Математика- гимнастика ума МБОУ «СОШ 6»,г.Нижнекамска РТ Составитель: Дорофеева Л.И.
Цели: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся
Задачи: обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся; усиление прикладной и практической направленности изученным темам; установление внутрипредметных и межпредметных связей темами курса математики и литературы; развивающие: повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся воспитательные: воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.
Правила игры: В игре участвуют две команды, по 4-5 человек в команде. Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами. По сигналу о начале игры команды отправляются в путешествие по станциям. В это время проводится игра с болельщиками. По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения. В течение 6 минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер. Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.
Станции I станция. Конкурс «Лабиринт»I станция. Конкурс «Лабиринт» II станция. «Цепочка уравнений».II станция. «Цепочка уравнений». III станция.«Прочитай фразу»III станция.«Прочитай фразу» IV станция. «Лесенка»IV станция. «Лесенка» V станция. «Задания на смекалку»V станция. «Задания на смекалку» VI станция. «Конкурс эрудитов».VI станция. «Конкурс эрудитов». Вопросы для игры с болельщиками
I станция. Конкурс «Лабиринт» Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц? Назад
II станция. «Цепочка уравнений». Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров.» Ответ каждого предыдущего примера подставьте в следующий. 1) 0,5 6,2 = 2) +175,52 = 3) x 2,6 =. Решите уравнение. 4) ( : 3 - ×) 25,4 = 269,24. Решите уравнение. 5) 2 = 6) x – 20,4 = 251,922. Решите уравнение. 7) (0,8 + ×) : – 6 = 0. Решите уравнение. 8) Найдите объем куба со стороной. 9) ( 0,004 +x) 5 – 30,6 = 28,9. 10) – 2,9 =. Последний ответ ставим в журнал. Назад
III станция.«Прочитай фразу» Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу. Ответ: = т : 51 = ы – а = 240 с – : (x + 4) = 3 е – – 108 = г – у = 125 о – 25 2 р = 190 д – : x = 85 н – 2 (12 + m) : 3 = 36 я – 96 x : 15 = 15 м – 225 (288 – 38) : 10 = о а = 125 л – : m – 25 = 0 о b – 82 = 13 д ( ) : 16 = е 128 : (r + 1) = 64 ц – 1 Назад
IV станция. «Лесенка» Даны 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки. Назад
V станция. «Задания на смекалку» Вопросы командам. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла. В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек. На сколько копеек там стало денег больше? Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? Вопросы командам. Продолжение Назад
Вопросы командам. Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько? Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? Назовите наибольшее отрицательное число.
VI станция. «Конкурс эрудитов». 1) Кто больше составит слов из слова «математика» 2)Разгадать ребус Назад
Вопросы для игры с болельщиками 1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. Ведущий. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят».О силе русского воина : «И один в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь». Пословицы -Один человек две шапки не носит. -Один глаз, да и тот на Арзамас. - Сшито на одного, так на двоих не полезет. - Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих. -Одно яйцо два раза не высидишь. -Одним днем лето не опоздало. 2) Вопросы:2) Вопросы: Назад
Вопросы: -1% от 1 тыс. рублей? -Единица скорости на море. -Можно ли при умножении чисел получить ноль? -Чему равен 1 пуд? -Наименьшее натуральное число. -Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? -Как найти неизвестное делимое? -Как называется вторая координата точки? -Найти третью часть от 60. -Найти корень уравнения: |x|=-4 -Как называется сотая часть числа? -Как найти неизвестное делимое? -Назовите единицу массы драгоценных камней. -Первая женщина-математик. -Как найти неизвестное вычитаемое? -Как называется первая координата точки? -Разделите 100 наполовину. -Найдите корень уравнения: x 2 =-9 -Сумма длин всех сторон многоугольника? Назад
Литература: Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Козина М.Е. Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.- М.Айрис-пресс,2009