Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Advertisements

Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. Онтогенезом,
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии.
Транксрипт:

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Особенности ТРКМ: учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания; на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий; стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

5 основных характеристик критического мышления: Во-первых – это мышление самостоятельное; Во-вторых – это мышление обобщенное; В-третьих – это мышление проблемное и оценочное; В четвёртых – это мышление аргументированное; В пятых – это мышление социальное.

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, стадии осмысления стадии рефлексии.

Первая фаза – фаза Вызова На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Во-первых Во-первых обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Вторая цель Вторая цель – активизация обучаемого. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

1. Приём «Корзина» идей 1. В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. 2. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 3. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают об изучаемой теме.

2. Приём «Мозговая атака» 1. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; 2. Происходит обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Осуществляется оперативная запись высказанных предложений

Пример использования приёма « Мозговая атака » Тема урока: "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика" I. Фаза вызова (парная мозговая атака). Известно, что, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 50% из них зависит от самого человека. Вдумываемся в тему нашего урока? Заболевания опорно-двигательного аппарата, их профилактика. А как обстоит ситуация с заболеваниями костной системы в одной из школ? По результатам углубленного медицинского осмотра установлено, что у 24% детей определены различные нарушения опорно-двигательного аппарата, среди функциональных отклонений – нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз. Задание: Составьте список того, что вы знаете по этой проблеме? (регламент 5 мин.) Примечание: Парная мозговая атака помогает учащимся настроиться на учебную работу, позволяет высказаться тем учащимся, которые испытывают затруднения выступать перед большой аудиторией.

3. Приём «Кластер» Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии.

Пример кластера: Пиявки Местообитание Роль в природе Значение для человека Жизнедеятельность Реки Пруды Паразиты Питаются кровью Используют для лечения болезней Происхождение Систематическое положение Тип Кольчатые черви Строение Присоски Жабры

4. Приём Покопаемся в памяти Приём Покопаемся в памяти Учитель объявляет тему урока например: Металлы – простые вещества. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают о металлах необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленной на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Учитель задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления) Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. Принципы стадии осмысления: каждый сам отслеживает свое понимание текста, информации; появляются вопросы – начинается процесс обучения; информация должна стать понятной, тогда становится интересно и хочется учиться дальше; принимается любая точка зрения; происходит увязывание нового с известным Т.е. они строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.

Утверждения+-? У самки птицы развивается один левый яичник. да Оплодотворение происходит в яичнике. нет Желток подвешен на двух белковых канатиках. да Источником питательных веществ служит белок. На остром конце яйца образуется воздушная камера. В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен. Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических повреждений. Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента насиживания. Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры. Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны самостоятельно двигаться. Птенцовые птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в заботе. 1. Приём « Таблица верных и неверных утверждений » Позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения ученик ставит соответствующий значок: « + » – согласен, « - » - не согласен, « ? » - сомневаюсь. Далее ученикам предлагается учебный текст, работая с которым, они находят подтверждение или опровержение утверждений.

2. Приём « ИНСЕРТ » ИНСЕРТ ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

Утверждения До чтения текста После чтения текста - Совы днем видят так же хорошо, как люди - Совы могут поворачивать голову на 270 градусов - Совы имеют бинокулярное зрение - Сова – единственная птица, которая может моргать - Совы не строят гнезд - Образ совы связан с черной магией. - В неволе совы живут дольше, чем на воле 3. Прием « Проверка утверждений » 1. Учащимся дается таблица с утверждениями. 2. До прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их « + », если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком « - ». 3. Далее учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. 4. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением

«Тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли? Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если 4. Приём « Толстых и тонких вопросов » развивает навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы.

5. Приём « Автобусная остановка » можно использовать, когда ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. Процесс: в начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы; приклеивают на доске; учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них; если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.

6. Приём « Фишбоун » - рыбный скелет представляет собой схему, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется. В голове скелета – проблема ( Почему мы видим?) На верхних отростках – строение зрительного анализатора на нижних – функции зрительного анализатора В хвосте – вывод. почему мы видим? Вывод Строение Функции

7. Приём « Чтение с остановками » Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения (текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема). 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: « первая остановка », « вторая остановка » и т.д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. 4. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

8. Приём Лист решения проблем Очень хорошие результаты дает использование приема Лист решения проблем при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. ПРОБЛЕМАЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМАЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ или дано ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИЕ Найти объем кислорода V = n·V m Неизвестно количество вещества Найти количество вещества кислорода n = m : M m = 64 г Молярной массы кислорода М (О 2 ) = 16+16=32 г/моль n=64 : 32 = 2 моль Найти объем кислорода n = 2 моль V m = 22,4 моль/л V = 2 моль 22,4 моль/л = 44,8 л Пример использования приёма « Лист решения проблем » « Какой объем займет кислород массой 64 грамма »

Третья фаза – фаза рефлексии Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Для этого необходимо: самостоятельно осмыслить и систематизировать новый материал; решить поставленные ранее цели; исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова; определить направления для дальнейшего изучения темы.

Деятельность педагога 1. Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения. 2. Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся Соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Формы и средства развития КМ: Сбор данных; Анализ текстов; Сопоставление альтернативных точек зрения; Коллективное обсуждение; Разные виды групповой и парной работы; Дебаты; Дискуссии; Публикации письменных работ учащихся.

1. Приём « Синквейн » стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует изложение большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств, выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строчка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. В пятой строчке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример составления « синквейна » Эмбрион Маленький, скрученный Дробится, впячивается, формируется Сходный у большинства многоклеточных животных Зародыш Неметаллы Разнообразные, аллотропные. Не куются, не проводят, не блестят. Нет правил без исключения. Антиподы.

2. Приём « Кластер » (продолжение урока « Класс Пиявки » ) Примечание: На данной стадии учитель предлагает ученикам вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Пример кластера: Пиявки Местообитание Роль в природе Значение для человека Жизнедеятельность Реки Пруды Паразиты Питаются кровью Лечение болезней Происхождение Систематическое положение Тип Кольчатые черви Строение Присоски Глаза (5 пар) Гипертония Тромбофлебит Кожное дыхание Хищники Пища для животных Плавают Класс Пиявки Малощетинковые черви Болото Челюсти с зубками

3. Приём Эссе Вид письменного задания применяемый в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Вопросы: - Что Вы узнали по пройденной теме? - Что Вы хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: Расчеты по химическим уравнениям 1. На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы веществ, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если вещество дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому веществу. 2. Почему коэффициент, стоящий перед веществом показывает количество вещества?

Интерактивные рисунки Интерактивные рисунки – упрощенный вариант интерактивных моделей. Их можно развернуть во весь экран, что дает возможность их хорошо рассмотреть. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятия изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей. Для некоторых рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Используя их, можно наглядно изучить не только строение, но и процессы в динамике.

Раскрывающиеся интерактивные схемы Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, что позволяет сосредоточить внимания школьников на определенном этапе изучаемого материала. Эти схемы очень эффективны при объяснении учителя в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом, при самостоятельной работе учащихся с учебником, для структурирования изучаемого материала. Фотографии и рисунки к таким схемам усиливают наглядность и восприятие изучаемого материала.

Интерактивные таблицы Интерактивные таблицы демонстрируют особенности строения, функций, многообразие групп организмов. Их используют в качестве справочного или иллюстративного материала для сопровождения объяснения учителя или выступлений учащихся с сообщениями.

Интерактивные задания Интерактивные задания (тренажеры) используют для закрепления пройденного учебного материала и снабжены автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов с помощью мыши или выбором правильных ответов 1,2,3. В конце выставляется оценка за задание и указывается количество верных и неверных заданий. Причем есть возможность выполнить эти задания не один раз. Интерактивные задания и модели стимулируют интерес к учебному процессу. Таким образом, образовательные ресурсы, содержащие интерактивные объекты, наиболее привлекательны и перспективны для использования их в учебном процессе. Они дают возможность разнопланового их применения как при работе с классом (использование компьютера, проектора или при работе с интерактивной доской, так и при организации индивидуальной работы учащихся).

e-Learning Portal Kazakhstan

&view=category&id=34&Itemid=54

- учебник - учебник про животных shtml - насекомые htm – виртуальные лабораторные работы Использование интернет-сайтов

III. Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия) Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий, до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения

1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик: знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знает основные понятия; знает правила и принципы.

2. Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его « перевод » с одного « языка » на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик: понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

При составлении заданий первых трёх уровней учитывать следующие факты: 1. данные задания низкого уровня мышления; 2. ответы на данные задания должны быть в учебнике; 3. ученик, ответивший правильно на все задания первых трёх уровней получает оценку « 3 ».

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик: выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Ученик, выполнивший задания первых пяти уровней получает оценку «4».

6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик: оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Ученик, выполнивший задания всех уровней получает оценку «5». Примечание: если ученик не успел выполнить работу на уроке, то допускается выполнение задание дома.

"Онтогенез – индивидуальное развитие организмов" Цель: изучить этапы онтогенеза и влияние внешних факторов на эмбрион. Задачи: сформировать знания об этапах индивидуального развития организма; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, навыки самостоятельной учебной работы осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание учащихся.

При половом размножении начало всему организму дает одна клетка – зигота, при бесполом размножении – одна клетка или несколько клеток родительской особи. Но в любом случае, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений. Процесс реализации генетической информации, полученной от родителей, процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом.

Работа в группах. Составьте по одному заданию каждого уровня, используя параграф 35 учебника. Регламент 10 минут.

Задание 1. Допишите ответы на следующие вопросы в заданной вам схеме. Что такое онтогенез? Кто впервые ввел термин онтогенез ? Укажите периоды онтогенеза. Запишите особенности стадий эмбриогенеза и постэмбриогенеза?

эктодермаэнтодермамезодерма Ткани и орган Задание 2. Какие органы и ткани образуются из зародышевых листов? Заполните таблицу.

Задание 3. Используя дополнительную литературу, напишите факторы, влияющие на развитие эмбриона.

Задание 4. Определите и подпишите, что изображено на рисунке.

Задание 5. Установите соответствие. Зародышевые листки Слои эмбриона Образующиеся органы Эктодерма Энтодерма Мезодерма А) средний Б) внутренний В) наружный Г) кожа Д) волосы Е) органы зрения, слуха, обоняния Ж) скелет З) кровь И) кровеносная и лимфатическая система К) пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник) Л) органы дыхания М) щитовидная желез

Задание 6. Найдите ошибку и запишите верную последовательность в виде цифр 1) дробление 2) органогенез 3) гаструляция 4) бластуляция 5) оплодотворение

развитиехарактеристикапримеры прямое непрямое А) образование личинок после эмбрионального развития отличается внешне от взрослой особи В) организм похож на взрослую особь, но имеет малые размеры и недоразвитость некоторых систем 1. сороконожки, пауки, пресмыкающиеся, млекопитающие 2. бабочки 3. крыжовник, пиявки Задание 7. Найдите соответствие между информацией разных столбиков таблицы и для каждого типа зашифровать ответ

Задание 8. Какие суждения верны (выпишите цифры) 1. Закон сходства эмбрионов открыл К.Бэр 2.Яйцеклетка, подвергающаяся делению это гаструла 3. Началом первичного кишечника считается внутренняя полость эктодермы 4. В стадии гаструлы начинается развитие отдельных органов.

Задание 9. Отрывок стих. Абу Али ибн Сина « Поэма о медицине » О детях, находящихся Еще в утробе матери: Как следует, о том веду я речь. Дитя в утробе матери беречь. Ничто зловредное его пусть не коснется, Пусть мать питается не как придется, А ест еду и влагу с пользой пьет, Так, чтоб нормально развивался плод. Пускай отбросов в пище будет мало, Чтоб кровь она при этом очищала. - Проанализируйте строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад? - Какие факторы оказывают отрицательное влияние на развитие эмбриона?

Задание 10. Составить синквейн, используя следующие термины: бластула, гаструла, нейрула, эмбрион.

Задание 11. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в городе Петропавловске?

Вывод: Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий и переход на интерактивное обучение.