Лекция 21. Шаблоны (часть 1) Красс Александр Alexander.Krass@gmail.com СПбГУ ИТМО, 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 22. Шаблоны (часть 2) Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Advertisements

Преобразования типов В языке C/C++ имеется несколько операций преобразования типов. Они используются в случае, если переменная одного типа должна рассматриваться.
Лекция 13. Введение в ООП. Часть 4 Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Лекция 10. Введение в ООП. Часть 3 Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Лекция 23. Шаблоны (часть 3) Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
ООП Классы – 2.
Лекция 31. Динамическая информация о типе Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2009.
С++, ООП Семинар 2 Рябова Анна Сергеевна
Обработка исключительных ситуаций Исключительная ситуация (исключение) – это ошибка, возникающая во время выполнения программы. Например, ошибка работы.
Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 8 Карпов В.Э.
Лекция 30. Преобразования типов в C++ Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2009.
Основы информатики Классы Заикин Олег Сергеевич zaikin.all24.org
Практическое занятие 6. Функции. Большинство языков программирования используют понятия функции и процедуры. C++ формально не поддерживает понятие процедуры,
Лекция 12 Перегрузка операторов. Часть 2. Подбельский гл. 9.7, Страуструп гл. 11, Мейрс п. 11,15-17,19. Перегрузка копирующего конструктора T(const T&)
Лекция 8. Введение в ООП. Часть 1 Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Лекция 6 Функции. Объявления и определения Объявление функции – указание имени функции, а также входных и выходных параметров Определение функции – указание.
Прикладное программирование кафедра прикладной и компьютерной оптики Полиморфизм.
Лекция 4. Введение в С++ Наследование, множественное наследование. Конструкторы, деструкторы. Виртуальные функции.
Шаблоны 1. Механизм шаблонов реализует в С++ параметрический полиморфизм. 2. Шаблон представляет собой предварительное описание функции или класса, конкретное.
Лекция 11. Введение в ООП. Часть 4 Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Транксрипт:

Лекция 21. Шаблоны (часть 1) Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008

Шаблоны Введение в шаблоны Шаблоны функций Инстанцирование шаблонов функций Явное инстанцирование шаблонов Шаблоны vs Макросы Шаблоны классов

Введение в шаблоны (Простой пример) Напишем функцию, возвращающую максимум из двух целых чисел: int Max (int a, int b) { return (a > b) ? a : b; } А что делать, если нам нужна эта функция для различных случаев: Разные типы (int, float) –Решается перегрузкой Типы, о которых мы ничего не знаем в момент написания функции Max –Также решается перегрузкой, но свою версию этой функции должен реализовывать тот, кто придумал и реализовал этот тип. Перегрузка не выход: –Все версии функций надо тестировать –Мы не всегда знаем, какие типы будут использоваться для нашей функции

Введение в шаблоны Вместо этого воспользуемся механизмом шаблонов: template T Max ( T a, T b ) { return a>b ? a : b; } template – ключевое слово, говорящее о том, что мы объявляем шаблон. typename – ключевое слово, говорящее о том, что T это не неизвестный тип. Пример использования функции Max : res = Max(1, 2); // Синтаксис вызова такой // же, как и для обычной // функции.

Введение в шаблоны (как это работает) 1. Имеем функцию template T Max (T a, T b) { return (a > b) ? a : b; } 2. Вызываем ее int res = Max(1, 0); 3. Компилятор генерирует реализацию функции Max (инстанциирует шаблон) для типов int и вставляет ее вызов: int Max_Int(int a, int b) { return a > b ? a : b; }

Все эти действия выполняются автоматически. Компилятор производит замену формальных типов на фактические посредством анализа аргументы функции в месте вызова. Инстанцирование шаблона происходит один раз для каждого набора типов аргументов в рамках одной единицы трансляции. –Имеем шаблонную функцию Max. –Вызываем ее из файла main.cpp Компилятор инстанцирует шаблон –Вызываем ее еще раз из файла second.cpp Компилятор второй раз инстанцирует шаблон Тип возвращаемого значения не учитывается при инстанциировании шаблона.

Инстанцирование шаблонов (требования к типам) Снова рассмотрим нашу функцию Max: template T Max (T a, T b) { return (a > b) ? a : b; } Определим новый тип: class C { public: C() : m(0) {} int m; }; И вызовем Max для переменных типа C: C c1, c2; Max(c1, c2); // Будет ли это компилироваться?

Инстанцирование шаблонов (требования к типам) Компилятор сгенерирует функцию Max для типа C: C Max_C(C a, C b) { return a > b ? a : b; } Эта функция компилироваться не будет, т.к. класс C не содержит оператора >

Инстанцирование шаблонов (требования к типам) Выводы: 1. Инстанцирование шаблона для некоторого типа будет выполнено если и только если этот тип поддерживает все операторы, используемые в шаблоне 2.Возможно, в комментариях к шаблону имеет смысл указывать, какие операции должны поддерживать аргументы шаблона: // This function template implements the common case of calculating maximum // Actual type for the template instantiation should have > operator defined. template T Max ( T, T ); 3. При разработке своих типов имеет смысл реализовывать все основные операции. 4. К сожалению, C++ не позволяет указывать требования к аргументам шаблона на этапе компиляции: template (T,T) > // Это не скомпилируется! T Max ( T, T );

Явное инстанцирование шаблонов Рассмотрим функцию spaceOf, возвращающую размер типа в 32-битных словах: template int spaceOf() { int bytes = sizeof(T); return (bytes + 3) >> 2; } Как ее вызвать? int i = spaceOf(); // так работать не будет Как компилятор определит тип, с которым вызывается шаблон.

Явное инстанцирование шаблонов Решение заключается в использовании явного дистанцирования шаблона: int wint = spaceOf (); int warr = spaceOf ();

Шаблоны или макросы Нашу функцию Max можно реализовать и через макрос: // Template representation template T Max ( T a, T b ) { return a>b ? a : b; } // Traditional representation #define Max(a,b) ((a)>(b)?(a):(b)) Так почему же шаблоны лучше чем макросы?

Макросы Шаблоны Состояние Не часть языка: реализуется препроцессором, не знающим о концепциях языка Часть языка, шаблоны интегрированы в систему типов языка. Синтаксис вызова Похож на вызов функции Реализация Простая текстовая замена Компиляция, используя проверку синтаксиса для определения и использования шаблона Проверка типов НетПолный контроль типов Эффективность ДаДа, особенно если использовать вместе с inline функциями. Шаблоны или макросы (Сравнение)

Шаблоны классов Рассмотрим класс, реализующий стек целых чисел: class Stack { public: Stack() : top(-1) { } void push (int value) { S[++top] = value; } int pop() { return S[top--]; } // other operations... private: int top; int S[100]; }; Использование: Stack s; s.push(0); Хорошо бы этот класс использовать и для других типов.

Шаблоны классов Решение заключается в использовании шаблонного класса Stack: template class Stack { public: Stack() : top(-1) { } void push(T value) { S[++top] = value ; } T pop() { return S[top--]; }... private: int top; T S[100]; }; Использование: Stack s; s.push(0);

Шаблоны классов Класс – это тип. Шаблонный класс это не тип. Это множество типов. Шаблонная функция это не функция. Это множество функций (перегруженных).

Шаблоны классов Поскольку шаблонный класс это не тип, а множество типов, мы должны инстанции кровать шаблон перед использованием. Инстанциирование шаблонного класса подразумевает генерацию нового класса с заменой формальных параметров шаблона на реальные. Шаблонный класс ВСЕГДА инстанциируется явно.

Инстанцирование шаблонов (требования к типам) Рассмотрим реализацию функции push из нашего класса Stack: void push(T v) { S[++top] = v;} Здесь используется конструктор копирования и оператор присваивания. Т.е., если мы хотим использовать класс Stack для нашего типа, мы должны предоставить конструктор копирования и оператор присваивания для этого типа. Использование конструктора копирования может привести к тормозам. Решение: void push (const T &v) { S[++top] = v; }

Улучшение класса Stack Рассмотрим еще раз наш класс Stack template class Stack { public: Stack() : top(-1) { } void push(T v) { S[++top] = v; } T pop() {return S[top--]; } // other operations... private: int top; T S[100]; }; Можно ли его сделать более общим?

Улучшение класса Stack Можно. Наш класс Stack хранит ровно 100 элементов. template class Stack { public: Stack() : top(-1) { } void push ( T& V ) { S[++top] = V; } T pop (void) { return S[--top]; }... private: int top; T S[N]; } Использование: Stack s;

Аргументы шаблонов Аргументом шаблона (как функции, так и класса) могут быть: 1. Типы 2. Интегральное константное выражение 3. Указатель на объект или на функцию 4. Ссылка на объект или функцию 5. Указатель на член класса Другими словами, аргумент шаблона должен вычисляться во время компиляции.

Определение членов класса Функции-члены класса можно реализовывать двумя способами: class C { public: void f(int i) { … } }; template class C { public: void f(T i) { … } }; void C::f(int i) {}template void C ::f(T t) { }

Аргументы по умолчанию Можно так: template class String { … elem str[100]; }; Или вот так: template class String { … elem *tr[N]; }; А вот так нельзя: template class String {};