бальмонта, Саши Черного, Тэффи (псевдоним Надежды Лохвицкой), Марины Цветаевой. Учитель. В наши дни трудно поверить, что Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России. Бальмонт был самым читаемым и почитаемым из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и влюбленные почитательницы: Я как сон перед тобой, Я как сон голубой, Задремавший на синем цветке, Я как шорох весны, я как вздох тишины, Как тростник, наклоненный к реке. Я как легкий ковыль, как цветочная пыль. Каждый миг и дышу, и дрожу, Я как летняя мгла, что светла и темна, И тебе все без слов я скажу. Попытаемся представить каким же был Бальмонт для своих современников. 1-й ученик Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в Гумницах Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой семье. Отец Бальмонта был местный помещик. Образованием и воспитанием поэт обязан матери. 2-й ученик (желательно мальчик). «Из всех людей моя мать, высокообразованная, умная женщина, оказала на меня в моей поэтической жизни наиболее глубокое влияние. Она ввела меня в мир музыки, словесности, истории, языкознания. Она первая научила меня постигать красоту женской души….»

3-й ученик (девочка). Рос Константин, как и все дети в интеллигентных семьях: слушал песни и сказки. Стихи Никитина и Кольцова, в пять лет он неожиданно самостоятельно выучился писать. И растроганный отец подарил ему первую книжку. В 1876 году Бальмонта отдали в подготовительный класс Шуйской гимназии. 4-й ученик. Из седьмого класса в 1884 году был исключен по обвинению в государственной измене – принадлежал к революционному кружку. Но через два месяца был принят во Владимирскую гимназию, где окончил курс, прожив, как в тюрьме, полтора года под надзором классного наставника. «Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему». В 1886 году поступил в Московский университет, из которого был исключен за участие в студенческих беспорядках и выслан в Шую. Через год Бальмонта принимают в университет, но через несколько месяцев он покидает его по причине нервного расстройства. Завершить казенное образование ему не удалось. Своими знаниями в области истории, литературы, философии обязан только себе. 5-й ученик. Неожиданно в апреле 1889 года Бальмонт женился на богатой наследнице одного Шуйского фабриканта. Лариса Михайловна Гарелина обладала уникальной красотой. (звучит 7-й вальс Шопена. На сцене девушка и юноша танцуют вальс). Молодоженам не было еще и двадцати двух лет. Родители поэта были против этого брака. Бальмонт порывает с семьей и уезжает с женой в Москву.

6-й ученик. Жизнь в студенческих номерах оказалась очень трудной для избалованной Ларисы. Семейная жизнь не удалась. Говоря словами поэта, она показала ему любовь в «демоническом лике, даже дьявольском». Жена оказалась неврастеничкой, мучила мужа ревностью, вероятно, именно она пристрастила поэта к алкоголю. Утром 13 марта 1890 года, прочитав накануне ночью «Крейцерову сонату» Толстого, Бальмонт выбрасывается на мощенный булыжниками двор из окна третьего этажа. Бальмонта удалось спасти, но он целый год провел в постели. 7-й ученик. Дыхание смерти пробудило в нем творческую мечту. Он решил окончательно заняться литературой. Это решение было принято враждебно: жена Лариса и некоторые близкие друзья отрицательно отнеслись к этому решению, что привело к разрыву с семьей и прежними приятелями. Молодой поэт оказался без поддержки, без средств, он буквально голодал. К счастью, нашлись люди, которые приняли участие в его судьбе. Писатель В.Г. Короленко и профессор Московского университета Н.И.Стороженко помогают получить для перевода двухтомную «Историю итальянской литературы». Поэт много работает: делает полный перевод известного английского поэта Шелли. 8-й ученик. В начале 1894 года выходит первый сборник стихов «Под северным небом». Происходит и перемена в его личной жизни: в 1896 году он женился на Екатерине Алексеевне Андреевой. Сразу после свадьбы молодые уехали за границу. Они много путешествовали: посетили Францию, Испанию, Англию, Италию, Голландию. Весной 1897 года Бальмонт был приглашен в Оксфорд прочесть лекции по истории русской литературы и поэзии.

9-й ученик. Поэт восторженно встретил февральскую революцию. К этому времени он уже знаменитый поэт, переводчик классических произведений мировой литературы, теоретик русского символизма. После Октябрьской революции большевики вызвали его в ВЧК и спросили: «В какой партии вы состоите?» Бальмонт ответил: «Я –поэт». 10-й ученик. Для поэта наступили трудные – времена. Москва, куда он переезжает в 1920 году, встретила холодом и голодом. Иногда, для того чтобы согреться, ему приходилось целый день проводить в постели. Бальмонт начинает хлопоты о поездке за границу, так как здоровье жены и дочери резко ухудшаются. 20 мая 1920 года он с семьей покидает Россию. Некоторое время после отъезда его статьи продолжают печатать в России, но довольно скоро его имя забудут: к сожалению, почти на сорок лет. 11-й ученик. Бальмонт написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, его переводы представляют более печатных страниц. Поэт оставил огромное литературное наследие. Невероятное количество написанного им сослужило ему недобрую службу. Возник миф, что Бальмонт – графоман. Нет, он был неутомимым тружеником. Он много написал? Да, он был поэтом. Разлуку с родиной переносил тяжело. Его отношения с русской литературной эмиграцией складывались не просто. Единственный человек, который радовал его, была Марина Цветаева. Последние годы жизни поэта прошли тяжело. Холод в комнате, вечные долги, неоплаченные счета, случайные заработки по франков. Бальмонт умер от воспаления легких в ночь на 24 декабря 1942 года. Париж был оккупирован фашистами. Похоронили его на французском кладбище. На его надгробной плите написано по- французски: Константин Бальмонт, русский поэт. (музыка ведущий читает) О, слушайте, бледные люди, Я новое создал звено: Есть много мечтаний о чуде, Но, небо…. Небо – одно… Портрет

1-й ведущий. Имя Саши Черного вызывает у нас теплую и грустную улыбку. Этот поэт, принадлежит к «серебряному веку» русской поэзии, часто вспоминается как наш современник. Его сатиры оказываются актуальными через много десятков лет. Интерес к его творчеству не ослабевает по-прежнему, уже более 60 лет после его смерти. 2-й ведущий. Во всем, начиная от псевдонима «Черный», который выбрал для себя Александр Михайлович Гликберг… Она была поэтесса, поэтесса бальзаковских лет. А он был просто повеса, Курчавый и пылкий брюнет. Повеса пришел к поэтессе. В полумраке дышали духи. На софе, как в торжественной мессе, Поэтесса гнусила стихи… 3-й ведущий Он хотел читать милые книжки и бренчать по клавишам, только бы лучше не бросались в полеты и мир не скис от бескрылых гиен и тупиц. Саша Черный пишет стихи и сказки для детей, бесплатно выпускает сборник «Сатира и лирика». 4-й ведущий. Поэт добровольно в 1914 году уходит на фронт, в 1920-м уезжает в Литву, потом в Берлин. В 1924 году переезжает в Рим, затем навсегда во Францию. Революцию Саша Черный не принял, но все его зарубежное творчество – тоска по утраченной родине, мотивы жизненного тупика. В эмиграции создает поэму «Кому в эмиграции жить хорошо». Единственный счастливец – спящий младенец.

1-й ведущий. Он был чужд эмиграции. Его книги, написанные после революции, построены на мотивах и образах прошлого Поэта преследует ощущение ненужности, потери читателя. «В эмиграции трудно быть юмористом», - скажет он несколько лет спустя. (Исполнение классом или группой учащихся романса «Утро туманное»). Ведущий продолжает. Умер он в дали от родины, в местечке Лаванду, город Прованс. В свой последний день поэт помогал в тушении пожара, а потом пришел домой, лег и умер. 2-й ведущий. Современная проза русского зарубежья сложна и многолика. Застой в советской литературе стал торжеством русской литературы в изгнании. Социальное раскрепощение главных героев в произведениях Э. Лимонова, С.Довлатова, В. Еврофеева, Ф. Горенштейна – это долгий и тяжелый переход от рабства к свободе выбора, от свободы выбора – к выбору свободы. Поэтому публичное чтение рассказов В.Ерофеева и Э.Лимонова зачастую сопровождаются скандалами. Для этих писателей главное – слово, образ, а потом уже – характер. 3-й ведущий. Из архивов данных КГБ: «Совершенно секретно». Эдуард Вениаминович Лимонов родился 22 февраля 1943 года в городе Дзержинские. Детство и юность провел на окраине промышленного Харькова. С 1947 года проживал в Москве, занимался в литературной студии, руководимой Арсением Тарковским. В 1976 году написал свой первый роман «Это я – Эдичка», принесший автору всемирную известность. В настоящее время живет в Париже. 4-й ведущий. На одной из пресс-конференции Эдуард Лимонов сказал о своей творческой карьере: «Юность у меня была банальная для человека той эпохи и того класса: хулиганил, воровал. Потом образумился, стал писать стихи. Работал на многих заводах Харькова: турбинном, «Серп и молот», в литейном цехе два года. В Москву приехал, чтобы найти людей пишущих, ищущих новых путей, как я. Существовало тогда «Свободное молодежное движение». Я этих людей нашел. Жил в Москве трудно, снимал какие-то совсем «Достоевские» комнатки. Так и прожил семь лет без прописки. Ни единой строчки, ни стихов моих, ни прозы моей в Советском Союзе не было напечатано.»

1-ый ведущий. Ленка Щапова, Козлик, графиня де Карли – все она. Удлиненное, тонкое лицо, как на старинных японских гравюрах. Москва 70-х изваяла и нарисовала ее такой. Тверская еще была улицей Горького, но звалась только «Бродвей». Там в кафе «Артистическом», в старом «Национале», собиралась ярчайшая московская богема. Шумели, пили, все были гениями. За одним из столиков нога на ногу, сигарета в зубах – все в лучших традициях «Бродвея» - совсем еще девочка-подросток, но уже жена процветающего художника Виктора Щапова. В 70-е Елена Щапова ездила на «Мерседесе», в доме всегда был стиль модерн, а сама она была «портрет кисти», может быть, Альтмана или Серова. Такой ее увидел самолюбивый Эдик. С тех пор они всюду были вместе: Лимонов и Елена. 2-ой ведущий. А потом подхватил их ветер эмиграции, закружил по европейским городам и весям. Было все: кабаки и светские гостиные, а однажды в Риме Елена вошла в фонтан и искупалась, просто потому что было жарко. В Нью-Йорке они расстались. Было очень больно, потому что любили. Он написал роман «Это я - Эдичка», она написала роман-ответ «Это я - Леночка». Иной образ, другая версия. 3-ий ведущий. Судьба ныне знаменитого романа находилась в ее руках. Ни одно издательство не хотело его публиковать. Издатели требовали, чтобы все страницы рукописи были подписаны графиней де Карли. Елена читала книгу, совершенно абстрагируясь от личных взаимоотношений с Лимоновым. 4-ый ведущий. В августе 1990 года был опубликован список писателей и деятелей искусства, которым было возвращено российское гражданство. Там были Аксенов, Максимов, Войнович, имени Лимонова в списке не было. И только в 1991 году после борьбы и бюрократических уловок вернулось русское гражданство политическому эмигранту Эдуарду Лимонову.

1-ый ведущий. В жизни все переплетено: личная драма и талант творца, модерн и провинциальность, роман с большой долей вымысла и документальная хроника любви, поэзия и проза. (Звучит музыка. На сцене сменяются ведущие). 1-ый ведущий Мы родились в большой стране, в России, Как механизм губами шевеля, Нам толковали мысли неплохие Не верившие в них учителя. Мальчишки очень чуют запах фальши, И многим становилось все равно. Возились в фото и кружились в вальсах, Не думали и жили стороной. Такая переменная погода. А в их сердцах почти что с детских лет Повальный страх тридцать седьмого года Оставил свой неизгладимый след. Но те, кто был умнее и красивей, Искал путей и мучился вдвойне… Мы родились в большой стране, в России, В запутанной, но правильной стране. И знали, разобраться не умея И путаясь во множестве вещей, Что все пути вперед лишь только с нею, А без нее их нету вообще.

2-ой ведущий. Эти строки принадлежат Коржавину Науму Моисеевичу, писателю и критику, поэту и публицисту, чье имя теперь ассоциируется в России только с русской зарубежной литературной. А ведь жил и работал Коржавин много лет в России. Родился в Киеве, писать начал в 30 лет. В Москву приехал из эвакуации в апреле 1944 года. В сентябре 1945-го – студент Литературного института имени Горького, а в 1947-м уже становится «врагом народа»: его сослали в Новосибирскую область на три года. В Москву вернулся только в конце 1954 года. 3-ий ведущий. Наума Коржавина заметил и благословил Илья Эренбург. Он рассказал о нем в своей книги «Люди, годы, жизнь». В 1945 году Наум Коржавин в литстудии «Молодая гвардия» вдруг прочитал следующие строки: Гуляли, целовались, жили-были… А между тем, гнусавя и рыча, Шли в ночь закрытые автомобили И дворников будили по ночам Я все на свете видел наизнанку, Я ничего не знал наверняка… А между тем стояло на Лубянке Готическое здание Чека.

4-ый ведущий. И тем не менее в коммунизм и марксизм Коржавин верил долго. Поэт считал, что победа над фашизмом восстановит в мире справедливость и человечность. Идеалом для него становится истинный русский интеллигент и патриот. Он воспел русскую интеллигенцию, явил большое гражданское мужество, написал стихотворения, посвященные ей. В нем всегда будет биться беспокойная жилка, беспокоя не только самого поэта, но и определенных людей в определенном месте. 1-й ведущий. Его сердце горело свободою. 19-летний Наум Коржавин пишет: Можем строчки нанизывать посложнее, попроще, Но никто нас не вызовет на Сенатскую площадь *** Пусть по мелочам битвы вы чаще самого частого, Но не будем выпытывать имена соучастников, Мы не будем увенчаны… И в кибитках, снегами, настояние женщины не поедут за нами. Его предупредили, раздраженно одернули, а затем выгнали из литературного института, хотя он не выходил на Сенатскую площадь и никого не свергал. В 47-м посадили на три года вот за такие стихи: …столетье промчалось – и снова, Как в тот незапамятный год, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы не хотелось иначе, Носить драгоценный наряд. Но кони все скачут и скачут, А избы горят и горят.

2-й ведущий. Восемь месяцев провел Наум Коржавин на Лубянке. Потом много лет спустя, он скажет: «Я очень боялся, что мне аплодируют за смелость. Я хотел быть поэтом, а не смельчаком». 3-й ведущий. Неудивительно, что за 30 лет творческой деятельности в России вышел только один сборник поэта. Коржавина вынудили как многих других, покинуть Родину. Он был один из многих, к кому приклеили ярлык – диссидент. На западе Наум Коржавин писал: «Живу Россией…И рухну, обиженный ею, шепча ей стихи как письмо…». Коржавин никогда не говорил о своих соотечественниках «они», всегда только «мы». Его волновало все, что происходило в России. В «Поэме причастности», написанной в годах и посвященной войне в Афганистане, поэт писал: «Мы!» - кричу самовольно, приобщаясь к погостам, От стыда и от боли не спасет нас Восток. «Мы!» - твержу. – Мы в ответе. Все мы, люди России. Это мы – наши дети топчут судьбы чужие. Интересно, что уже в годы перестройки Коржавин предлагал эту поэму всем перестроечным журналам, но везде получал отказ.

4-й ведущий. О правителях России говорил следующее: «К Хрущеву я относился с симпатией. И, как к несчастью. Сталин тяпал то, что рядом. А Хрущев втянул нас в глобальную политику, мы из кожи стали лезть – становиться сверхдержавой, как будто это могло принести нам счастье». «Брежневщина – сталинщина на свободе. Сталинские выдвиженцы без сталинского кнута». Этому безвременью Наум Коржавин посвятил строки: Прости меня. Прости, Россия, За все, что сделали с тобой. За вдохновенные насилья, За хитроумных дураков. За тех юнцов, что жить учили Разумных, взрослых мужиков. Учили зло, боясь провала. При всех учили – днем с огнем… Пока ценой больших усилий, Устав от крови и забот, Пришли к победе…Победили – Самих себя и весь народ. 1-й ведущий. Сегодня мы начинаем сожалеть о много. Начиная с 1988 года, журналы «Огонек», «Октябрь» публикуют большие подборки стихов поэтов Серебряного века. Честная, умная, мужественная лирика всегда будоражила умы их современников, не дает заснуть и нашей совести.