«Рассмотрено на заседании МО» Протокол от « » «Согласовано» «Согласовано» Зам.директора по УВР Протокол от « » «Утверждена приказом Директора Лицея 1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авторская программа по краеведению «С чего начинается Родина?!.»
Advertisements

О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
«ОТ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ» Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс начального.
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Использование исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе в условиях ФГОС.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе «НАШ КРАЙ» МОУ «ПРИВОЛЬНЕНСКАЯ СОШ» ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 2011 – 2012 уч.год.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников Перминова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ 4.
Окружающий мир Автор: О. Т. Поглазова. Программа «Окружающий мир» для 1-4 классов Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим.
Обобщение опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ 12 с. Николина Балка Петровского района Ставропольского края.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Транксрипт:

«Рассмотрено на заседании МО»___________________ Протокол от «___»_____ «Согласовано» «Согласовано» Зам.директора по УВР ____________________ Протокол __от «__»_____ «Утверждена приказом Директора Лицея 1» Т.С.Черняева ______________________ __ от «___»___________ __ от «___»___________ Министерство Образования и науки Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей 1 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина – Карачаево-Черкесия» для 1 классов (33 часа) Составитель: Бекболатова З.А. учитель английского языка 1 квалификационной категории г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса « Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Карачаево-Черкесии и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Карачаево-Черкесии; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Карачаево-Черкесии, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Карачаево-Черкесии. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала родного края. Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» положено диалектическое единство системы

«природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: 1. Окружающий мир, есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Карачаево-Черкесии. 2. Человек живущий в Карачаево-Черкесии имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3. История Карачаево-Черкесии часть истории Отечества. Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Карачаево-Черкесии включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Карачаево- Черкесии как о едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Карачаево- Черкесии и знаниями о социальной действительности. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Карачаево-Черкесии; воспитания у учащихся уважения к истории Карачаево-Черкесии и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны. При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Структура курса «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков: Я и окружающий мир, Природа Карачаево-Черкесии, Человек и природа, Жизнь в Карачаево-Черкесии, Яркие страницы Карачаево-Черкесии.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родной республике, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего место проживания, его расположением на карте Карачаево-Черкесии, символах своей республики; осознаёт свои семейные и общественные обязанности. Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Карачаево- Черкесии» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Карачаево-Черкесии. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в республике (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв ; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Карачаево- Черкесии, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь в Карачаево-Черкесии» и «Яркие страницы истории Карачаево-Черкесии » предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своей республики. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами родного города, совершая экскурсии, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни в Карачаево-Черкесии. Методические основы изучения курса «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия». Для установления смысловых связей между основным содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своей республике в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом республики. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др. Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Карачаево-Черкесии. Дети учатся ориентироваться по карте: определять границы республики, находить, указывать города и реки. При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся: парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка ;

групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой); командные игры, когда класс делится на две команды. Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п. Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования), либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой. При изучении природы и истории родной республики в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В данном курсе представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях складывался самобытный уклад жизни в Карачаево-Черкесии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС (33 ч) Введение (1 ч) Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Я и окружающий мир (2 ч) Родной край. Природа Карачаево-Черкесии (26 ч) Живая и неживая природа. Времена года. Осень в Карачаево-Черкесии. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима в Карачаево-Черкесии. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна в Карачаево-Черкесии. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето в Карачаево-Черкесии. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. Человек и природа ( 4 ч) Занятия людей в Карачаево-Черкесии в разные времена года. Экскурсии В школьный двор, парк; к водоёму, по родному городу : «Родной город», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма» Требования к уровню подготовки младших школьников В процессе изучения курса «Моя малая Родина - Карачаево-Черкесия» учащиеся должны: иметь представления: о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состояние в Карачаево-Черкесии; об истории человека в древние времена, проживающего на территории Карачаево- Черкесии; об истории родного края; знать: объекты неживой и живой природы родного края; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы в области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения на природе и меры её охраны в Карачаево-Черкесии; государственную символику республики, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Карачаево-Черкесию (не менее трёх); родственные связи в семье;

правила поведения в общественных местах и на улице; уметь: различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); узнавать наиболее распространённые лекарственные растения; приводить примеры представителей животного мира (3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города; показывать на карте границы республики, крупные города и своё местонахождение; приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности в Карачаево-Черкесии; могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы; объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; 2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. 3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту республики как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Список использованной литературы: 1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности. Для учителей начальных классов. : «Издательство БАРО – ПРЕСС», Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - : Изд-во РО ИПК и ПРО, Степаненко Л.Г. Степные загадки,2014.