Учтивость в словах и обращениях современного школьника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевой этикет как показатель культуры общения Тема:
Advertisements

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Выполнил: ученик 7А класса Муфаздалов Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Манурова Асия Абдулловна.
Речевой этикет. – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
Речевой этикет Материал к уроку русского языка в 5 классе МБОУСОШ 31 Учитель русского языка Возвышаева И.В.
МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» РЕФЕРАТ по русскому языку ученицы 8 класса Рузаевой Яны Учитель Рузаева Т.С год.
Что такое вежливость? Вежливость-соблюдение правил приличия. Вежливость – доброе поведение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было.
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Волшебные слова. Правила вежливости. 2 класс.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Урок этикета © Тимофеева А.С., учитель начальных классов, школа 381 Санкт-Петербург, 2007.
Урок этикета © Тимофеева А.С., учитель начальных классов, школа 381 Санкт-Петербург, igr.net.
Волшебные слова. Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 РАБОТА на муниципальный конкурс учебно-исследовательских и проектных.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Этикет (от фр. этикетка, надпись) – нормы и правила поведения людей в обществе.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Транксрипт:

Учтивость в словах и обращениях современного школьника

Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете. Познакомиться с литературой по данной теме. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы. Проанализировать результаты опроса и разместить выводы в диаграммах. Выполнить компьютерную презентацию исследования. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме

Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование). Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование).

Объект исследования: коллектив учащихся среднего звена МОУ СОШ 17 с. Сухая Буйвола Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал!

Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуста; добрый вечер.

Формулы речевого этикета. Прощания Приветствия Благодарности

Любая беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника: Формулы приветствия Пример Пожелание здоровьяЗдравствуйте Указание на время встреч Добрый день! Доброе утро! Эмоциональные пожелания Очень рад! Уважительная формаМоё почтение! Специфическая форма Здравия желаю! Молодежный сленгХай! Хелло!

В русском языке основное приветствие «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею».

Формулы прощания Пример Самая распространенная До свидания! Прощание на неопределенный срок Прощайте! Мне пора! Прощание-пожелание Всего хорошего! Всего доброго! Пожелание здоровья Будьте здоровы! Бывайте здоровы! Просторечные формулы Пока! Всего! Салют! Устаревшие формулы Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», т.е. «спасибо». « Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение». Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение);

Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

Самые популярные ответы: · многие люди перестали следовать правилам РЭ · большинство не знает о существовании РЭ · люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах · у многих вообще отсутствует культура речи · русский язык в последние годы засоряется сленговыми и бранными словами Почему вы считаете проблему РЭ актуальной?

ВОПРОС Какие формулы речевого этикета знаете вы? Вид формулы РЭ 6 класс7 класс8 класс9А класс9Б классИТОГО Приветствия 95%100% 99% Прощания 98% 100%98%95%98% Благодарности 90%94%91%98%90%93% Вежливого отказа 40%47%60%65%70%56% Поощрения 20%50%38%64%60%46% Просьбы 40%60%50%56%50%51%

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. Речевой этикет это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Занимаясь историей русской речевой культуры, мы обогатились знаниями по исследуемому вопросу и поняли, насколько владеют учащиеся нашей школы нормами русского речевого этикета. Результаты исследования показали, что необходимо активизировать работу по воспитанию у учащихся речевой культуры. С этой целью подготовить и провести практическое занятие для учащихся 8-9 классов «Речевой этикет в споре», подготовить круглый стол «Сленг: за и против». В ходе работы над проектом у нас возникла идея провести новое исследование о том, насколько владение нормами речевого этикета – одного из показателей внутренней культуры учащегося – связано с качеством обучения предметам гуманитарного цикла

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты послужили причиной создания нового проекта, задачами которого являются пропаганда и сохранение лексического богатства русского языка, повышения интереса к изучению русского языка и литературы. БИБЛИОГРАФИЯ Л.А. Введенская: «Русский язык и культура речи». А. Г. Балакай «Словарь русского речевого этикета» С.И. Львова «Позвольте Вас пригласить…» В.Е. Гольдин «Речь и этикет»