Лекция 2. Менеджмент как система 1. Место системы управления в организации 2. Принципы управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления предприятием.
Advertisements

Подготовила: Сартаева Д. гр: 303 СД Проверила: АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Лекция : Концептуальные основы менеджмента План: 1.Виды и уровни менеджмента. 2.Теоретические основы менеджмента. 3.Методологические основы менеджмента.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Тема 3. Принципы менеджмента. План лекции 1. Понятие и значение принципов менеджмента 2. Состав и содержание принципов менеджмента: - общие принципы рыночной.
( ) А. Файоль Л. Урвик Дж. Муни Имели непосредственный опыт работы в качестве -руководителей высшего звена управления в большом бизнесе Исследовали.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Выполнил: врач-резидент Манап Н.Н.
Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Линейно-функциональная структура управления
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Транксрипт:

Лекция 2. Менеджмент как система 1. Место системы управления в организации 2. Принципы управления

Общее определение системы управления Система управления - это часть социально- экономической системы, выделенная по связям, характеризующим отношения управления. Эти связи воздействия, согласующие деятельность людей, существуют в общей совокупности всех связей социально- экономической системы.

Схема организации 1 –управляющие воздействия; 2 – информация о состоянии управляемой подсистемы; 3 – вход системы; 4 - выход системы; 5 – внешние задающие воздействия; 6 – исходящая информация; 7 – информация о внешней среде Управляющая подсистема Управляемая подсистема

Структурное определение системы управления Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой для достижения целей деятельности предприятия.

Элементы системы управления Цели управления – состояние отдельных характеристик организации, являющихся желательными для нее и на достижение которых направлена ее деятельность.

Элементы системы управления Структура управления – совокупность звеньев управления и отдельных должностных лиц, взаимосвязанных между собой и соподчиненных определенным образом

Элементы системы управления Функции управления – специфические виды управленческой деятельности, характеризующиеся общностью целей и характером выполняемых работ.

Элементы системы управления Методы управления совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации.

Элементы системы управления Кадры управления работники всех уровней управления.

Элементы системы управления Информация совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации.

Элементы системы управления Технические средства управления совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления.

Элементы системы управления Технология управления совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений.

Элементы системы управления Управленческие решения акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации.

Структурно-функциональная подсистема совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Информационно-поведенческая подсистема управленческая идеология; система ценностей; поведенческие нормативы; информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Подсистема саморазвития системы управления Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие Вторая часть подсистемы саморазвития системы управления обеспечивает развитие системы управления.

Принципы управления основные правила построения, функционирования и развития систем управления; Основные правила и требования, которые вытекают из экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами; Теоретический идеал управления; Критерии оценки качества, результативности работы органов управления

Принципы по Тейлору создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Принципы управления по Файолю Разделение труда Власть Дисциплина Единство команд Единство направлений действий Подчинение индивидуальных интересов общим интересам Вознаграждение Централизация или децентрализация Скалярная цепочка Порядок Справедливость Стабильность пребывания в должности Инициатива Дух корпорации

«Принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных акций гения» Г. Эмерсон

Принципы управления по Эмерсону Правильно выбранные и отчетливо поставленные цели; Здравый смысл; Компетентная консультация; Дисциплина; Справедливое отношение к персоналу; Точный, полный и постоянный учет; Диспетчеризация как способ избежать ошибок в будущем; Нормы и расписания; Нормализация условий; Нормирование операций; Письменно зафиксированные стандартные инструкции; Вознаграждение за производительность.

Основные принципы управления Принцип единоначалия Принцип коллегиальности Принцип научной обоснованности Принцип плановости Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности Принцип иерархичности и обратной связи Принцип экономичности и эффективности Принцип мотивации Принцип подбора, подготовки и расстановки кадров Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления

Принцип единоначалия Принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках одного лица руководителя. Важным условием единоначалия является соблюдение правила – каждый работник может быть непосредственно подчинен только одному лицу, от которого получает задание и перед которым отчитывается.

Принцип коллегиальности Принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме коллегиальности предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.

Принцип научной обоснованности Требование осуществления управленческих действий на базе применения научных методов и подходов.

Принцип плановости Установление основных направлений, тенденций и пропорций развития организации в перспективе.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип иерархичности и обратной связи Создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (низовой уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

Принцип экономичности и эффективности Обеспечение эффективности и экономичности организации управления, что снижает долю затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции и повышает эффективность производства.

Принцип мотивации Связан с широким использованием в управлении материального и морального стимулирования для повышения эффективности производства.

Принцип подбора, подготовки и расстановки кадров Осуществление подбора персонала по их способностям, профессиональным, деловым и личным качествам на основе тщательного изучения их и соответствующей подготовки.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления Проблема сочетания централизации и децентрализации – в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики – цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению.

Централизация управления Предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Децентрализация управления Передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену – производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления предприятием, выступающим как единое целое.

Принципы управления ХХI века лояльность к работающим; ответственность – обязательное условие успешного управления; коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих; долевое участие каждого работающего в общих результатах; своевременная реакция на изменения во внешней среде; методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы; непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности; умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями; этика бизнеса; честное отношение и доверие к людям; использование в работе фундаментальных основ менеджмента; четкое представление о месте и роли организации в будущем; качество личной работы и постоянное самосовершенствование.

Принципы управления конкретной организацией: При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия: во-первых, принципы управления должны учитывать основные тенденции и требования к современному управлению (например, приоритетность системного и маркетингового подходов к управлению); во-вторых, принципы управления должны использовать все фундаментальные основы менеджмента; в-третьих, принципы управления должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления; в-четвертых, используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления.