Анализ состояния и эффективности воспитательной системы класса Из опыта «МОУ СОШ 7 им. В.Н. Пушкарева» МО «Островский район» Псковской области
Два уровня аналитической деятельности Анализ и оценка документального обеспечения воспитательной деятельности Анализ и оценка содержания воспитывающих влияний воспитательной системы класса
Основные компоненты воспитательной системы класса I. Индивидуально-групповой II. Ценностно-ориентационный III. Функционально-деятельностный IV. Пространственно-временной V. Диагностико-аналитический
I.Краткие сведения о классном сообществе 1.1. Наименование класса ( с указанием вида осваиваемой учащимися образовательной программы: лицейской, гимназической, общеобразовательной, коррекционно-развивающей) Количество обучающихся в классе, из них - количество мальчиков и девочек Отношение детей к учебе, их интересы и увлечения Краткая информация о классном руководителе (преподаваемый предмет, педагогический стаж, квалификационная категория, жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения, интересы и увлечения, стремление педагога к повышению своей квалификации по вопросам воспитания) Наиболее важные сведения о родителях учащихся и друзьях класса.
II. Ценностно-ориентационный компонент Название класса или воспитательной системы, его адекватность ключевой идеи организации процесса воспитания. Цель(и) и задачи воспитания, их соответствие уровню развития классного коллектива, возрастным и другим особенностям детей. Приоритетные ценности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и основные правила жизнедеятельности в классе. Традиции классного сообщества.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА Классный руководитель М. М. Терехова
МАКРОЦЕЛЬ Воспитание гуманистической личности ; гражданина, способного к самопознанию, саморазвитию и творческому преобразованию действительности. 1 Микроцель 5-6 класс 2 Микроцель 7-8 класс 3 Микроцель 9 класс
ВИТОК ВТОРОЙ ВИТОК ВТОРОЙ Формирование у школьников основ самопознания, самовоспитания личности, совершенствование межличностных взаимоотношений; развитие познавательной активности и творческих способностей. ВИТОК ПЕРВЫЙ формирование у детей представлений о жизненных ценностях; умения принимать людей такими, какие они есть; развитие познавательной активности и творческих способностей. ВИТОК ТРЕТИЙ Формирование активной гражданской позиции личности, способной к самореализации.
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА 5 класс – Я и моя семья 8 класс – Я и мой город Я и мой город 6 класс – Я и мой класс Я и мой класс 7 класс – Я и моя школа 9 класс – Я и мое государство
ЗАКОНЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ЗАКОНЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 1. «Я - ДЕЛО!» Взялся за дело доделай его до конца! 2.«Я – ЗЕРКАЛО!» Относись к другим так же как хочешь, чтобы относились к тебе. 3.«Я - ДРУГ!» Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 4.«Я – АКАДЕМИЯ!» Стремись объять необъятное! 5.«Я – ГАРДЕМАРИН!» Физический рост человека – от головы до земли, нравственный – расстояние от головы до неба. 6.« Я – ТВОРЕЦ !» Твори, выдумывай, пробуй! 7. « Я – ГРАЖДАНИН!» Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ Законы централизованного государства ИМПЕРИ-Я (7-8 классы) «Я – ЛИЧНОСТЬ!!!» Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник. СУДНАЯ ГРАМОТА (ЗАКОНЫ КОЛЛЕКТИВА 5-6 классов) 1. «ЯМАСТЕР!» Взялся за делододелай его до конца! Ни одного дня без доброго дела 2. ЯЗЕРКАЛО!» Относись к другим так же как хочешь, чтобы относились к тебе. Что посеешь, то и пожнешь! 3. Я –БРАТ!» Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много 4. ЯМУДРЕЦ!» Знания– лучше всякого богатства! Стремись объять необъятное! 5. ЯКРАСНО СОЛНЫШКО!» Каждый человек та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Твори, выдумывай, пробуй! 6. ЯБОГАТЫРЬ!» Здоровомувсе здорово! Твои способности в твоей власти! 7. ЯГРАЖДАНИН!» Настоящий человек и сын Отечестваэто одно и то же. Родина– не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать. КОНСТИТУЦИЯ ( ЗАКОНЫ КОЛЛЕКТИВА 9 класса) «Я Дело!» Взялся за дело доделай его до конца! Ни одного дня без доброго дела 2. Я Зеркало!» Относись к другим так же как хочешь, чтобы относились к тебе. Что посеешь, то и пожнешь! 3. Я – Друг!» Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много 4. Я Энциклопедия!» Знания – лучше всякого богатства! Стремись объять необъятное! 5. Я Творец!» Каждый человек та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Твори, выдумывай, пробуй! 6. Я Чемпион!» Здоровому все здорово! Твои способности в твоей власти! 7. Я гражданин!» Настоящий человек и сын Отечества это одно и то же. Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать. КОНСТИТУЦИЯ ( ЗАКОНЫ КОЛЛЕКТИВА 9 класса) «Я Дело!» Взялся за дело доделай его до конца! Ни одного дня без доброго дела 2. Я Зеркало!» Относись к другим так же как хочешь, чтобы относились к тебе. Что посеешь, то и пожнешь! 3. Я – Друг!» Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много 4. Я Энциклопедия!» Знания – лучше всякого богатства! Стремись объять необъятное! 5. Я Творец!» Каждый человек та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Твори, выдумывай, пробуй! 6. Я Чемпион!» Здоровому все здорово! Твои способности в твоей власти! 7. Я гражданин!» Настоящий человек и сын Отечества это одно и то же. Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать.
Круг традиционных дел
Герб класса Герб класса
III. Функционально-деятельностный компонент Приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности, его соответствие ценностно-смысловому ядру воспитательной системы. Другие виды (направления) деятельности, используемые в процессе воспитания детей. Самоуправление жизнедеятельностью класса Системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса (воспитательные комплексы, воспитательные центры, социально-педагогические проекты, целевые программы).
Системообразующий вид деятельности – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Родители, друзья класса (военные, врачи, ветераны, священнослужители) Краеведческий музей,учителя- предметники, Социальный педагог,психолог,ДДТ(краеведческий клуб«Камелек») ДШИ, ДДТ, ДШИ, старшеклассники, ДОО «Седьмое измерение», педагог- организатор
«Древо жизни» городская историческая игра Викторины Экскурсии (Музей, библиотека, город, область, места боевой славы) Всероссийская математическая олимпиада «Кенгуру» «Что? Где? Когда?» Школа актива «Седьмого измерения» городская игра-акция «Я – Экскурсовод!» Участие в Научно- практических конференциях Участие в предметных школьных декадах Участие в школьный предметных олимпиадах Конкурс «Ученик года» Конкурс «Класс года» Конкурс «Спортсмен года»
Открытая кафедра Беседы Классные часы Создание «сундучка достижений » (портфолио) Проекты: «Мое генеалогическое древо», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», «Бабушкины любимые выражения» Праздники («Госпожа Мама», «Мой папа- рыцарь без страха и упрека», «Родословие вещей», День Семьи, День Рождения класса, День Благодарения, Семейный театр, «Бабушкины страшилки», Вечер сюрпризов. Посещение Православной Воскресной школы Вахта памяти и Митинги Памяти Фестиваль патриотической песни, уроки мужества, Спортивные мероприятия: городской кросс, пробег «Лыжня России», городская военно-спортивная игра «Зарница»
Спектакли «Куприянов Теремок», «Новогодняя Сказка», Мероприятия «Седьмого измерения» Участие в конкурсах Марафона чудес (осень, зима, весна) Участие в концертах ДШИ Классные праздники (Дни рождения, День влюбленных, Праздник непослушания (1 апреля)) Участие в Дне ученика Классные КТД Творческие вечера (Куропатова С.Г.- отца Куропатова Антона, Морозовой Е.Л – мамы Морозовой Ольги) Участие в работе вожатского отряда «Осьминожки»
«ВЕЧЕВАЯ РЕСПУБЛИКА «СЕМЬ-Я» Вече БОЯРСКАЯ дума Князь + посадник Совет ник ДУМА Печатный приказ Богатырский приказ Разгуляй -приказ Казначейский приказ Мирской приказ Поместный приказ Ученики класса, родители, учителя ОБЩЕ ШКОЛЬ НОЕ САМО УПРА ВЛЕНИЕ «С О Д Р У Ж Е С Т В О»
«ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО «ИМПЕРИ-Я» «ИМПЕРИ-Я» ОБЩЕ ШКОЛЬ НОЕ САМО УПРА ВЛЕНИЕ «С О Д Р У Ж Е С Т В О» Ассамблея Император Генерал- прокурор Кабинет- секретарь (кл. рук.) Консилия (родители) Пресс- коллегия Гренадер - коллегия Монплезир -коллегия Коммерц- коллегия Протекц- коллегия Вотчинная коллегия Ученики класса, родители, учителя СЕНАТ
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА «РОССИИ-Я» ДУМА РЕФЕРЕНДУМ Президент + премьер- министр Советник СОВЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ Министерство информации и рекламы Министерство здравоохранения Министерст во культуры министерство ФИНАНСОВ Министерство социальной защиты Министерство внутренних дел УЧЕНИКИ КЛАССА, РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ ОБЩЕ ШКОЛЬ НОЕ САМО УПРА ВЛЕНИЕ «С О Д Р У Ж Е С Т В О»
IV. Пространственно-временной компонент Эмоционально-психологическая, духовно- нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Мероприятия Мероприятия «Вечевое собрание» «Ассамблея истин и ценностей» «Ассамблея толерантности» «Музей восковых фигур» «Референдум нравственности» «Бал добра и красоты»
ИНИЦИАТИВЫ КЛАССА ИНИЦИАТИВЫ КЛАССА Конкурсы «Ученик года» «Спортсмен года» «Певец года» Научно- практические конференции Творческие конкурсы «Класс года» Мероприятия ДО «Седьмое измерение», вожатского отряда «Осьминожки»
V.Диагностико-результативный компонент Критерии и показатели эффективности воспитательной системы. Методы и приемы изучения и оценки результативности функционирования системы воспитания. Используемые формы и технологии сбора, интерпретации и хранения сведений о классном коллективе, о состоянии и эффективности воспитательного процесса.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИРЕЗУЛЬТАТ 1. Я – ДЕЛО ! (отношение к труду) Педагогическое наблюдение. Участие в выставках, конкурсах, экологических субботниках. Цветограммы. Инициативность в проведении трудовых дел. Организация «Снежного десанта», Ежемесячно -Экологический субботник в классе. Озеленение фойе школы школы. Помощь в благоустройстве школьной спортивной площадки 2. Я – ЗЕРКАЛО! (толерантность) Щуркова «Размышляем о жизненном опыте» С.М. Петрова «Пословицы» Методика недописанного предложения Психологическая комфортность в классном коллективе. 3. Я – ДРУГ! (развитие коммуникативных отношений) Л.В. Байбородова «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Е.Н. Степанов «Ты и твой класс» Социометрия Л.В. Байбородова «Ситуация выбора» В классе нет «отверженных», по мнению учащихся класс находится в стадии «Мерцающий маяк»
4. Я – Энциклопедия! (интеллектуальная развитость учащихся) Педагогическое наблюдение. Анализ текущей и итоговой успеваемости. Л.В. Байбородова «Составление расписания» Методика мотивации учения Методики исследования личности ( память, мышление, внимание и т.д.) В.Н. Максимова «Диагностическая контрольная грамота» Анкета самооценки уровня знаний Рост успеваемости учащихся Участие в международной математической игре «Кенгуру». Все призовые места в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе. Участие и победы в международной олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» Призовые места в районном, областном, этапах конкурсов «Отечество», «Шаг в будущее»
5. Я – ЧЕМПИОН (физическое здоровье) Медицинский анализ заболеваемости учащихся (индивидуальная карта здоровья) Выполнение контрольных нормативов. Соревнования. Анализ медицинских карт. Укрепление здоровья. Снижение простудных заболеваний. 1 место – «Весёлые старты». 1 место – в соревнованиях среди 7 х классов в День здоровья.3 место – по стрельбе в городской игре «Зарница». Занятость в спортивных секциях, Призовые места в соревнованиях «Лыжня России» 6. Я - ТВОРЕЦ! (эстетическая развитость учащихся ) Педагогическое наблюдение. М.И. Рожков «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» Л.В. Байбородова «Творческие задания» Проект - мечта. Участие класса в общешкольных концертах и «Марафоне чудес». Постановка авторских пьес. 1 место на конкурсе чтецов. 1 место в конкурсе Новогодних сказок. 7. Я – ГРАЖДАНИН! (нравственная, патриотическая развитость учащихся) Интервью «Мой кумир» Е.Н. Степанов «Методика определения общественной активности учащихся» М.И. Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» Активное участие в общешкольном ученическом самоуправлении и деятельности детской организации «Седьмое измерение». Проведение митинга Памяти. Создание проекта «Дневник ветерана»
VI. Главные выводы Основные достижения, недостатки и проблемы в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся. Уровень развития коллектива класса и его воспитательной системы. Перспективы, пути и способы совершенствования жизни класса и процесса воспитания детей.
Картотека воспитательных систем классов «Картотека... Систематизированное собрание карточек с какими-нибудь сведениями, материалами.» (Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой е изд., испр.- М.: Рус. яз., С. 218.) Картотека (от греч. thēkē вместилище, ящик) совокупность, набор карточек носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в каком-либо порядке: по алфавиту, темам, срокам исполнения документов. ( Современный экономический словарь Современный экономический словарь
Информационная карта с краткими сведениями о воспитательной системе класса 1. Наименование класса - 2. Ф.И.О. классного руководителя: 3. Количество учащихся в классе -, из них мальчиков -., девочек Название воспитательной системы (класса): 5. Цель воспитания - 6. Принципы построения воспитательной системы (жизнедеятельности в классе): 7. Приоритетный вид (направление) деятельности - 8. Системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса: 9. «Фирменные» дела класса: 10. Друзья классного коллектива: 11. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы: 12. Дополнительные сведения о классе и его воспитательной системе