Формирование культурологической компетентности на уроках литературного краеведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Стандарты второго поколения.
Система патриотического воспитания дошкольников Составитель: Воспитатель: Кузнецова Валентина Николаевна МДОУ «Детский сад 19 р. п. В. Синячиха общеразвивающего.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника. Подготовила учитель МОУ СОШ с. Троекурово Хожаинова Л.В.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Одним из интересных и приоритетных направлений современных исторических исследований является «микроистория». Цель: Формирование реальных представлений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Я - гражданин. Я – патриот. Программа для учащихся начальных классов.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
Транксрипт:

Формирование культурологической компетентности на уроках литературного краеведения.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С. Лихачёв

1. Одно из требований Федерального Государственного стандарта – личностное развитие школьника. Развитие личностных качеств напрямую связано с формированием культурологической компетентности. 2. Малоизученная область преподавания. Недостаточное количество материала по теме. 3. Выявленное противоречие между социальным заказом современного общества на воспитание человека культуры и недостаточной разработкой данной педагогической проблемы в теории и на практике.

Процесс развития культурологической компетентности будет успешным, если: - определена сущность понятия культурологической компетентности; - создана программа развития культурологической компетентности на уроках литературного краеведения; - определены условия развития культурологической компетентности.

Дать определение культурологической компетентности. Создать программу развития культурологической компетентности на уроках литературного краеведения.

1. Теоретическое изучение понятия культурологической компетентности. 2. Разработка программы формирования культурологической компетентности. 3. Определение условий формирования культурологической компетентности.

1. Изучение ФГОСа. 2. Поиск необходимой информации по теме с использованием интернета. 3. Знакомство с разработками исследователей по данной теме.

Культурная компетенция – основная составляющая процесса социализации личности. Культурологический подход к содержанию и методам обучения предполагает усвоение учащимися в процессе изучения литературного краеведения: Жизненного опыта народа; Его культуры; Духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки.

Культура Национальные традиции Религия Искусство Нравственно- эстетические ценности Народ обязан беречь свое национальное достояние.

Основа образовательного пространства, т. е. уклада школьной жизни – духовно- нравственное развитие и воспитание личности. Базовые национальные ценности Социально-исторические Культурные Семейные Традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Патриотизм; Гражданственность; Здоровье; Труд и творчество; Искусство и литература; Традиционные религии; Природа; Человечество Успешное развитие страны в современных условиях.

Краеведение воспитывает патриота, любящего свой край, его историю и культуру, приобщает школьников к общей культуре и культуре своего народа. Задача литературного краеведения в связи с формированием культурологической компетенции – постигать и ценить эстетическое, художественное совершенство произведений культурного прошлого своей земли, расширять представление об историческом и литературном процессе, о национальном характере русской культуры.

Культурное наследие Вятки Народные таланты Пребывание деятелей культуры: художников, композиторов, артистов и т. д. Художественные произведения вятских писателей Вятский фольклор

Любовь к Родине, патриотизм начинается со знания истории, культуры, традиций малой родины, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.

Наблюдать умиранье ремесел – все равно что себя хоронить. А. Тарковский Ремесла Историко- этнографический источник Богатейшее отражение русского быта

Резчики по дереву и кости Чеканщики Художники по керамике Мастера художественной росписи Кружевницы

Древний культ плодородия и солнца к 19 в. переродился в Вятке в ежегодную увеселительную ярмарку «Свистопляску». Поминальная тризна в ней сменялась шумным гулянием с катанием глиняных шаров и продажей глиняных кукол. Первое письменное упоминание о Дымковской игрушке относится к 1811 г. именно в связи со Свистопляской. В наши дни сугубо семейное ремесло стало художественным промыслом, но, как и прежде, занимаются лепкой только женщины. Яркая, нарядная «Дымка» разнообразна и неповторима. Каждая мастерица индивидуальна в своем творчестве, простор для которого дает свободное владение традициями.

Промысел зародился в Кукарке (г. Советск) в 18 в. К середине 19 в. кружевоплетение стало одним из традиционных вятских промыслов. В конце 19 в. появились земские кружевные мастерские, вторым центром стала Белая Холуница. В советское время главной в области была фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 марта». Вятское кружево выполняют на коклюшках. В нем применяют, в основном, растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решен более узорно.

В Россию матрешка пришла из Японии в 19 в. и вскоре прижилась. На Вятке же ее стали точить только в начале 20 в. Славилась династия Корчёмкиных. Поначалу матрешки раскрашивались в 2-3 цвета и оформлялись выжиганием. В войну производство продолжалось, делали и другие игрушки по принципу матрешки. С 50 гг. вятская матрешка идет на международные выставки и экспорт. Введен конвейер, предметов в игрушке стало больше. Раскрашивали по готовой контуровке масляными красками. С 1968 г. освоили анилиновые красители, чем обогатили гамму красок. Изюминка вятской матрешки – инкрустация соломкой, введена в 70 гг.

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров г. Вятки еще в начале 19 века, когда из капа делали шкатулки и даже карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Кап хорошо поддается обработке, не трескается, не разбухает, он прочен и увесист.

1) Русских Г. А. «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования», Киров, ) Кошурникова Т. В. «Краеведческие исследования в системе работы учителя- словесника», Киров, ) «Федеральный государственный образовательный стандарт», Москва, «Просвещение», 2011