Модель всероссийской системы оценки качества общего образования разработана ИПОП «Эврика» в рамках реализации ФЦПРО докладчик Воронцов А.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Advertisements

Модель региональной системы оценки качества общего образования докладчик Воронцов А.Б.
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РСОКО)», УШАКОВА Е.Г 14 НОЯБРЯ 2012 Содержательные аспекты мониторинга развития.
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
АДАМСКИЙ А.И. – ВДОХНОВЕНИЕ СЕЛЮКОВ Р.В. – РАМКА МУХА Н.В. - СОДЕРЖАНИЕ УШАКОВА Е.Г. - СПИКЕР Г. УЛАН – УДЕ, 14 ОКТЯБРЯ 2012 Проектирование системы оценки.
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
ЦЕНА И ЦЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Митряева Н.В., Директор МБОУ «Гимназия 14»
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования Адамский А.И., Воронцов А. Б.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты.
Управление развитием системы оценки качества общего образования (часть 2) Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14 г. Назарово Красноярского края» ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Подготовлено с использование материалов Новые подходы в оценке качества школьного образования В Республике Карелия.
Сквозные образовательные результаты как условие социализации школьников Воронцов А.Б. 3 июля 2012 г. Улан –Удэ, республика Бурятия.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Воронцов А. Б.. 31 регион в Комплексном проекте модернизации образования ( гг ) Расширение обязательств, формулирование себе ТЗ на построение.
Основные элементы модели Всероссийской системы оценки качества общего образования А.Б. Воронцов директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование»
«Развитие региональной системы оценки качества образования» г. Горно-Алтайск 29 марта 2008г.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Транксрипт:

Модель всероссийской системы оценки качества общего образования разработана ИПОП «Эврика» в рамках реализации ФЦПРО докладчик Воронцов А.Б.

Принципиальные особенности созданной модели комплексность (междисциплинарный характер) и управляемость модели через связь качества общего образования со всеми аспектами деятельности ОУ; сквозной, уровневый и операциональный характер описания образовательных результатов по ступеням общего образования; разделение контроля качества от оценки результатов и качества общего образования; разграничение полномочий между всеми уровнями школьного образования (федеральный, региональный, муниципальный и школьный); открытость, прозрачность и информативность за счет создание электронной среды ОСОКО; системность в требованиях к оценочным процедурам и инструментам оценки для всех уровней управления образованием

Общая информация Концепция и модель ОСОКО была разработана в 2011 году рабочей группой ИПОП «Эврика» Основа для разработки: -теоретическая: культурно-историческая теория культурного развития человека Л.С. Выготского; -практическая: опыт разработки и сопровождения КПМО ( годы) в 31 регионе РФ; -нормативная: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. январь-май 2012 года – общественное обсуждение концепции и модели в 8 Федеральных округах (С-Петербург, Сургут, Волгоград, Хабаровск, Нальчик, Томск, Екатеринбург, Ставрополь, Биробиджан, Самара). Приняло участие более 1600 человек.

Рабочие определения Система оценки качества образования - есть институт, (со своими нормами, правилами, действующими лицами), с помощью которого граждане, общество и государство получает информацию об уровне социализации учащихся. Задача оценки решается сбором и анализом(административным, экспертным, общественным) результатов учащихся, их достижений, проявлений их активности. 4

Социализация – рамка СОК Социализация – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал, на пользу людям и себе. Социальная успешность на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в культуре и во времени. 5

Последовательность проектирования модели СОК Методология определения и описания результатов Методология проектирования инструментов обнаружения результатов и их оценки Методология проектирования образовательных программ для учащихся и подготовки (переподготовки) учителей Методология ресурсного обеспечения реализации образовательных программ Методология оценочных процедур Методология проектирования информационной среды, обеспечивающей функционирование СОК 6

Шаг 1 Проектирование и описание предмета оценки (образовательные результаты, основная образовательная программа, образовательная среда) общего образования по ступеням в соответствии с требованиями ФГОС

Принципы проектирования образовательных результатов 1. Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов; 2. Уровневый характер предметных образовательных результатов. 3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов 4. Качественный характер оценки личностных результатов

Результаты образования Сквозные метапредметные (через все возраста) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные (через все предметы) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК

Аспект (предмет) оценки образовательных результатов Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения; Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения; Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ - компетентность) РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВЕНЬ (грамотность) ФОРМАЛЬНО- РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (умения) ПРОЙДЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УРОВНИ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДСТВ/СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД в предметных результатах Уровни учебных способов действий

Результаты диагностики ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ УСПЕШНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАВШИХСЯ ПО РАЗНЫМ СИСТЕМАМ

Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальную пробы и приобретение общественно- полезного социального опыта социальная практика 14 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

Личностные результаты как социальный опыт ребенка Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории Социальное действие и моральное поведение Здоровье и безопасность

Шаг 2 проектирование и описание видов оценки учебных и внеучебных достижений школьников на разных ступенях общего образования и требования к инструментам этих оценок на разных уровнях управления образованием

Виды оценки индивидуальных учебных достижений и их инструментарий Уровни образования Виды оценочных процедурИнструментарий Образователь ное учреждение - формирующее оценивание; - индивидуальный прогресс; - прогностическая оценка (ЗБР); - ретроспективная (суммативная, промежуточная) оценка; - публичное представление учебных и внеучебных достижений; - самообследование; - итоговая аттестация 9-й класс (уровень ОУ) -диагностические задания; - трехуровневые задачи; - стартовые работы; - итоговые работы; - портфолио; - публичное выступление (защита творческих работ); - публичный доклад; Регион- мониторинговые исследования в 1,5,7,10-х классах; - внешняя независимая оценка по запросу ОУ; - государственная, общественно- профессиональная и общественная экспертиза в рамках аккредитации ОУ - итоговая аттестация 9-х классов (уровень Р) Тестовые диагностические материалы; Экспертные карты; процедура защиты индивидуальных проектов; контрольно-измерительные материалы для ИА Федерация-Мониторинговые исследования; - итоговая аттестация 9,11 классы контрольно-измерительные материалы, портфолио

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся Инструментарий уровня ученика Инструментарий уровня учителя Инструментарий уровня администрации - самооценка; - критериальная основа; - рефлексия; - действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого - формирующее оценивание - оценка индивидуального прогресса учащегося - стартовая оценка -итоговая оценка (комплексный и интегративный характер) -оценка рабочих программ 18

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования -внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, -- оценка условий реализации ООП и муниципального задания - мониторинговые исследования в определенных ключевых точках общего образования, по важным аспектам реализации ФГОС ОО; - итоговая (государственная) аттестация в 9-м классе; - государственная аккредитация ОУ; - аттестация педагогических кадров. Эврика, А.И., научный руководитель19

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования проводятся международные и общероссийские мониторинговые исследования качества образования; - разрабатываются контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; - разрабатывается и принимается нормативно- правовое обеспечение системы оценки качества основного общего образования. 20

Шаг 3 разведение контрольных и оценочных процедур, формирование системы управления всероссийской системой оценки качества образования

Структура федерально-регионального управления СОК и СКК Федеральная (региональная) служба по контролю и надзору в сфере образования Национальный (Всероссийский) Центр и региональные центры оценки качества общего образования Лицензирование Аккредитация Итоговая аттестация 9,11 Аттестация педагогических работников Мониторинговые исследования Социологические исследования Аналитика Методические рекомендации Нормативно- правовое обеспечение Сопровождение реализации ФГОС ОО Экспертиза учебников и сертификация ООП Контроль качества и надзор

Процедуры Инструментарий Показатели ОСОКО Эксперты Итоговая аттестация в 9, 11 классах Мониторинговые исследования образования по ФГОС в 1, 5, 7, 10 классах Исследования уровня удовлетворенности граждан качеством образования Учет внеучебных достижений учащихся Аккредитация Аккредитация Государственная экспертиза Общественно- профессиональная экспертиза Аттестация учителей (квалификационные испытания) Надзор за соблюдение законодательства Федеральный и региональные центры оценки качества образования Региональные службы по контролю и надзору в сфере образования Разведение контроля (инспекции) и экспертных процедур оценки

Шаг 4 Разработка и включение в создаваемую модель системы оценки качества показателей, определяющих качество услуги (стандарты на услугу) по реализации ООП в рамках муниципальных (государственных) заданий, показателей для стимулирующей части оплаты труда работников образования

ОСОКО Показатели Оценка качества выполнения муниципальных (государственных заданий) Оценка качества выполнения муниципальных (государственных заданий) Показатели Аттестация учителей Аттестация учителей Показатели Итоговая аттестация в 9 и 11 классах Итоговая аттестация в 9 и 11 классах Показатели Методика расчета величины регионального подушевого норматива Методика расчета величины регионального подушевого норматива Показатели Мониторинговые исследования качества образования Мониторинговые исследования качества образования Показатели Система оплаты труда (распределение стимулирующей части ФОТ) Система оплаты труда (распределение стимулирующей части ФОТ) Показатели Аккредитация ОУ Аккредитация ОУ Показатели Эксперты Процедуры Инструменты Комплексный характер модели оценки качества образования

Эксперты Инструментарий Показатели ОСОКО Процедуры Оценка выполнения Г(М)З Оценка выполнения Г(М)З Аккредитация ОУ Аккредитация ОУ Распределение стимулирующе й части ФОТ Распределение стимулирующе й части ФОТ Планирование курсовой подготовки учителей Планирование курсовой подготовки учителей Итоговая аттестация в 9, 11 классах Мониторинговые исследования образования по ФГОС в 1, 5, 7, 10 классах Исследования уровня удовлетворенности граждан качеством образования Учет внеучебных достижений учащихся Востребованность результатов процедур оценки качества образования

Шаг 5 Разработка информационной среды для перевода системы оценки качества общего образования в электронный формат (Электронный паспорт школы)

Процедуры Инструментарий Показатели ОСОКО Инструментарий Региональные центры оценки качества образования - Аккредитация - Мониторинговые исследования в 1,5,7,10 классах - Оценка качества реализации муниципальных (государственных) заданий - Распределение стимулирующей части ФОТ - Уровень удовлетворенности качеством образования - Учет внеучебных достижений - Статистические формы отчетности - Отчеты в различные инстанции Матрица показателей Электронная система сбора данных «Электронный паспорт школы» Национальный центр оценки качества образования ОУ 2 ОУ 1 ОУ n Электронизация инструментария оценки, сведение к нулю вала бумажной отчетности

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) Постановление Правительства РФ Требования ФГОС: -к образовательным результатам -к основным образовательным программам (ООП) -к условиям реализации ООП - Требования ФГОС: -к образовательным результатам -к основным образовательным программам (ООП) -к условиям реализации ООП - Требования к системам оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: -требования к показателям оценки -требования к инструментарию оценки - требования к процедурам оценки - требования к экспертам (отбор, подготовка, сертификация) Требования к системам оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: -требования к показателям оценки -требования к инструментарию оценки - требования к процедурам оценки - требования к экспертам (отбор, подготовка, сертификация)

Модель – внутренние связи и отношения проектируемого объекта

Стимулирующая часть ОТ Стандарт услуг ГМЗдарт НПФ, коэффициент качества Модельные методики Федеральный региональный муниципальный школьный Виды оценок Требования к инструменту