Сбор чемодана в дорогу: советы будущему абитуриенту Юго-Восточное управление МОиН СО ГОУ ДПО ЦПК – «Нефтегорский Ресурсный центр»
Планируй своё будущее!
«ХОЧУ» Профессиональные склонности и интересы.
«МОГУ» Состояние здоровья. Профессиональная квалификация. Профессиональные способности.
«НАДО» Спрос на рынке труда и возможности трудоустройства.
ХОЧУ МОГУ НАДО УСПЕХ
Выбор профессии – это прежде всего Ваш выбор! Основные шаги Получение информации о мире профессий, о рынке труда, о своих профессиональных интересах и склонностях. Соотнесение своих возможностей с потребностями рынка труда. Определение путей получения профессии.
Ошибки при выборе профессии ориентация на престижность; увлечение внешней стороной профессии; ориентация на желание родителей; легкость в сдаче экзаменов.
Если у Вас возникают трудности в профессиональном самоопределении, обращайтесь в отдел планирования профессиональной карьеры по адресу: г.Нефтегорск, ул.Мира,5,(каб.24). тел.: 8 (84670) Пономарева Валентина Николаевна
Система профессионального образования Самарской области 71 учреждение высшего профессионального образования, из них - 34 базовых ВУЗа, - 22 филиала государственных ВУЗов - 15 филиалов негосударственных ВУЗов ; 59 учреждений среднего профессионального образования; 50 учреждений начального профессионального образования.
Что желательно знать при выборе учебного заведения? I. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование (проф.училища, некоторые лицеи, колледжи); Среднее профессиональное образование (техникумы, некоторые училища – музыкальное, военное, медицинское, педагогическое, речное); Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Что желательно знать при выборе учебного заведения? II. Государственные и негосударственные учебные заведения. Государственные учебные заведения – их открытие санкционировало само государство. Негосударственные учебные заведения – инициаторами их открытия являются отечественные или зарубежные структуры, частные лица.
Что желательно знать при выборе учебного заведения? III. Высшее учебное заведение должно иметь три вида оценки. Лицензирование. Государственная аттестация. Государственная аккредитация.
Что желательно знать при выборе учебного заведения? IV. Условия обучения. Бюджетные группы – плановый набор на конкурсной основе, обучение бесплатное. Коммерческие группы – внебюджетный набор. Затраты на обучение оплачивают частное лицо или организация-спонсор. Целевая подготовка – внебюджетный набор по заказам предприятий, организаций разных форм собственности.
Рынок труда Прогноз потребностей экономики Самарской области свидетельствует, что к 2010 г. будут востребованы следующие специалисты начального профессионального образования: Автомеханик, водители категорий В, С, Д. Слесарь по ремонту автомобилей. Мастер оотделочных строительных работ. Слесари разных профилей. Продавец, контролер-кассир. Мастер общестроительных работ. Электромонтер.
Рынок труда Прогноз потребностей экономики Самарской области свидетельствует, что к 2010 г. самыми невостребованными будут специалисты НПО: Хозяйка усадьбы. Фотограф. Исполнитель художественно-оформительских работ. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.
Основные типы профессий: Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика: вечные; сквозные; дефицитные; перспективные; свободные.
Профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают (парикмахер, врач, строитель и т.д.) Основные типы профессий:
Самые распространенные профессии, по которым рабочие места есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении (электромонтер, секретарь и т.д.) Основные типы профессий:
Профессии, спрос на которые не удовлетворен (например, сегодня это: специалист по маркетингу, менеджер сферы услуг, дизайнер компьютерного макетирования) Основные типы профессий:
Профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать (например, это профессии информационного типа: специалист по электронным каналам связи, системный аналитик) Основные типы профессий:
Профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости. Они не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (например, портной, продавец и т.д.) Основные типы профессий:
Наиболее востребованные на современном рынке труда категории профессий: Такие профессии, как мерчендайзер, бренд-менеджер, специалист по сертификации, дизайнер по компьютерной графике, супервайзер, сервис-инженер и др. Они появились с 2000 года и требуют ппрофессиональной подготовки на уровне не ниже среднего профессионального образования В настоящее время востребованы и имеют перспективы роста на рынке труда такие профессии, как секретарь-референт со знанием иностранных языков, программист, дизайнер компьютерного макетирования, ландшафт ист, строитель- эколог и др.
Модели конкурентоспособности специалиста: Первая модель – «Профессионал». Конкурентоспособность такого специалиста обеспечивается высоким уровнем ппрофессиональной квалификации. Вторая модель – «Универсал». Высокий спрос на таких специалистов поддерживается за счет того, что владеет несколькими разнообразными компетенциями, а значит, способен выполнять различные виды работ. Третья модель – «Хороший работник». Его конкурентоспособность остается высокой благодаря обладанию такими качествами, как трудолюбие, обязательность, ответственность.
Модели конкурентоспособности специалиста: Четвертая модель – «Гибкий». Это специалист который умеет перестраиваться, осваивать новые виды деятельности, быстро переключаться на выполнение других функций. Пятая модель – «Целеустремленный». Конкурентоспособность такого специалиста достигается за счет его упорства, настойчивости, которые «пробивают любые стены» и рано или поздно помогают преодолеть любые препятствия. Шестая модель – «Мобильный». Спрос на такого специалиста обеспечивается «лёгкостью на подъем», позволяющей значительно расширить географию поиска работы и форм трудоустройства. Седьмая модель – «Коммуникатор». Его конкурентоспособность на современном рынке труда связана с умением общаться, дружить, устанавливать связи («Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»).
Требования, предъявляемые чаще всего работодателем к соискателю: опыт работы; знание иностранных языков; владение компьютерными технологиями, знание бухгалтерской отчетности; наличие водительских прав; наличие коммуникативных навыков.
Советы выпускникам Подумайте о будущей работе ещё на ученической скамье. Вы можете совмещать учёбу с работой, и это будет положительно оценено работодателем. Если во время учёбы Вы проявили себя с хорошей стороны, Ваши преподаватели и мастера производственного обучения могут дать Вам рекомендации для трудоустройства. Лучше всего, чтобы тема дипломной работы была связана с проблемами организации, в которой вы хотите трудоустроиться. При написании курсовых и дипломных работ учитывайте фактор будущего трудоустройства. Вы можете выбрать заранее ту организацию, в которой хотели бы работать (что было бы идеально). В этом случае пишите свои работы так, чтобы они непосредственно использовались в этой организации; старайтесь участвовать в симпозиумах, конференциях; всемерно расширяйте «круг» своих профессиональных контактов.
Советы выпускникам Не считайте, что кто-то должен помочь вам в получении работы. Надейтесь только на себя. Это не означает, что нужно отказаться от помощи родственников или знакомых, но не следует перекладывать груз ответственности на чужие плечи. Не верьте, что молодым специалистам труднее получить работу. Сложности есть в любом возрасте, а сам поиск работы ничем принципиально не отличается от всех других случаев. Не ищите работу вообще. Определите два-три варианта удовлетворяющей Вас работы. Сосредоточьте на них свой поиск. Ваши козыри: молодость, энергия, свежие теоретические знания, тренированный ум, более низкий уровень притязаний, гибкость, повышенная способность адаптироваться.