ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» «Крестики-нолики»
Цели и задачи - СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» - ФОРМИРОВАТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - УМЕТЬ КОНСТРУИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
РАЗМИНКА ГДЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ ТАК, ЧТОБЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ БЫЛО ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? МАЛЬЧИК ЧИТАЛ БЫСТРО ПЕРЕВОРА- МАЛЬЧИК ЧИТАЛ БЫСТРО ПЕРЕВОРА- ЧИВАЯ СТРАНИЦУ ЗА СТРАНИЦЕЙ. ЧИВАЯ СТРАНИЦУ ЗА СТРАНИЦЕЙ.
ЯЧЕЙКА. В. И. ДАЛЬ: "ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ, В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО".В. И. ДАЛЬ: "ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ, В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО". ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПОЛУЧИЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПОЛУЧИЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.
ПОДСКАЗКИ: -НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ;-НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ; -НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЯТЕЛЬ, ДЕЕСПОСОБНЫЙ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ВЫЯВИТЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.-НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЯТЕЛЬ, ДЕЕСПОСОБНЫЙ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ВЫЯВИТЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
ЯЧЕЙКА. Исправьте ошибку "СИДЯ У ОКНА, В КОМНАТУ ВЛЕТЕЛ ВОРОБЕЙ".
ИСПРАВЬТЕ ПОДОБНЫЕ ОШИБКИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ: НАСЫПАВ В ТЕСТО МАХОРКИ, ПАВКУ ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ. НАСЫПАВ В ТЕСТО МАХОРКИ, ПАВКУ ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ. ПРИСЕВ НА СКАМЬЮ, ГЛАЗА ДЕВОЧКИ НАПОЛНИЛИСЬ СЛЕЗАМИ. ДВОРНИК ВЕЛ ПОД УЗДЦЫ ЛОШАДЬ, ОТМАХИВАЯ МУХ ХВОСТОМ. ДЕНЬ ОНЕГИНА НАЧИНАЛСЯ С ТОГО, ЧТО, ЛЕЖА В ПОСТЕЛИ, ЕМУ НЕСЛИ РАЗНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ. ПРОВОЖАЯ МЕНЯ, ЛИЦО ЕГО ВЫРАЖАЛО СОЖАЛЕНИЕ. ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ЕМУ СТАЛО ХОЛОДНО. ПОДУМАВ, НОГИ ЧАЦКОГО НАПРАВИЛИСЬ К СОФЬЕ. МЕДЛЕННО И ЧЕТКО ПРОИЗНОСЯ СЛОВА, ПРАВИЛО ЛЕГЧЕ ЗАУЧИВАЕТСЯ НАИЗУСТЬ. МЕДЛЕННО И ЧЕТКО ПРОИЗНОСЯ СЛОВА, ПРАВИЛО ЛЕГЧЕ ЗАУЧИВАЕТСЯ НАИЗУСТЬ.
ПОДСКАЗКА: ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДОЛЖНО ПОКАЗЫВАТЬ КАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЧЕМУ, КОГДА? СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, НАЗВАННОЕ ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМ. ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДОЛЖНО ПОКАЗЫВАТЬ КАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЧЕМУ, КОГДА? СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, НАЗВАННОЕ ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМ.
ЯЧЕЙКА Образуйте от данных глаголов деепричастия: кричат - сидят - шить - блестят - пахать - умыться - крикнуть - гулять - включают - печь - расчесаться - рисуют - написать - петь - плясать -
Подсказка Не от всех глаголов, предложенных в задании, можно образовать деепричастие
ЯЧЕЙКА. РАЗМИНКА: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ, ВЫЗВАННУЮ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ЛИШНЕГО СЛОВА. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ.
НАЙДИТЕ В ЭТИХ "ВРЕДНЫХ СОВЕТАХ" ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, РАССТАВЬТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАПЯТЫЕ, СДЕЛАЙТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ. Если всей семьей купаться вы отправитесь к реке, Не мешайте папе с мамой загорать на берегу. Не устраивайте крика, дайте взрослым отдохнуть. Ни к кому не приставая постарайтесь утонуть.
Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара Задыхаясь от восторга Заниматься чепухой.
Начиная драку с папой Затевая с мамой бой Постарайтесь сдаться маме,- Папа пленных не берет. Кстати, выясни у мамы, Не забыла ли она – Пленных бить ремнем по попе Запрещает Красный Крест.
Если ждет вас наказанье За плохое поведенье, Например, за то, что в ванной Вы купали свою кошку Не спросивши разрешенья Ни у кошки, ни у мамы Предложить могу вам способ, Как спастись от наказанья. Не пройдет и полминуты, Как рыдая вместе с вами Вас простят и, чтоб утешить, Побегут за сладким тортом.
Если друг твой самый Лучший поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит лежа в луже Ты ничуть не огорчен. Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.
Если вы в футбол играли На широкой мостовой И ударив по воротам Вдруг услышали свисток, Не кричите: "Гол!", возможно, Это милиционер засвистел, Когда попали не в ворота, а в него.
ПОДСКАЗКИ: - для того чтобы найти границы деепричастного оборота, нужно задать все возможные вопросы от деепричастия к окружающим словам; - деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –А, - Я, -ВШИ, -ШИ, -Ш.
ЯЧЕЙКА. Найдите деепричастия и определите. от каких глаголов они образованы. Пустились бесенок и зайка: бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь: а Балда братца гладит, Приговаривая: "Братец любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый".
ПОДСКАЗКА: деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы.
ЯЧЕЙКА. Прочитайте перегод А.Шмульяна "Как падают воды в Лодоре?". Найдите возвратные и негозвратные деепричастия. Кипя, шипя, журча, ворча, Струясь, крутясь, сливаясь, Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
ПОДСКАЗКА: возвратные деепричастия имеют суффикс – СЬ;
Ячейка. Исправьте ошибки, расставьте знаки препинания. 1) Негаваря ни слова нискем не прощаясь он покинул нас. 2) Он о чем то думал невспаминая ни своих ни моих слов сказанных раньше. 3) Больной не вынося уличного шума попросил закрыть окно в его комнате. 4) Он работал не покладая рук. 5) Петя не отдыха я побежал на станцию. 6) Товарищ догнал меня и не обгоняя поехал рядом.
ПОДСКАЗКИ: НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без НЕ оно не употребляется; НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без НЕ оно не употребляется; одиночные деепричастия выделяются запятыми. одиночные деепричастия выделяются запятыми.
Ячейка. Перестройте предложения, используя деепричастные обороты. Шофер заметил впереди разрушенный мост и остановился. Писатель хорошо знает жизнь современной деревни и правдиво изображает ее в своих произведениях. Родители получили письмо от сына и очень обрадовались. Проверяйте написанное и будьте внимательны. Дети возвращались после прогулки и весело напевали песни. Птицы испугались неожиданного шума и разлетелись в разные стороны. Собака оглядывалась на хозяина и бежала впереди.
ПОДСКАЗКА: деепричастие выражает добавочное действие, распространяет глагол- сказуемое. деепричастие выражает добавочное действие, распространяет глагол- сказуемое.
Выберите из этих карточек все признаки, характеризующие деепричастие. Составьте рассказ об этой части речи. Служит для связи слов в предложении Самостоятельная часть речи единственное число обстоятельство служебная часть речи добавочное действие какой?признаки наречия нарицательноеопределениегозвратное суффикс -Я совершенный вид что делая?как? имя собственное